Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 17:39, реферат
Поведение потребителя (покупателя) в рыночной экономике базируется на теории спроса (теории поведения потребителей), которая основана на том, как и каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса; как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет.
Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
. Поведение потребителей и факторы потребления | ||
Поведение – это совокупность поступков, совершаемых человеком при взаимодействии с социальной средой (обществом). Поведение характеризует его потребности, вкусы, взгляды. На поведение могут откладывать отпечаток не только темперамент, характер, но и сиюминутное настроение, воспитание, культура. Поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением услугами, включая процесс принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей: 1. Потребитель независим. Его независимость проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Необходимо предоставлять потребителю выбор и реальную выгоду, приспосабливаться к его поведению. 2. Мотивация и
поведение потребителей 3. Поведение потребителей поддается воздействию. Можно оказывать влияние на побудительную причину (мотивацию), если услуга действительно является средством для удовлетворения потребностей клиента. На формирование поведения влияют факторы внешней среды, психологические, индивидуальные различия. 4. Потребительское
поведение социально законно. П Поведение потребителей находится под постоянным влиянием следующих факторов: · экономических – денежные доходы населения и их распределение, уровень и соотношение розничных цен; · социальных – социальная структура общества, культура потребления, мода, вкусы и т.п.; · демографических – численность и состав населения, а также семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции, различные периоды жизненного цикла семьи, когда в каждый период семья имеет определенные потребности на бытовые затраты, лечение, отдых и т.п.; · природно-климатических, национально-исторических – географические условия, традиции, обычаи, условия быта.
Особое значение для изучения
поведения потребителей имеет группа личностно- Стиль жизни – это определенный тип поведения с устойчивыми манерами, вкусами, привычками, склонностями. Общественный статус отражает интегрированный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, социальную значимость, которая оценивается понятиями «престиж», «авторитет». Убеждения и установки – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Чтобы продать услугу, важно выяснить, как клиент осознает, какая услуга ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Услуга должна быть прежде всего полезна потребителю, а уж потом нравиться самому производителю. Ориентация на полезность и выгоду услуги становится решающей и требует глубокого знания психологических и мотивационных факторов. Мотивация – это повод, побудительная причина к какому-либо действию или комплекс факторов, под влиянием которых человек совершает определенные действия. В результате изучения мотивации клиентов определяются причины предпочтений одной услуги другой. Изучение мотивации Ф. Котлер предлагает проводить по двум направлениям: 1) анализ мотивов поведения
клиента при выборе и 2) нахождение способов
воздействия на решение В настоящее время нередко мотивы приобретения услуги непосредственно не следуют из необходимости удовлетворения жизненно важных потребностей. Все большее влияние на выбор клиента оказывает мода, престижность, торговая марка. Можно выделить следующие мотивы: · выгоды – желание человека разбогатеть, наращивать свою собственность; · снижения риска – потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности; · признания – поиск действий, связанных с формированием статуса, повышением престижа, имиджа; · удобства – желание облегчить свои действия, отношения с другими людьми; · свободы – потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах; · познания – постоянная нацеленность на новые открытия, знания; · содействия, соучастия – желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, коллег по работе; · самореализации – потребность в достижении собственных жизненных целей, установок. На поведение потребителей большое влияние оказывает культура. Культура пронизывает всю жизнь общества и откладывает отпечаток на ее содержание. В отличие от инстинктов культура не передается по наследству, культуре обучаются в процессе всей жизни в данной социальной среде. Процесс освоения культуры включает в себя познание и принятие норм поведения, ценностей и средств общения. | ||
Категории потребителей | ||
Потребителей можно разделить на категории: · потенциальные покупатели – люди, не пользующиеся услугами данного предприятия сервиса, но могли бы стать ими; · посетители – те, кто посетил предприятие сервиса, ничего не купив; · покупатель – человек, который сделал разовую покупку; · клиент – человек, регулярно приобретающий услугу в вашем предприятии, магазине; · приверженец – человек, который не просто покупает, но и дает магазину рекламу, привлекает новых покупателей. | ||
2.5. Новые виды услуг и прогрессивные формы обслуживания | ||
При насыщении рынка услугами (изделиями) и усилении конкурентных взаимоотношений между фирмами критерием благополучной деятельности и экономического роста является способность создавать новые, отвечающие потребностям потребителей, услуги. Новая услуга – это та, которая впервые появилась в данной местности и по своим характеристикам превосходит другие услуги аналогичного назначения. Безусловно, доведение до широкого круга потребителей информации о свойствах и месте предоставления новых услуг должно осуществляться с помощью хорошо поставленной рекламы. Новой услуга может быть: · с точки зрения удовлетворения новой потребности; · по отношению к новому потребителю; · по отношению к устаревшему товару; · по отношению к новому рынку. · Поэтому услугой (товаром) рыночной новизны можно считать: · впервые предлагаемый товар, ранее не имевший аналогов на рынке; · товар, которому присуще принципиальное усовершенствование пo сравнению с аналогичными; · товар, имеющий некоторые усовершенствования среди своих аналогов; · товар (услуга), имевший хождение на других рынках, но новый для выбранного рынка; · товар (услуга) для новой сферы применения. Создание, усовершенствование и продвижение на рынок новых услуг несет в себе определенный риск для предприятия. Имеются данные, что из 60 разработанных идей-предложений новых изделий только 4–5 прорабатываются до конца и внедряются на рынок, и только 1 из них пользуется большим спросом. Прогрессивные формы обслуживания призваны приближать услуги к потребителю, сокращая тем самым время на ее получение и создавая максимальные удобства для него. Рабочее место работника контактной зоны должно быть оснащено в соответствии с характером и содержанием его работы. Так, типовое рабочее место приемщицы предприятия химчистки должно быть оборудовано устройством для просвечивания тканей, набором реактивов для экспресс-анализа загрязнений и другими приспособлениями. До сих пор приемщицы предприятий химчистки, как правило, пришивают метки на одежду по старинке, иголкой с ниткой, хотя есть приспособления, которые могут оказать им большую помощь. На рационально организованном рабочем месте приемщика (менеджера) должны находиться бланки, справочники. Желательно иметь здесь и переговорное устройство, чтобы можно было оперативно связаться с любым работником предприятия. Для облегчения труда работников контактной зоны и ускорения процесса обслуживания приемные пункты и салоны следует оснащать системами демонстрации на табло и дисплеях ассортимента предоставляемых услуг, демонстрационными средствами показа образцов новых изделий и др. К прогрессивным формам обслуживания относятся: · абонементное обслуживание; · бесконтактное обслуживание по месту жительства; · срочное выполнение заказа в присутствии клиента; · обслуживание с помощью обменного фонда машин и приборов; · ремонт на дому сложной бытовой техники; · служба экспресс-ремонта; · прием заказов по месту работы, по телефонам или по почте; · самообслуживание; · выездное обслуживание. В определенной степени новые виды услуг и формы обслуживания населения развиваются в зависимости от отношения государства к данному сектору экономики. Если государство поддерживает развитие сферы услуг, обеспечивая для нее приемлемые условия функционирования, то она занимает одно из ведущих мест в обществе и тогда решаются вопросы создания дополнительных рабочих мест, качественного обслуживания населения, увеличения национального дохода. Внедрение новых видов услуг и прогрессивных форм обслуживания способствует повышению эффективности работы предприятия. Экономический эффект от внедрения выражается в увеличении прибыли за счет снижения себестоимости услуг (самообслуживание на фабриках химчистки одежды) или роста популярности новых услуг и спроса на них. |
Следует отметить, что
в большинстве литературных
Наименование |
Бизнес-рынок |
Потребительский |
1. Характер спроса |
Спрос вторичный или производный от спроса на потребительском рынке, обладает меньшей эластичностью по отношению к цене |
Спрос первичный, более эластичен |
Информация о работе Основные принципы и факторы поведения потребителей