Основные причины кризиса экономики бывшего Советского Союза
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:00, реферат
Краткое описание
Ухудшавшееся положение в народном хозяйстве и неспособность руководителей переломить ситуацию обусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития в конце 70-х – первой половине 80-х годов. В десятой пятилетке (1976-1980) национальный доход вырос на 21%, объем промышленной продукции – на 24, сельскохозяйственной – на 9. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) соответствующие показатели составляли 16,5; 20 и 11%.
Содержание
1 В каком состоянии оказалась советская экономика к середине 80 гг? 2 В чем причины такого положения? 3 Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991 г? 4 Каковы итоги этих реформ?
Основные причины кризиса
экономики бывшего Советского Союза.
Выполнил студент : Хикматов Марат.
Содержание
1 В каком состоянии оказалась
советская экономика к середине
80 гг?
2 В чем причины такого положения?
3 Каким образом власти пытались исправить
положение дел в экономике в 1985-1991 г?
4 Каковы итоги этих реформ?
1 В каком состоянии оказалась
советская экономика к середине
80 гг?
Ухудшавшееся
положение в народном хозяйстве и неспособность
руководителей переломить ситуацию обусловили
дальнейшее снижение темпов экономического
развития в конце 70-х – первой половине
80-х годов. В десятой пятилетке (1976-1980) национальный
доход вырос на 21%, объем промышленной
продукции – на 24, сельскохозяйственной
– на 9. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985)
соответствующие показатели составляли
16,5; 20 и 11%. В начале правления М. С. Горбачева
на волне «ускорения» планировалось увеличить
в двенадцатой пятилетке (1986-1990) национальный
доход на 20-22%, промышленную продукцию
на 20-24, продукцию сельского хозяйства
– вдвое. Ставилась задача догнать в 2000
г. США по уровню промышленного производства.
Задания
одиннадцатой пятилетки, утвержденные
на XXVІ съезде КПСС (март 1981), не были выполнены
не по одному показателю. Вместе с тем
следует отметить, что темпы роста национального
дохода (вновь созданная стоимость во
всех отраслях сферы материального производства)
на протяжении всех 70-х годов сохранялась
на уровне 4,9% ежегодного прироста и даже
в самую «застойную» пятилетку (1981-1985)
обеспечивался ежегодный прирост в среднем
на 3,6% в год. Альтернативные данные (экономисты
В. В. Попов, Н. П. Шмелев; 1990)показывают,
что в 80-е годы национальный доход ежегодно
возрастал на 2,1%, а в 1981-1985 гг. – на 0,6%
, т. е показатели были не на много ниже
уровня большинства развитых стран мира.
В целом брежневский, андроповский и черненковский
периоды правления (1964-1985) характеризуются
ежегодным преумножением национального
богатства на 6,5%, и лишь в горбачевский
период этот показатель снизился до 4,2%
в год.
СССР
располагал мощной многоотраслевой экономикой,
обеспеченной практически всеми видами
сырья, кадрами ученых, инженерами, рабочих.
Производственный потенциал был вполне
высоким и позволял вести эксперименты
по переустройству экономики в нужном
направлении без коренной перетряски
жизни народов страны. Однако руководству
СССР периода позднего «развитого социализма»
эта задача оказалась не по силам.
Попытки
интенсифицировать экономику посредством
составления многочисленных программ
автоматизации и комплексной механизации,
носивших административно-бюрократический
характер, оказались малоэффективными,
поскольку не влияли на зарплату и уровень
жизни. Не удавались и попытки реанимировать
трудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые
почины, вахты, встречные обязательства,
работа по бездефектному методу имели
мало общего с ударничеством довоенных
лет и трудовым энтузиазмом первой послевоенной
пятилетки, чаще всего были «инициативой»
партийных органов, а не масс, и быстро
угасали. Это, конечно, не исключат того,
что в трудовых коллективах было не мало
замечательных, уважаемых мастеров своего
дела и честных тружеников, служащих примером
для подражания.
2 В чем причины такого положения?
Добыча
топлива с 1971-1980 г. Увеличилась в СССР более
чем в 4 раза, газа – более чем в 8, а нефти
– почти в 7. Нефть и газ были важнейшими
предметами советского экспорта. Только
от вывоза нефти страна получала ежегодно
около 16 млрд долларов. Доля топлива и
энергоносителей в общем объеме советского
экспорта выросла с 15,6% в 1970 до 54,4 – в 1984.
В середине 80-х годов две трети общесоюзной
добычи газа и более 60% нефти обеспечивала
Западная Сибирь. Добывать топливо в северных
районах страны становилось все труднее,
и в 1984 г. Впервые за годы советской власти
годовая добыча нефти снизилась.
За
1965-1982 гг. общая валютная выручка СССР
от экспорта нефти и газа составила около
170 млрд. долларов. Максимум продаж нефти
достигнут в 1983 – 91,1 млрд. Падение цен
на уголь и нефть на мировом рынке стало
важнейшей причиной финансового и бюджетного
кризиса в середине 80-х годов. Годы позднего
«развитого социализма» стали называть
годами «застоя» прежде всего потому,
что, поглощая потоки нефтедолларов, Советское
руководство мало сделало для перестройки
экономических механизмов.
Деревне,
традиционно выступавшей донором экстенсивного
развития промышленности, с годами все
труднее было играть прежнюю роль. Несмотря
на возрастающие капиталовложения в деревню,
молодежь продолжала уезжать в город.
С 1967 по 1985 г. Деревню ежегодно покидало
в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст
сельских жителей неуклонно повышался.
Особенно тяжелое положение складывалось
в Нечерноземье – на огромной территории
России, охватывающей 29 областей и автономных
республик. Продукция, проданная государству
колхозниками Нечерноземья в 1980 г. После
всех реформ, оставалась убыточной. По
молоку убыток составлял 9%, по крупному
рогатому скоту – 13%, по свиньям – 20, по
птице – 14, по шерсти – 11%. По материалам
переписей населения 1959 и 1989 гг., численность
сельского населения в стране сократилась
на 10%, в Нечерноземье – на 42%. Это было
главной причиной упадка сельского хозяйства.
3 Каким образом власти пытались исправить
положение дел в экономике в 1985-1991 г?
Начало
масштабных реформ в СССР обычно связывают
с 1985 г., когда партию, а фактически и государство
, возглавил М.С. Горбачёв. Между тем одни
исследователи называют «отцом перестройки»
Ю.В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный
период перестройки» (1983-1985), не без оснований
полагая , что в первой половине 80-х годов
СССР постепенно входил в стадию реформирования.
До
середины 80-х годов , в силу идеологических
причин , усилия экономистов концентрировались
на развитие марксистской доктрины . Принципиальные
же достижения последующего периода были
связаны с её опровержением. А поскольку
в советской экономической системе отсутствовали
механизмы, которые являются основным
предметом изучения современной экономической
науки: конкурентные рынки, сложная банковская
система, валютные биржи, финансовые инструменты
и т.д.-экономисты развивали преимущественно
теорию планирования.
К началу
«перестройки» в стране, за редким исключением,
не было специалистов-теоретиков по макроэкономике,
рынкам капитала и труда, международным
финансам, теории производственных организаций.
Это даёт основания утверждать, что реформы
второй половины 80-х «не были подготовлены
в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном»
и «концепция перестройки и практика во
многом является чистой импровизацией»
(Г. Х. Попов).
Апрельский
(1985) пленум ЦК КПСС. После смерти К.У. Черненко
в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым
Генеральным секретарём был избран М.С.
Горбачев. Избрание молодого, энергичного
лидера отражало стремление как общества
в целом, так и политической элиты к давно
назревшим переменам. Проработанного
плана реформирования у Горбачева и его
единомышленников не было. Но их объединяло
желание разгрести накопившиеся «завалы»,
преодолеть стагнацию, придать больший
динамизм построенной в СССР общественной
системе, ускорить социально-экономическое
развитие страны. Осуществить это предполагалось
перегруппировкой и концентрацией сил
и средств на главных его направлениях.
В политическом
плане задачи нового этапа сформулированы
в выступлении Горбачева на апрельском
(1985) пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь
говорил о необходимости повышения темпов
социально-экономического развития. При
этом на первый план выдвигались задачи
перевода производства на рельсы интенсификации,
ускорения научно-технического прогресса.
Для реализации масштабных задач предлагалось
«решительно поднимать ответственность
кадров, организованность, дисциплину».
В ускорении центральное место отводилось
машиностроению. Темпы его развития предстояло
повысить в полтора-два раза, быстро перейти
на производство новых поколений машин
и оборудования. Первостепенное внимание
предполагалось уделить совершенствованию
станкостроения, электротехники и электроники
как катализаторов научно-технического
прогресса. Прозвучало намерение решительно
ликвидировать ведомственные барьеры
в агропромышленном комплексе.
В числе
приоритетных была названа подготовка
Комплексной программы развития производства
товаров народного потребления и сферы
услуг. На пленуме говорилось о необходимости
удовлетворить потребности населения
в садовых участках, изменить ситуацию
в здравоохранении, продвинуть школьную
реформу, улучшить материальное положение
ряда массовых социальных групп. Горбачев
поставил вопрос о «перестройке» стиля
и «гласности» работы в партийных и государственных
учреждениях. С большим одобрением воспринимались
заявления нового лидера о недопустимости
застоя в движении кадров, назревшей потребности
выдвигать молодых, инициативных работников
; о роли «человеческого фактора».
Первые
позитивные перемены в наибольшей мере
проявились в общественно-политической
атмосфере. Она во многом определялась
личностными качествами нового лидера.
К началу
1987 г. было заменено 70% членов Политбюро,
60-секретарей областных партийных организаций,
40-членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе.
