Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа
По имеющимся прогнозам, до 2015 – 2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5% - 3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости сохраниться или даже чуть увеличиться. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн. человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста самодеятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затруднительно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжёлым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.
Введение
1. Западноевропейский центр: динамика развития
2. Североамериканский центр: тенденции развития
3. Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития
4. Сравнительный анализ роли и места 3-х центров в развитии мирового хозяйства
Структурной кризис 90-х гг.
От продолжительного экспортного бума японские банки получали, огромный приток ликвидных средств, который вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузыря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны, корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».
Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние, на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15—16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога. если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроси на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е. дерегулирование. В числе приоритетных мер — упрощение регламентации работы банков и биржи, облегчение правил покупки жилья и земли, отмена
лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое.
В 90-х гг. Япония сохранила положительное
сальдо по торговым платежам и доходам
от зарубежных вложений и оно не
компенсируется оттоком
В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных долгов банкам оценивалась в астрономическую сумму — 70—80 трлн. иен (504—576 млрд. долл.), или 20% ВВП. Для стимулирования конъюнктуры и списания безнадежных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные финансовые ресурсы — общим объемом 84 трлн. иен, или 684 млрд. долл. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.
Для оздоровления банковской сферы, без
чего Япония не сможет рассчитывать
на выход из кризиса, нужны банкротства
наиболее слабых банков и введение
жесткого контроля за реструктурированием
финансовых учреждений. Надзор за банками
поручен новому Агентству финансового
надзора. В конце 1998 г. Агентство
ввело кризисное
3.2. Индонезия
3.2.1Современные тенденции
Растущее вовлечение экономики Индонезии в мировое хозяйство наряду с позитивными последствиями несло в себе и негативные. Все это наглядно проявилось в ходе восточноазиатско-го кризиса 1997—1998 гг. В частности, тяжелым бременем остается внешний долг, составляющий 140 млрд долл., из которых Х0 млрд долл. приходится на частный сектор: В свою очередь, 30% частного долга представляют собой обязательства 20 крупнейших финансово-промышленных групп, с которыми тесно связаны интересы экс-президента Сухарто. Бремя «плохих» долгов привело к банкротству половины кредитных институтов, что фактически парализовало банковскую систему страны. Тем самым была подорвана финансовая устойчивость реального сектора экономики. В итоге в 1998 г. ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкообразно менялся, резко ухудшилось материальное положение основных групп населения, общественные процессы оказались дестабилизированы и страна на пороге XXI в. вступила в полосу глубокого системного кризиса.
3.3 Таиланд
3.3.1 Современные тенденции
В отличие от Малайзии Таиланд вырабатывает
антикризисную стратегию в
Серьезное давление на экономику оказывают внутренние .и внешние долговые обязательства Таиланда, совокупный объем которых составляет порядка 200% ВВП. Идя на сотрудничество с МВФ, Таиланд стремится адаптировать рекомендации зарубежных экспертов к конкретным реалиям страны. В частности, Бангкоку удалось получить согласие МВФ на временное сохранение дефицитного сальдо бюджета в размере 1—2% ВВП с тем* чтобы поддержать социально-экономическую стабильность в стране.
Нормализация положения в
3.4.китай
3.4.1 Современные тенденции
Переходный характер современной
китайской экономики, сосуществование
в ней элементов прежней
Резкие ускорения прироста ВВП
обычно сопровождаются явлениями «перегрева»
экономики и скачками инфляции. Для
ее обуздания власти вынуждены периодически
прибегать к «урегулированию»
экономики — мерам
Однако последующие события показали, что такой вывод был преждевременным. Дефляционные эффекты жесткой финансовой политики, угнетающие экономический рост, оказались более долговременными, чем ожидалось, и в 1997—1998 гг. при снижении инфляции сначала до нуля, а затем1 и до отрицательных показателей происходило дальнейшее замедление темпов прироста ВВП. В первой половине 1998 г. прирост ВВП едва превышал 7% в годовом исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при меньших показателях роста в экономике Китая не будет создаваться достаточного числа рабочих мест для абсорбации трудовых ресурсов). В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной конъюнктуры за счет смягчения денежной политики и осуществления крупных государственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне укладывалось в ставшую уже привычной картину циклической динамики.
Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микроуровне, так и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы государственных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим направлениям. К рамках прежней, административно-командной системы в КНР, как и в других социалистических странах, сложился специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торги» между звеньями административной системы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое задание, управленческий орган мог опираться как на силу политико-административного, авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы. Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих производственных возможностях, всегда могло сослаться на нереальность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления. В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а выше стоящий орган – больших результатов в обмен на эти ресурсы.
В целом типичную картину макроэкономического
цикла В КНР можно представить
следующим образом. В интересах
ускорения экономического развития,
создания дополнительных рабочих мест,
а также под давлением
4. Сравнительный анализ роли и места 3 – х центров в развитии мирового хозяйства.
Под «Западная Европа» принято обозначать большой регион (к нему причисляют также северную и Южную Европу, охватывающей территорию более чем двадцати государств. Среди последних крупные, средние, малые и карликовые государства. Почти все западноевропейские страны относятся к категории развитых, что само по себе создает предпосылки для их тесного взаимодействия. Нельзя рассматривать каждую страну по отдельности, т.к. исторически сложилось, что одна страна не может безубыточно развиваться без другой, следовательно и экономические процессы у них схожи. Западная Европа все более превращается в единый хозяйственный комплекс. Сегодня она - один из трех «центров силы» в мировом хозяйстве наряду с США и Японией.
Выводы:
1.Западная Европа
2. Важнейшими тенденциями
Почти все пространство Северной Америки (85%) приходиться на территорию трех государств – Канада, США и Мексики, богатой природными ресурсами. Данные страны взаимодействуют между собой, но безусловным лидером является США, обладающая высоким научно – техническим прогрессом и занимающая первое место по суммарным объемам инвестиций в НИОКР.
На традиционную экономику Канады оказывают влияния два главных фактора – наличие богатых природных ресурсов и соседство с могущественными США. Мексика, развивающаяся страна с неустойчивой экономикой, зависящей от внешнего финансирования.
В азиатско – тихоокеанский центр входит большое количество стран но в данной контрольной работе я рассмотрела Японию, Таиланд, Малайзия и Китай. И нельзя отрицать их взаимодействия, но безусловно лидером является конечно – же Япония и её быстрый переход от традиционной феодальной социально – рыночной системы к рыночной экономике. Многие страны позже во многом использовали уроки японского пути «догоняющего развития», что конечно не может не сказаться как на взаимодействии стран азиатско-тихоокеанского региона, так и мирового хозяйства.
Список литературы
1. мировая экономика: учебник5 под ред.: Проф. А.С. Булатова – М.: Юристь, 2009
2. Мировая экономика: учеб. Пособие для вузов /Под ред. Проф. И.П. Николаевой, Москва Юнити 2010
3. мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет /Под ред. И.С. Королёва. – Москва Юристь, 2011
Информация о работе Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития