Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:01, реферат
К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и зарубежных инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства;
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.
Нефинансовые - позволяющие
в целом улучшить инвестиционный
климат и тем самым создать
более благоприятные условия
для иностранных и национальных
инвесторов: создание телекоммуникационных
сетей, средств связи, информационных
систем, строительство дорог, организация
свободных экономических зон (СЭЗ).
Вторым направлением государственного
воздействия является регулирование вывоза
капитала - процесса экспорта инвестиций
резидентами за рубеж. Официально капитал
может вывозиться за рубеж в виде прямых
и портфельных инвестиций, в ссудной форме
- в виде кредитов, в виде размещения капитала
юридических и физических лиц на банковских
депозитах и различных счетах. В развитых
странах государственное регулирование
экспорта капитала представляет собой
комплекс мер государственной поддержки
вывоза капитала, в первую очередь прямых
инвестиций: это меры информационной и
технической поддержки инвесторов - содействие
в поиске зарубежного партнера, в организации
предварительного технико-экономического
обоснования проекта, анализа бизнес-плана,
в реализации инвестиционных проектов,
в финансировании инвестиций - участие
в капитале, предоставление налоговых
льгот, кредитование, и особенно страхование.
Иногда капитал вывозится за рубеж не
столько по причине увеличения прибыли,
сколько по мотивам сохранения его путем
помещения в более стабильные и надежные
условия. В последнем случае говорят о
"бегстве" или "утечке" капитала
за границу, Основная причина "бегства
капитала" - отсутствие благоприятного
инвестиционного климата. Как показывает
мировой опыт, такое явление возникает
прежде всего в тех странах, где существует
политическая нестабильность, высокие
налоги, инфляция, отсутствуют гарантии
для инвесторов.
Помимо официальных каналов, капитал может
вывозиться за границу и неофициально.
К последней форме относится вывоз за
границу незаконно полученного (криминального)
капитала.
Незаконные методы перевода капитала
за рубеж связаны с особенностями национального
законодательства и государственного
регулирования данной сферы. В России,
например, к ним можно отнести депонирование
на счетах зарубежных банков доходов от
экспорта, занижение экспортных цен и
завышение импортных, что особенно активно
используется в бартерных операциях, авансовые
платежи под импортные контракты без последующей
поставки товара, зачисление валюты на
зарубежные счета российских резидентов,
возможен также вывоз капитала в виде
наличной иностранной валюте.
Государственное регулирование экспорта
капитала должно быть направлено на сокращение
объемов незаконного вывоза капиталов,
для чего необходимо, прежде всего, осуществлять
мероприятия по улучшению инвестиционного
климата в стране.
Особое место в системе государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
занимает валютное регулирование. Валютное
регулирование может включать в себя валютные
ограничения. По конечному эффекту они
близки к количественным ограничениям,
поэтому иногда рассматриваются как разновидность
нетарифных инструментов регулирования.
Валютные ограничения могут регламентировать
операции резидентов и нерезидентов с
валютой или валютными ценностями. Они
связаны с применением ограничений на
перевод за рубеж валютных средств по
капитальным и (или) текущим статьям платежного
баланса, с ограничением возможностей
резидентов покупать иностранные товары,
услуги, предоставлять за границу кредиты.
Валютные ограничения могут касаться
и внешней торговли, и движения капиталов.
Валютные ограничения являются частью
валютного контроля, осуществляемого
правительством. Валютный контроль - система
государственных мер, контролирующих
все сделки между страной и остальным
миром, куда входит контроль за законностью
валютных операций, за своевременным возвращением
валюты по экспортным операциям, за правильностью
расчетов по импортным операциям и т.д.
В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического
положения и увеличения дефицита платежного
баланса даже промышленно развитые страны
принимают меры к ужесточению валютных
ограничений, особенно по отношению к
вывозу капитала. Это связано с желанием
обеспечить с помощью имеющейся иностранной
валюты текущие платежи. Аналогичные меры
используют страны с переходной экономикой
и развивающиеся, которые стремятся использовать
свои валютные доходы на покрытие первоочередных
народнохозяйственных нужд.
Мировое хозяйство развивается. Сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий, внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.
На деле, роль государства
при некотором изменении его
функций в переходной экономике
возрастает. Если в прежней системе
всесильное тоталитарное государство
во внешнеэкономической сфере
Поэтому, в своей работе
я решил раскрыть методы регулирования
ВЭД, чтобы яснее прорисовались
многие эффективные меры совершенствования
регулирования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киреев А. Международная экономика, - М.: Международные отношения,-1997г. - 411с.
2. Внешнеэкономическая деятельность: теория и практика: Тезисы лекций/ под ред. В. К. Матюшевской. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.
3. Матюшевская В.К. и др. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, - МН.:1993г. - 95с
4. Круглов А.С. и др. Основны таможенного дела, М.: РИО РТА, 1996г. - 310с.
5. См. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право капиталистических стран”, М., 1980 г.,
6. “МЭ и МО”, 1994 г., №7,
7. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
8. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
9. Большая советская энциклопедия.
10. Краткий экономический словарь.
11. П. Самуэльсон "Экономика" том 2
12. К. Р Макконнелл, Стэнли Брю "Экономикс" том 2
13. "Основы международной торговли" Киев BHV 1995 г.
14. Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва
15. С. Мочерный "Основы экономической теории" Тернополь 1993 г.