Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:30, реферат
После вступления в ВТО Россия вынуждена будет строить свою внешнеторговую политику в соответствии с принятыми на себя обязательствами и международными нормами, направленными на либерализацию международной торговли товарами и облегчения доступа на внутренние рынки стран-участниц. Наибольшие опасения в данном вопросе связываются с конкурентоспособностью отечественных товаров на рынке нашей страны и возможностью постепенной адаптации производителей к меняющимся условиям регулирования. Для этого при вступлении России в ВТО будет предусмотрен так называемый «адаптационный период», различный для каждой товарной группы и каждой отрасли в зависимости от степени их чувствительности к изменению таможенного тарифа.
Основные обязательства России при вступлении в ВТО
После вступления в ВТО Россия вынуждена
будет строить свою внешнеторговую
политику в соответствии с принятыми
на себя обязательствами и
Переходные периоды для
В правовую основу ВТО входят следующие основные соглашения:
Основные обязательства России при вступлении в ВТО
2.1. GATT (соглашение по тарифам и торговле) требует от членов
ВТО последовательных сокращений торговых
пошлин и тарифов до минимальных, а также
отказа от поддержки экспорта «сверх необходимого».
Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась
на ограничение импортных пошлин по более
чем 700 товарным позициям. По итогам
переходного периода РФ взяла обязательство
снизить средневзвешенную ставку импортного
тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.
Средний сельскохозяйственный тариф будет
снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная
импортная пошлина на промышленные товары
– с 9,5% до 7,3%. Более трети импортных тарифов
будет снижено с момента присоединения,
еще четверть – спустя три года после
него.
При этом в России суммарная господдержка
экспорта не превышает $600 млн. в год. В
мире господдержка только по линии страхования
экспорта в 2011 г. составила (в млрд долл):
Китай – 60; Франция – 30; США – 17; Индия
– 15; Германия – 13; Италия – 10; Бразилия
– 10; Япония – 5; Канада – 5; Великобритания
– 3.
2.2. GATS (соглашение по торговле и услугам) требует открыть для иностранного капитала следующие сектора:
Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификацией ВТО. То есть, Россия в сфере регулирования ГАТС сумела оговорить минимум особых условий.Кроме того, согласно правилам ВТО, ее члены обязаны постепенно снимать все ограничения, которые они изначально установили для иностранных лиц и компаний в перечнях своих обязательств.
2.3. TRIPS (Соглашение о защите прав интеллектуальной
собственности в сфере торговли) требует выплат за
использование страной-членом патентов
других стран. Россия в этой части соглашения
никаких своих особых условий не оговорила
(в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР
и т.д.).
97% мировых патентов принадлежат высокоразвитым
странам. В том числе, патенты на все разработки
и ноу-хау, сделанные в СССР/России и вывезенные
из страны за последние 20 лет либо в порядке
проведения исследований на зарубежные
гранты, либо в форме «утечки мозгов».
В результате поставки
в Россию оборудования и технологий в
целях планируемого технологического
перевооружения экономики обязательно
будут иметь «патентную» надбавку к цене.
Из первоочередных последствий в данной
сфере специалисты
предсказывают в России неизбежное подорожание
лекарств. Причина в том, что правила
ВТО не позволяют закупать и использовать
дженерики (дешевые аналоги запатентованных
лекарственных средств).
2.4. TRIMS (соглашение по инвестициям) запрещает выдвигать
иностранным инвесторам особые условия
приема инвестиций. В частности, Россия
не сможет требовать от зарубежных корпораций
использовать продукты, сырье и материалы,
произведенные в стране, нанимать в качестве
части работников население страны, а
также выдвигать в качестве инвестиционного
условия требования передачи технологий.
В этой части соглашений по ВТО Россия
(в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР)
существенных особых условий также не
оговорила.
2.5. AoA (cоглашение по сельскому
хозяйству) запрещает странам-участницам
ВТО оказывать какие-либо меры господдержки
производства и экспорта сельхозпродукции
сверх согласованных в ходе переговоров
о вступлении.
Начиная переговоры о присоединении к
ВТО, Россия определила уровень поддержки
сельского хозяйства в 89 млрд. долл. (среднегодовой
уровень субсидий в 1989-1991 гг.). Затем наша
делегация последовательно «сдавала»
первоначальные позиции сначала до 36 млрд.
долл., позднее – до 16 млрд. долл. В итоге
переговоров на момент вступления России
в ВТО уровень допустимых субсидий определен
в 9 млрд. долл., а к 2017 г. должен быть снижен
до 4,4 млрд. долл. В 2011 г., по официальным
данным, у нас на поддержку сельского хозяйства
из бюджета было выделено 125 млрд. руб (чуть
более $4 млрд).
При этом, по данным Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные
субсидии сельскому хозяйству в США возросли
со 100 млрд. долл. в 2007 г. до 120 млрд. долл.
в 2009 г., в Японии – с 55 млрд. до 57 млрд. долл.,
а в странах Европейского союза (27 государств)
несколько понизились – с 160 млрд. до 140
млрд. долл
В итоге на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз меньше, чем в США. Специалисты признают, что российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке на таких условиях невозможна.
3. Наиболее
болезненные обязательства
3.1. В сфере доступа к природным
ресурсам Россия взяла на себя
обязательства повышения цены
на природные ресурсы для
Далее, Россия
взяла на себя обязательства по допуску
иностранных юридических и физических
лиц из стран-членов ВТО к оказанию услуг
по геологическим и геофизическим научным
изысканиям без ограничений. Так, поскольку
Закон «О недрах» и законодательство по
Соглашениям о разделе продукции (СРП)
противоречат правилам ВТО (например,
закон об СРП требует, чтобы не менее 70%
оборудования и услуг, используемых в
проектах, были российского производства),
то эти законы потребуется отменить.
Указанные условия вхождения в ВТО приведут
к потере права собственности на геологическую
информацию о недрах, которую будут получать
иностранные недропользователи; к потере
преимуществ отечественных недропользователей
при оформлении права разработки открытых
иностранными компаниями месторождений
полезных ископаемых; к потере исключительного
права Российской Федерации на объекты
интеллектуальной собственности, созданные
на базе геологической информации о недрах.
Иными словами, руководство
России даже не будет знать, что именно,
в каком объеме и качестве, имеется в национальных
недрах.
Отметим, что в США и Китае к нефтегазовому
сервису допущены только национальные
компании, что обусловлено стратегической
значимостью для безопасности страны
результатов геологоразведочных работ,
сейсморазведки, бурения, геофизических
исследований континентальных и морских
скважин.
3.2. В сфере финансовых услуг из принятых соглашений
с ВТО особенно
опасным является положение, согласно
которому федеральные финансовые органы
не смогут применять меры, которые бы не
допускали увеличения оперативного капитала
банков, получающих иностранные инвестиции;
препятствовали расширению масштабов
или объемов бизнеса таких банков (то есть
захвату доли рынка отечественных банков);
препятствовали участию банков с иностранными
инвестициями в открытии внутренних филиалов
в РФ (то есть территориальной экспансии
зарубежных банков).
Оговоренные квоты на долевое присутствие
иностранных банков в финансовой системе
России при этом работать не будут, поскольку
увеличение уставного капитала зарубежных
банков за счет прибыли, полученной в РФ,
или прибыли, возвращенной в РФ из-за рубежа,
будет считаться внутренними инвестициями.
Кроме того, все капиталовложения, сделанные
российскими юридическими лицами, финансируемыми
из-за границы, в дочерние компании и внутренние
отрасли РФ, также будут считаться внутренними
инвестициями.
То есть, принятые Россией условия вступления
в ВТО фактически
снимают почти все ограничения на действия
зарубежных финансовых структур в России.
3.3. По данным экспертов АПК,
в сельскохозяйственной
За 6 лет национальной программы АПК только
в свиноводство было инвестировано 200
млрд рублей. Сегодня самообеспечение
свининой России около 70% (ожидаемое производство
в 2012 году – 2,6 млн тонн). На условиях ВТО
произойдет быстрое падение производства
до 2 млн тонн, свернут работу до 60% свинокомплексов.
Первоочередные «кандидаты на банкротство»,
по данным официальной отчетности по международным
стандартам, такие крупнейшие предприятия,
как агропромышленный холдинг «Мираторг».
В отрасли исчезнут десятки тысяч рабочих
мест. В животноводстве одно рабочее место
создает около 10 рабочих мест по всей стране
– в логистике, переработке и т.д., то есть суммарные
потери занятости в отрасли составят сотни
тыс чел.
После вступления в силу в России новых
таможенных пошлин импортные поставки
почти всех молочных продуктов вырастут,
а внутреннее производство сократится.
Рынок заполнят дешевые импортные молочные
продукты с растительными жирами вместо
животных. Уже в первый год потери сельхозпроизводителей
из-за снижения цены на молоко составят
29 млрд рублей только на объеме товарного
молока, дальше потери будут расти. Снижение
цен повлечетпадение
поголовья скота и валового надоя, массовые
банкротства производителей, а также резкое
сокращение рабочих мест на селе.
3.4. Снижение пошлин на
Причина в том, что большинство предприятий
российской промышленности работает при
низкой рентабельности, многие (особенно
в моногородах) убыточны и держатся за
счет господдержки (субсидии, льготы, погашение
кредитов, долговые амнистии). Снижение
пошлин для иностранных конкурентов и
недоступность господдержки при вступлении
в ВТО, по имеющимся оценкам, приведет
в течение ближайших двух-трех лет к разорению
и банкротству 30-40 тыс промышленных предприятий.
При этом в зоне социально-экономического
бедствия окажется более 300 моногородов. Обязательное
при вступлении в ВТО повышение внутренних
цен на энергоносители и сырье для предприятий
ускорит и углубит этот процесс.
3.5. В отраслях ОПК (это около 1300 предприятий
и организаций в 64 субъектах России, с
занятостью около 2 млн чел) большинство
предприятий находится на грани рентабельности
или убыточны, в особенности те из них,
которые выпускают продукцию гражданского
назначения.
Вступление в ВТО исключает существующие
ныне меры прямой и косвенной поддержки
этих предприятий (в том числе субсидии
и долговые амнистии). В то же время при
прогнозируемом сокращении доходов бюджета
в результате вступления в ВТО – у государства
резко упадут возможности поддержки предприятий
ОПК механизмом госзакупок.
В этих условиях после вступления России
в ВТО быстро и окончательно исчезнут
многие отечественные производства, которые
обеспечивают производителей оружия и
военной техники сырьем, полуфабрикатами,
комплектующими изделиями и деталями.
Так, по данным официальной отчетности
по национальным стандартам, после вступления
в ВТО не смогут обеспечить рентабельность
производства такие крупнейшие предприятия
ОПК, как ОАО «ЛОМО», ОАО «Уральский оптико-механический
завод» и ряд других. Включая некоторые
стратегические предприятия, являющиеся
«каркасом» экономики и социальной сферы
«моногородов» (например, ОАО «Тутаевский
моторный завод»).
По оценкам экспертов ОПК, в условиях
режима ВТО не смогут «выжить» более 600
предприятий отрасли, будут потеряны до
700 тыс рабочих мест, а также критическая
для обеспечения работы и развития отрасли
часть высококвалифицированного кадрового
потенциала.
Информация о работе Основные обязательства России при вступлении в ВТО