Изменения шли сверху вниз. С 1986 по 1988 г.
на уровне горкомов и райкомов заменено
70% руководителей. Еще более высокими темпами
заменялись хозяйственные управленцы.
Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных
до 1985-го, в первый год пребывания Горбачева
у власти сменилась одна треть, в 1988 г.
их осталось 22, а в 1989 - 10. Ротация продолжалась
и позднее.
В 1985-1986
гг. назревшие в стране хозяйственные
проблемы пытались решать преимущественно
административными методами, вопрос о
создании экономических механизмов реализации
поставленных задач звучал в самой общей
форме. Чрезвычайно показательной для
начального этапа реформ является антиалкогольная
компания – первое крупное комплексное
мероприятие новых лидеров, последовательно
осуществлявшееся в 1985-1988 гг.
Проведенные
мероприятия имели определенный положительный
эффект: сократился травматизм; снизились
смертность людей, потери рабочего времени,
хулиганство, разводы по причинам пьянства
и алкоголизма.
Курс
на ускоренное внедрение достижений научно-технического
прогресса нашел отражение в создании
ряда структур. Было создано Бюро Совмина
СССР по машиностроению, образован Государственный
комитет по вычислительной технике и информатике
(21 марта 1986), принято решение о создании
межотраслевых научно-технических комплексов
(22 января 1986), организовано Главное управление
по созданию и использованию космической
техники для народного хозяйства и научных
исследований (12 октября 1985). Административный
ресурс управления активно использовался
и в других сферах. Стремлением ликвидировать
бюрократизм и ведомственность продиктовано
создание 22 ноября 1985 г. госагропрома –
структуры, поглотившей пять министерств
и один госкомитет, отвечавших за производство,
хранение и переработку сельхозпродукции.
Неповоротливость и неэффективность нового
управленческого гиганта постепенно становились
очевидными (он ликвидирован в 1989). Однако
в 1985 г. идея единого управления всей сферой
агропромышленного производства была
новаторской и выглядела перспективной.
Стремление
более активно использовать экономические
стимулы особенно характерно для середины
– второй половины 1986 г. 14 августа Совмин
СССР своим постановлением разрешил организацию
кооперативов по сбору и переработке вторичного
сырья при местных Советах. По другому,
принятому 19 августа, 20 министерств и около
60 предприятий получили право самостоятельно
выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон
«Об индивидуальной трудовой деятельности»
легализовал частную деятельность и создание
кооперативов в некоторых видах производства
товаров и услуг. Осенью 1986-го было разработано,
а 13 января 1987 г. принято постановление
о создании и деятельности на территории
СССР совместных предприятий. Все это
были шаги к рыночной экономике, ограничению
вмешательства государства в деятельность
предприятий. Социальная сфера к 1985г. находилась
в плачевном состоянии, и люди хотели быстрого
их решения. И первоначально казалось,
что для осуществления намеченного достаточно
политической воли нового руководства.
Однако «революция ожиданий» сыграла
злую шутку с инициаторами апрельского
курса. К 1989-1991 гг. большая часть обещаний
не была выполнена.
4 Каковы итоги этих реформ?
1985
г. приняты постановления о первоочередных
мерах по улучшению материального
благосостояния малообеспеченных
пенсионеров и семей, усилению
заботы об одиноких престарелых
гражданах, а также о распространении
льгот участников Великой Отечественной
войны. В январе 1986 г. повышены пособия
детям военнослужащих, одиноким матерям,
выплаты вдовам. Тогда же вводились надбавки
к зарплате работников ряда регионов.
В мае 1986-го увеличились пенсии пенсионеров,
постоянно проживающих в сельской местности,
а в сентябре введены дополнительные льготы
для участников Великой Отечественной
войны и семей погибших военнослужащих.
Намечалось
осуществить ряд мер по повышению заработной
платы. В мае 1985 г. принято постановление
о совершенствовании оплаты пруда научных
работников, конструкторов и технологов
промышленности, в июле
О повышении
материальной заинтересованности для
некоторых категорий работников аграрной
сферы. Решением от 12 декабря 1985-го улучшалось
материальное стимулирование мастеров,
начальников цехов и участков предприятий.
Наконец, постановление от 17 октября1986
г. предусматривало введение новых тарифных
ставок и окладов, а также снятие ограничений
на фонд заработной платы в производственных
отраслях.
Предполагались
радикальные изменения в строительстве
школ, детских садов, больниц и поликлиник.
Специальное постановление касалось поощрения
садоводства и огородничества. Комплексная
программа развития производства товаров
народного потребления и услуг на 1986 –
2000 гг. обещала прорыв на этом направлении.
И пожалуй, наиболее грандиозной была
программа «Жилье-2000», которая предусматривала
решение одной из наиболее болезненных
социальных проблем в СССР. Согласно документу,
каждая семья к 2000 г. должна была жить в
отдельной квартире или собственном доме.