Основные современные направления и школы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.
Выбранная нами тема является актуальной, потому что сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.

Содержание

Введение
1. Возникновение и развитие экономической теории
1. 1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире
1. 2. Важнейшие этапы становления общей экономической теории
1. 3. Зарождение и развитие основных направлений в экономической теории
2. Основные современные направления и школы экономической теории
2.1 Неоклассический синтез
2.2 Современное кейнсианство
2.3 Либеральное направление в экономической теории
2.4 Институционализм
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание 
Введение  
1. Возникновение и развитие экономической теории  
1. 1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире  
1. 2. Важнейшие этапы становления общей экономической теории  
1. 3. Зарождение и развитие основных направлений в экономической теории  
2. Основные современные направления и школы экономической теории  
2.1 Неоклассический синтез  
2.2 Современное кейнсианство  
2.3 Либеральное направление в экономической теории  
2.4 Институционализм  
Заключение  
Список литературы  
 
                                                  Введение

Тема данной курсовой работы занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. 
Выбранная нами тема является актуальной, потому что сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса. 
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. С течением времени экономическая теория развивалась, и на сегодняшний день мы имеем стройную систему, позволяющую объяснить экономические процессы, происходящие в обществе. 
Целью данной курсовой работы является изучение сущности экономической теории как науки и роли экономических законов в современной экономике. 
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 
рассмотреть экономическую теорию в системе экономических наук;  
изучить методы экономического исследования;  
сделать выводы на основе проведенных исследований.  
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика, поэтому выбранная нами тема представляет большой интерес. 
 
                 1. Возникновение и развитие экономической теории

1.1 Общее представление  о значении и состоянии экономической  теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре. 
Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму. 
Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. 
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом. В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. 
Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. 
На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике. Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. 
Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами. 
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления". Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. 
Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д. Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. 
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей. 

 

 

 

        1.2 Важнейшие этапы становления общей экономической теории

Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: "Экономическая теория - королева наук" [11, 45]. 
Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам хозяйствования обусловил необходимость пересмотра принципов отечественной экономической науки. 
Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов: 
1. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей стран Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э) впервые вводят в научный оборот термин "экономия", что означает искусство ведения хозяйства. Аристотель подразделял два термина: "экономика" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хремантистика" (искусство наживать богатство, делать деньги). 
2. Экономическая теория как наука сложилась в период становления капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере торговли. На требования развития торговли экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первого направления политической экономии. 
3. Учение меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Источник богатства они выводили только из торговли и сферы обращения. Само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название "меркантильный" - денежный. 
4. Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. 
5. Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов землевладельцев. Главным представителем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. 
6. Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783).А. Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777 г) систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). 
7. Опираясь на высшие достижения классической политической экономии, К. Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости; показал исторически приходящий характер капитализма как формации. 
Следует отметить, что кризисный период в развитии науки - частная форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное развитие. 
Нельзя утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории экономической мысли лишь три имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов. 
Сегодня отечественная экономическая наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теориии на основе современных достижений мировой экономической науки. 
Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами. 
Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство. 
Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство. 
Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства. 
Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше - золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. Всовременных экономических системах все большее значение приобретают услуги - невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта. 
Несколько особняком в определении предмета экономической теории стоит марксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете, отношениями собственности на средства производства. 
Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми. 
А. Маршалл определил предметом экономической теории "Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию..." 
П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике "Экономика" пишет: "Экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей" [11, 67]. 
В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны. 
Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории: 
Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. 
В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории: 
• присутствует поведенческий аспект, 
• подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов, 
• выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении. 
Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом). 
Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических. 
Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику. 
Экономическая политика - это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития. 
В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории. Какие средства следует использовать для преодоления инфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следует ли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностранным партнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На все эти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации. Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболее адекватны создавшимся условиям. Для этого важно глубокое знание экономической теории. 
Результаты теоретических исследований в экономике имеют важное значение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений в бизнесе. 
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских "Законах Ману" (IV - III в. до н. э) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г. г. до н. э) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов. 
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 г. г. до н. э), Платона (427 - 347 г. г. до н. э), Аристотеля (384 - 322 г. г. до н. э) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения 
• идея о полезности как основе ценности благ, 
• оценка стоимости продукта также и трудом; 
• рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов. 
Термин "экономия" (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. "Ойкос" - дом, хозяйство; "номос" - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие "экономия" используется в другом значении, оно замещено термином "экономика", используемым в следующих значениях: 
a) хозяйство (страны, района, группы стран); 
b) научная дисциплина, изучающая хозяйство; 
c) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему. 
Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина [3, 89]. 
Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.

 

     1.3 Зарождение и развитие основных направлений в экономической теории

 

Как наука экономическая теория возникла в XVI - XVIII веках. Это - период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке - меркантилизм (меркантильный - денежный). 
Сущность их учения - в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма - политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов. 
Наиболее известные меркантилисты - Томас Ман (1571 - 1641 г. г) и Антуан Монкретьен (1575 - 1621 г. г). Последний ввел в научный оборот термин "политическая экономия", опубликовав "Трактат по политической экономии" в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого "политейя" - "государственное устройство". Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории. 
Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей - экономистов, среди них - Вильям Петти (1623 - 1686 г. г). Важнейшие его работы: "Трактат о налогах и сборах" (1662 г), "Политическая арифметика" (1646 г), "Кое-что о деньгах" (1682 г). Знаменитый афоризм Петти: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать". 
Шотландец Джон Ло (1671 - 1729 г. г), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как "отец инфляции". Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом. 
Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 - 1774 г. г) - глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis - природа, kratos - власть). В центре теоретической системы физиократов - сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. "Экономические таблицы" (1758 г) Ф. Кенэ - попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта. 
Анн Робер Жак Тюрго - французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность "закон убывающего плодородия", который расширительно сегодня трактуется как "закон убывающей производительности (отдачи)". Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной. 
Основоположником классической школы в экономической науке является Адам Смит (1729 - 1790 г. г). Основной его труд - "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г). Центральная идея - идея либерализма в экономике - минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал "невидимой рукой рынка".А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин "экономический человек". Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях. 
Смит утверждал: "Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей". 
А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения. 
Давид Рикардо (1772 - 1823 г. г) - другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо - "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817 г). Отличительная черта его научной системы - признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости - труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль - результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты. 
Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства. 
Жан Батист Сэй - французский экономист (1767 - 1832 г. г). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй - сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый "Закон Сэя": "Предложение рождает свой спрос". Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия. 
Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 г. г) - английский экономист, философ, общественный деятель. "Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии", его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма. 
Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г. г) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - "Капитал", первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия: 
• учение об общественно-экономических формациях; 
• выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы; 
• теория воспроизводства и экономических кризисов; 
• учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара; 
• учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации; 
• оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег; 
• сущность абсолютной ренты. 
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм "марксистов" оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма. 
Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты - теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам - учению К. Маркса. 
Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века. 
Маржинализм (от английского marginal, "предельный") - теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из крайних величин и состояний. 
Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно (1801-1877 г. г). В 40-е годы он опубликовал "Исследования математических принципов теории богатства", где и обозначил основные положения маржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченной современниками. 
Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы: 
Карл Менгер (1840 - 1921 г. г., - основоположник австрийской школы), "Основания политической экономии" - 1871 г., его ученики: Фридрих фон Визер (1851 - 1926 г. г., "Теория общественного хозяйства" - 1914 г), Евгений Бем-Баверк (1851 - 1914 г. г., "Капитал и прибыль" - 1884 - 1889г. г). 
Наиболее значимым вкладом "австрийцев" в экономическую теорию было использование принципиально нового - субъективного - подхода к определению стоимости, суть которого - определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта [13, 70]. 
Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями так называемой математической школы: 
швейцарцем Леоном Вальрасом (1834 - 1910 г. г). Математик по образованию и научным интересам, он применил математический аппарат к экономическому анализу, разработал модель общего экономического равновесия; 
английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835 - 1882 г. г). Джевонс сформулировал математическую интерпретацию предельной полезности, которая используется и поныне; американским экономистом Джоном Бейтсом Кларком (1848 - 1938 г. г). Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов. 
Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется "Экономикс" и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название "Экономикс" ввел в научный оборот Альфред Маршалл (1842-1924 г. г), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла - "Принципы экономике" - 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс - ученик А. Маршалла - назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса. 
Эволюция терминов "экономика", "политическая экономия", "экономике" и "общая экономическая теория" обусловлены историческими причинами, но, no-существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки - науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.

Информация о работе Основные современные направления и школы экономической теории