Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 00:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной экономики.
Задачами данного исследования являются:
- дать определение понятию «инновационная экономика»;
- рассмотреть отличительные признаки инновационной экономики;
- проанализировать основные тенденции развития инновационной экономики;
- рассмотреть инновационную экономику России.
Введение 3
Глава 1. Понятие инновационная экономика 5
1.1 Понятие и сущность инновационной экономики 5
1.2 Отличительные признаки инновационной экономики 10
Глава 2. Основные тенденции развития инновационной
экономики 14
2.1 Развитие инновационной экономики в 20 веке 14
2.2 Инновационная экономика в современной России 21
Заключение 36
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
Инновационная экономика: сущность и основные формы развития
студентки 4 курса 462 группы
направления национальная экономика
экономического факультета
Токишевой Фатимы Махмудовны
Научный руководитель
доцент, к.э.н., __________________ А.Р. Трубицын
Зав. кафедрой
д.э.н., профессор ___________________ Т.И. Трубицына
Саратов 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие инновационная экономика
1.1 Понятие и сущность инновационной экономики
1.2 Отличительные признаки инновационной экономики 10
Глава 2. Основные тенденции развития инновационной
экономики 14
2.1 Развитие инновационной экономики в 20 веке 14
2.2 Инновационная экономика в современной России 21
Заключение
Список используемой литературы
2
Введение
Основной мировой тенденцией формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая тенденция повышения роли образования, знаний и инноваций выступает характерной чертой опережающего развития ряда стран. В таких странах новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают основную долю прироста производительности труда и ВВП. При этом те страны, которые контролируют процесс создания новых технологий, будут контролировать и рынки, где реализуется продукция, созданная с применением этих технологий.
Укрепление Россией своих позиций на мировом рынке без форсированного развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей представляется ограниченным. Реализация задачи высоких темпов роста без структурных сдвигов в экономике приводит к снижению конкурентоспособности страны, ее вытеснению с рынка высокотехнологичной продукции, что в конечном итоге не позволяет поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить безопасность государства в целом.
В последние годы тема инновационной экономики и инновационного развития стала весьма популярной среди отечественных экономистов и политиков. Например, среди различных сценариев развития российской экономики в число приоритетных выдвигается «инновационно-
3
ориентированный» вариант, согласно которому структура инвестиций и
производства интенсивно смещается в пользу информационного и высокотехнологичного секторов. Актуальность данная проблематика приобретает за счет того, что хотя НТП является одним из основных факторов экономического роста, в России инновационная деятельность еще не является основным двигателем экономического роста.
Объектом исследования служит инновационная экономика. Предметом работы является развитие инновационной экономики.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной экономики.
Задачами данного исследования являются:
- дать определение понятию «инновационная экономика»;
- рассмотреть
отличительные признаки
- проанализировать основные тенденции развития инновационной экономики;
- рассмотреть
инновационную экономику
Методологической базой для написания работы послужили учебная литература, данные официальной статистики России, аналитические и статистические обзоры периодической печати, а также ресурсы Интернет.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
4
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «Инновационная экономика»
1.1 Понятие
и сущность инновационной
Инновации возникли вместе с человеком разумным еще в древности в виде огня, дубинки, каменного топора и т.д. И сопровождают человечество до сих пор.
Теорию развития, инноваций и, соответственно, инновационной экономики создал выдающийся ученый, австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале ХХ века.
Его фундаментальная монография "Теория экономического развития" была издана и переиздана в 1911, 1926 и 1934 годах.
С тех пор теория развития и инноваций постоянно углублялась многими выдающимися учеными, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике.
Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их. Эта концепция (инновации) включает пять случаев:
1) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.
2) Создание
нового метода производства, еще
не испытанного в данной
5
5) Создание
новой организации отрасли, например,
достижение монополии или
С возникновением капитализма образовался и сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство.
Во второй половине ХХ века ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. И эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации создавались и использовались во всех отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности.
Главным драйвером массовой генерации инноваций и создания инновационной экономики стал накопленный высококачественный и креативный человеческий капитал.
Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало - 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками»» (Э. Тоффлер «Третья волна»).
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Инновационная экономика в целом – это экономика, способная
6
эффективно использовать любые полезные для общества инновации.
Инновационная экономика – это и общая инновационная система (инфраструктура) в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах.
Инновационная экономика – это и экономика, способная накапливать, приумножать положительный созидательный человеческий капитал. И препятствовать накоплению отрицательной, разрушительной его составляющей.
Инновационная экономика включает шесть основных составляющих:
1) образование;
2) науку;
3) человеческий капитал, включая высокое качество жизни и специалистов высшей квалификации;
4) инновационную
систему, включающую законодательную
базу и материальные
5) инновационную промышленность, реализующую новшества;
6) благоприятную
среду функционирования
Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создает.
Ведущие страны мира в науке и инновациях характеризуются:
- высоким уровнем и качеством ЧК и высокими инвестициями в его развитие;
7
граждан и бизнеса;
- социальной стабильностью;
- активной и компетентной элитой;
- высокими
индексами ИРЧП и
- высоким
уровнем развития
- высоким уровнем развития прикладных наук;
- наличием
в стране мощных
- значительным сектором экономики знаний;
- мощными синергетическими эффектами во всех сферах интеллектуальной деятельности человека;
- наличием
развитых и эффективных
- наличием
развитых и эффективных
- привлекательным
инвестиционным климатом и
- благоприятным предпринимательским климатом;
- диверсифицированной экономикой и промышленностью;
- конкурентоспособной
продукцией на мировых
- эффективным
государственным
- наличием
транснациональных корпораций, обеспечивающих
конкурентоспособное
- низкой инфляцией (как правило, ниже 3%).
Наличие перечисленных факторов и условий обуславливает генерацию инноваций и эффективные механизмы доведения их до уровня
8
конкурентоспособной продукции.
Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. Что эти понятия
из себя представляют, каково их содержание и объем? Коротко ознакомимся с этими понятиями, ибо от их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране.
Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и т.п., порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое. Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений.
В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения — инновации,
Информация о работе Основные тенденции развития инновационной экономики