Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1.Мировая торговля как форма экономических отношений………………5
2.Международное производственное и научно-техническое сотрудничество………………………………………………………..…………12
3.Региональные интеграционные объединения………………………….…18
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

      В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования – добровольные экспортные ограничения – квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные ограничения для предупреждения более жестких торговых санкций.

      Одним из важных направлений  интеграционных процессов и развития  внешней торговли является ее  либерализация, которая предусматривает  снижение или отмену тарифов  и нетарифных барьеров между  странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств. [9, с. 684-686].

      Выбор политики свободной торговли (беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров) или протекционизма во внешней торговле в их бескомпромиссном варианте был характерен для прошлых столетий. [7, с. 449].

      В наше время эти два направления  взаимосвязаны и переплетаются.

       Но во все большей степени  в этом противоречивом единстве  проявляется ведущая роль принципа  свободной торговли.

       Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает "взрывной характер", мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли.

       Именно в этот период был  достигнут ежегодный 7%-ный рост  мирового экспорта. Однако уже  в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в  80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

       На стабильный, устойчивый рост  международной торговли оказали  влияние ряд факторов:

развитие международного разделения труда и интернационализация  производства;

НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

либерализация международной торговли, переход  многих стран к режиму, включающему  отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование свободных экономических зон;

          устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон  свободной торговли.[6, с.625-626].

        Внешнюю торговлю Республики  Беларусь сложно назвать результативной, поскольку на протяжении продолжительного периода в ее развитии наблюдается отрицательное сальдо счета текущих операций платежного баланса. Но в то же время сальдо услуг традиционно является положительным, в формировании которого определяющую роль играют транспортные услуги.

       Наиболее актуальной задачей  для Беларуси является наращивание  экспорта товаров. [13, с.73-77].

      В 2009 году зарегистрированы объемы  экспортно-импортных операций со 181 страной мира, в т.ч. экспорт — в 141 государство, импорт — из 168. Из общего объема экспорта республики на долю России приходилось 31,5%, импорта — 58,5%, остальных стран СНГ — 12,3% и 5,3%, стран ЕС — 43,6% и 22,9%, остальных стран — 12,6% и 13,3% соответственно. Основными торговыми партнерами Беларуси в 2009 г. являлись Россия — 47% от всего объема товарооборота, Нидерланды — 7,8%, Германия — 6,4%, Украина — 6%, Латвия — 3,6%, Польша — 3,2%, Китай — 2,5%, Великобритания — 2,1%, Италия — 1,8%, Индия — 1,2%. При этом из 15 стран, наших основных торговых партнеров, экспорт по сравнению с прошлым годом вырос лишь в Германию (на 21,5%) и Индию (на 55,5%), тогда как в остальных отмечен спад , порой весьма значительный, например, в Россию — на 36,4%, Казахстан — на 14,2%, Китай — на 71,6%, США — 71,3, Польшу — 54,2, Бразилию — на 58,1, Литву — на 40,1%. .[3, с. 4].

        Лидером белорусского экспорта  является товарная группа ”минеральные  продукты”. Более четверти экспорта  приходится на продукты нефтепереработки, что приносит в консолидированный бюджет страны около 8% доходов. 44% товаров данной группы (по стоимости) идет в Великобританию, 22% - в Голландию и 8% в Польшу.

         Следующую позицию занимают “транспортные  средства” – 12% объема экспорта; ”машины и оборудование” находятся  на третьем месте, на них приходится 11% общего объема экспорта. Основными покупателями белорусских тракторов, седельных тягачей и грузовых автомобилей являются Россия (более половины объема продаж), Украина, страны Прибалтики и восточной Европы, Африки и Персидского залива (Иран, ОАЭ, Сирия).

        Товарная группа “недрагоценные  металлы и изделия из них”  составляет 9,8% отечественного экспорта. Белорусский металлургический завод,  имея широкую географию продаж (страны СНГ и ЕС, США, Китай  и др.), стабильно увеличивает их объемы и по праву может называться “голубой фишкой” национальной экономики.

         В десятку лидирующих по экспорту  товарных групп так же входят  ”продукция химической отрасли”  – 8,8%; ”текстиль и текстильные  изделия” – 7,6%;  ”удобрения”  – 5,9%; ”готовые пищевые продукты” – 4%; ”пластмасса, каучук и резина” – 3,8% и ”древесина и изделия из нее” – 3% общего объема экспорта.[8, с. 58-60].

      Нынешний кризис стал своеобразной  проверкой национальных экономик, в особенности тех, которые,  как и белорусская, ориентированы на внешние рынки. Сокращение объемов мировой торговли вызвало закономерное падение экспорта в большинстве стран. [4, с. 2].

      По данным Нацбанка, объем внешней  торговли в 2009 г. сократился  на 29,9% к уровню предыдущего года, до 55,2 млрд. USD, в т.ч. экспорт составил 24,8 млрд. USD (-33%), импорт — 30,4 млрд. USD (-27,1%).

       Промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие)  ввезено в страну на 20,8 млрд. USD, или на 28,1% меньше, чем за предыдущий год, а экспортировано на 15 млрд. USD — в 1,6 раза меньше, чем годом ранее.  

        Самой большой потерей стало  сокращение поставок за рубеж  калийных удобрений на 2,005 млрд. USD (на 54,5% в физическом объеме).

         Резко сократился спрос за  прошлый год и на отечественные инвестиционные товары. Их экспорт уменьшился на 50,3% к объему 2008 г. до 2,005 млрд. USD (9,4% в общем объеме). Так, дорожно-строительной техники экспортировано 23,8% от уровня предыдущего года, автомобилей спецназначения — 32,2%, грузовых автомобилей и седельных тягачей — 34,3% (в физическом измерении — на 74,1 и 83% меньше), прицепов и полуприцепов — 40,4%, тракторов — 54,1% (в физическом измерении — на 27,8% меньше, чем год назад). Импорт инвестиционных товаров снизился на 30,6%, до 2,902 млрд. USD (10,2% в общем объеме). В результате по этой группе товаров отрицательное сальдо увеличилось в 6 раз (с 150,7 млн. USD в 2008 г. до 897,1 млн. USD в 2009-м).

        По потребительским товарам сальдо  также сложилось отрицательное  — 529,1 млн. USD,что на 825,9 млн. USD меньше, чем в 2008 г.

        Баланс сложился в нашу пользу  лишь в сегменте продовольственных  товаров: сальдо +593,8 млн. USD, что в  4,3 раза больше, чем в 2008 г. Увеличение  экспорта продовольствия (на 1,4%) обеспечено за счет роста стоимостных объемов поставок говядины (на 138,8 млн. USD), сахара белого (на 73 млн. USD), масел растительных (на 34,3 млн. USD), мяса птицы (на 29,4 млн. USD), масла сливочного (на 26,6 млн. USD). Кроме того, в физическом измерении поставлено на внешний рынок мяса и мясопродуктов на 49,9%, молока и молочных продуктов на 23,9% больше, чем в 2008 г. С 6,7% до 10,4% увеличилась за год и доля продовольственных товаров в общем объеме экспорта.

         Доля потребительских товаров  в общем объеме экспорта составляет лишь 19%, а импорта — 16%, в т.ч. продовольствия — 10,4% и 5,7% соответственно. [12, с. 23].

         Внешняя торговля услугами оказалась  в 2009 году более устойчивой  к

воздействию мирового финансово-экономического кризиса. По данным Нацбанка, экспорт услуг сократился лишь на 17,3%, до 3,462 млрд. USD, а их импорт — на 22%, до 2,041 млрд. USD. Таким образом, в прошлом году сальдо внешней торговли услугами составило +1,421 млрд. USD, что, впрочем, не смогло существенно компенсировать отрицательный итог внешней торговли товарами.

       Экспорт услуг в страны СНГ  в минувшем году сократился  до 991,3 млн. USD, или на 14,9%, импорт —  до 693,8 млн. USD (на 26%), тогда как в  страны вне СНГ — до 2,47 млрд. USD (–18,3%) и 1,347 млрд. USD (–19,8%) соответственно. При этом объем услуг, оказанных резидентам РФ, составил 806,9 млн. USD (–16,2%), а их импорт сократился еще значительнее — до 441 млн. USD (–28,6%).

       Таким образом, на страны вне  СНГ в 2009 г. пришлось 71,4% отечественного  экспорта услуг и 66% импорта, а на страны СНГ — 28,6% и 34% соответственно.

        В общем объеме внешнеторговых  операций лидируют транспортные  услуги: 66% от общего объема экспорта  и 41% — импорта. Однако здесь  также отмечен существенный спад  по сравнению с 2008 г.: экспорта — до 2,284 млрд. USD (–22%), импорта — до 837,6 млн. USD (–34,7%). Поездки иностранцев в Беларусь сократились в стоимостном выражении на 6,4%, до 339,9 млн. USD, а наших граждан за рубеж — на 16,3%, до 558,8 млн. USD, что составляет 9,8% экспорта и 27,4% импорта. [11, с. 4].

         Количество автомобильных поездок  по традиционным коммерческим  направлениям заметно сократилось  (в Германию на 19,4%, Латвию —  11,7%, Польшу — 11,5%), но удалось  активизировать сообщение с 27 европейскими и азиатскими странами — более чем в 2 раза с Таджикистаном, в 1,5 раза с Азербайджаном, на 85% с Турцией, 36% с Казахстаном. [10, с.3].

        На 23,2%, до 52,5 млн. USD, вырос экспорт  архитектурных, инженерных и прочих  технических услуг (1,5% общего  объема). Между тем зарубежные компании оказали нам таких услуг на 68,5 млн. USD (–9%). Наблюдался рост в экспорте услуг связи — на 5,3%, до 154,3 млн. USD, в то время как импорт снизился на 17,3%, до 70,6 млн. USD.[1].

       Экспорт компьютерных и информационных услуг за 2009 г. вырос, по данным Нацбанка, лишь на 2,8%, до 159,1 млн. USD — это всего 4,6% в общем объеме продаж услуг за рубеж. Одновременно импорт таких услуг вырос на 19,2%, до 42,2 млн. USD.

      Наибольший спад отмечен в  экспорте строительных услуг — на 22,5% по сравнению с 2008 г., до 76,9 млн. USD (2,2% общего объема). [11, с.4].

       Факторы и резервы увеличения  внешнеторгового оборота Республики  Беларусь связаны и отражают  общее состояние социально-экономического  развития страны, становление рыночной экономики, постепенное вхождение в мировое сообщество. Прежде всего, необходимо преодолеть сложившуюся структуру белорусского экспорта, базирующуюся на производственном потенциале крупных промышленных государственных предприятий, пользующихся многочисленными льготами. Это не стимулирует экспорт на основании повышения конкурентоспособности, роста качества и снижения издержек производства. Во-вторых, в экспортируемой продукции слишком велика доля импортного сырья, что сдерживает преодоление отрицательного сальдо внешнеторгового оборота. Необходима переориентация на поддержку экспорта и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В этом смысле к числу приоритетных можно отнести легкую и деревообрабатывающую промышленность, развитие маркетинговой стратегии.[8, с.60].

         Год 2009-й войдет в историю  мировой экономики как один  из самых сложных. Падение производства, снижение занятости и доходов  населения, сокращение потребительского  спроса – так выглядит спираль  кризиса, затронувшего практически  все страны. Даже сегодня ведущие аналитики не берутся предсказать, ограничится ли это движение вниз одним витком либо возможна «раскрутка» кризисной спирали. 
Экономика Беларуси, разумеется, не могла не ощутить негативного влияния мирового кризиса, но при этом продемонстрировала достаточно высокую устойчивость и стабильность. [2, с.20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Международное  производственное и научно-техническое сотрудничество

       Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижение издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделения труда ведет к возникновению элементов прямой производственной кооперации между предприятиями различных стран.[9, с. 684-686].

      Существует несколько видов международной специализации и кооперирования производства: предметная, технологическая и подетальная или поузловая специализация и кооперирование производства.

      Международная кооперация может  происходить в виде как внутри-, так и межфирменных соглашений. При этом в систему международного сотрудничества втягиваются не только головные, но и дочерние компании, расположенные в самых различных странах.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции