Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

По имеющимся прогнозам, до 2015 – 2020 гг. ВВП Западной Европы будет расти умеренными темпами, скорее всего в пределах 2,5% - 3%, что будет на уровне или даже несколько ниже соответствующих показателей двух других «центров силы». При таких темпах экономического роста нынешняя острота проблемы занятости сохраниться или даже чуть увеличиться. Численность занятых в Западной Европе, составившая в 1997 г. около 136 млн. человек, к 2015 г. возрастет не более чем на 1-2 млн. человек. Поскольку можно ожидать гораздо большего роста самодеятельного населения региона, в основном за счет притока рабочей силы из третьих стран, на пути которого весьма затруднительно будет поставить непроницаемые «шлюзы» и барьеры, проблема безработицы, видимо, ляжет еще более тяжёлым бременем на социальную и финансовую системы Старого Света.

Содержание

Введение
1. Западноевропейский центр: динамика развития
2. Североамериканский центр: тенденции развития
3. Азиатско-тихоокеанский центр: динамика и тенденции развития
4. Сравнительный анализ роли и места 3-х центров в развитии мирового хозяйства

Вложенные файлы: 1 файл

мировая эконмика.docx

— 45.70 Кб (Скачать файл)

Структурной кризис 90-х гг.

От продолжительного экспортного  бума японские банки по­лучали, огромный приток ликвидных средств, который  вклады­вался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько  в спекулятивные сделки с акциями  и не­движимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земель­ных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, по­лучил в прессе и обществе название «экономика мыльного пузы­ря». Когда  в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и зе­мельных участков начала падать. По мере их падения обнаружи­вались  и накапливались долги банкам со стороны, корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому правительством была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и по­ощряло сокрытие банками  информации о состоянии их кредит­ных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства  банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».

Кризис японской финансовой системы  оказывает угнетающее влияние, на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15—16%, так  как предприятия потеряли часть  ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое  обеспечивает банковские кредиты в  качестве залога. если экономика страны перестает соответствовать их требовани­ям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроси на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабос­тью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать струк­турным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынки новым конкурентам, как своим, так и иностранным, т.е. дерегулирование. В числе приоритетных мер — упрощение регла­ментации работы банков и биржи, облегчение правил покупки жилья и земли, отмена

лицензирования доступа банков на валют­ные рынки и многое другое.

В 90-х гг. Япония сохранила положительное  сальдо по торго­вым платежам и доходам  от зарубежных вложений и оно не ком­пенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной  Азии сказался на японской экономике  не столь­ко прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешне­торгового оборота  Японии), сколько косвенно, через  ухудше­ние условий деятельности для  филиалов японских компаний. Именно в  этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских' предприятий. Из-за прекраще­ния поставок местных  материалов терпят убытки крупные торго­вые  корпорации Японии, ведущие в странах  Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты  японским банкам, усугубляя проблему безнадежных долгов.

В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадежных дол­гов банкам оценивалась в астрономическую  сумму — 70—80 трлн. иен (504—576 млрд. долл.), или 20% ВВП. Для стимулирования конъюнктуры  и списания безнадежных долгов через  бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные фи­нансовые ресурсы — общим  объемом 84 трлн. иен, или 684 млрд. долл. Эти  «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.

Для оздоровления банковской сферы, без  чего Япония не смо­жет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства  наи­более слабых банков и введение жесткого контроля за реструкту­рированием финансовых учреждений. Надзор за банками  поручен новому Агентству финансового  надзора. В конце 1998 г. Агентство  ввело кризисное государственное  управление сроком на один год в  двух банках долгосрочного кредита  — «LTCB» и Японском кре­дитном банке.

3.2. Индонезия

3.2.1Современные тенденции социально-экономического развития

Растущее вовлечение экономики  Индонезии в мировое хозяй­ство наряду с позитивными последствиями  несло в себе и нега­тивные. Все  это наглядно проявилось в ходе восточноазиатско-го кризиса 1997—1998 гг. В частности, тяжелым бременем оста­ется внешний долг, составляющий 140 млрд долл., из которых Х0 млрд долл. приходится на частный сектор: В свою очередь, 30% частного долга представляют собой обязательства 20 крупнейших финансово-промышленных групп, с которыми тесно связаны ин­тересы экс-президента Сухарто. Бремя «плохих» долгов привело к банкротству половины кредитных институтов, что фактически парализовало банковскую систему страны. Тем самым была по­дорвана финансовая устойчивость реального сектора экономики. В итоге в 1998 г. ВВП сократился на 16%, курс рупии скачкооб­разно менялся, резко ухудшилось материальное положение основ­ных групп населения, общественные процессы оказались деста­билизированы и страна на пороге XXI в. вступила в полосу глу­бокого системного кризиса.

3.3 Таиланд

3.3.1 Современные тенденции социально-экономического развития

В отличие от Малайзии Таиланд вырабатывает антикризисную стратегию в тесной кооперации с международными финансовыми  организациями, прежде всего с МВФ. Получив от последнего кре­дитную поддержку  в размере 17 млрд долл., правительство  активнопроводит санацию банковской системы, страдающей от бремени просроченных долгов, объем которых достигает 35% всех предо­ставленных кредитов. При этом активно используется процедура банкротства, слияния и поглощения кредитных институтов. Ком­плексное оздоровление банковской системы потребует суммы, эк­вивалентной 40-50% ВВП.

Серьезное давление на экономику оказывают  внутренние .и внешние долговые обязательства  Таиланда, совокупный объем которых  составляет порядка 200% ВВП. Идя на сотрудничество с МВФ, Таиланд стремится адаптировать рекомендации зарубеж­ных экспертов  к конкретным реалиям страны. В  частности, Банг­коку удалось получить согласие МВФ на временное сохранение дефицитного сальдо бюджета в размере 1—2% ВВП с тем* чтобы поддержать социально-экономическую стабильность в стране.

Нормализация положения в финансовой сфере рассматривает­ся в Таиланде как обязательное, но не единственное условие пре­одоления последствий  кризиса. Ключевое значение приобретает  проведение в экономике структурной  перестройки. С одной стороны, правительство  контролирует кредитное обеспечение  банка­ми финансовых потребностей сельского  хозяйства, что жизненно важно для  устойчивого развития Таиланда, с  другой — иницииру­ется проведение образовательной реформы как  одного из ключе­вых условий структурных  преобразований, предусматривающих  сдвиги в пользу, перспективных отраслей машиностроения, (авто­мобилестроения, электроники, электротехники и ряда других).

3.4.китай

3.4.1 Современные тенденции социально-экономического развития

Переходный характер современной  китайской экономики, со­существование в ней элементов прежней административно-ко­мандной и новой рыночной систем оказывают  определяющее воз­действие на процессы общественного воспроизводства  в стране. Данные табл. 26.2 свидетельствуют  об очень высоких в целом среднегодовых  показателях экономического роста  в период ре­форм. Но эти данные говорят  и о другом: динамика экономичес­кого  роста в Китае в 80—90-е гг. характеризуется  ярко выраженной неравномерностью.

 

Резкие ускорения прироста ВВП  обычно сопровождаются яв­лениями «перегрева»  экономики и скачками инфляции. Для  ее обуздания власти вынуждены периодически прибегать к «урегу­лированию»  экономики — мерам ограничительной  финансовой политики. В результате рост цен замедляется, но платой за это является сопутствующее замедление темпов экономического рос­та. Периоды  ускорений и урегулирований следуют  один за другим, формируя определенную циклическую тенденцию. К примеру, в 1988 г. — на пике экономического подъема  второй половины 80-х гг. — годовой  прирост ВВП составил 11,3%, а инфляция — Г8,5%. В результате политики «урегулирования», осуществляв­шейся с осени 1988 г., темпы инфляции снизились в 1990 г. до 2,1%, а темпы экономического роста  — до 3,8%. В ходе ново­го хозяйственного оживления, начавшегося во второй половине 1991 Г., максимальные темпы экономического роста (14,2%) были достигнуты в 1992 г., а инфляция достигла максимума (21,7%) в 1994 г. Меры ограничительной политики начали осуществляться уже с середины 1993 г. На этот раз в отличие от урегулирования в 1988—1991 гг. правительством была поставлена задача обеспе­чить «мягкую посадку» экономики, т.е. при подавлении инфляции сохранить высокие темпы экономического роста. Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствова­ли об успехе выбранной линии и о том, что власти КНР научи­лись воздействовать на факторы циклической динамики. Подав­ление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».

Однако последующие события  показали, что такой вывод был  преждевременным. Дефляционные эффекты  жесткой финансо­вой политики, угнетающие экономический рост, оказались более  долговременными, чем ожидалось, и  в 1997—1998 гг. при сниже­нии инфляции сначала до нуля, а затем1 и до отрицательных по­казателей происходило  дальнейшее замедление темпов прироста ВВП. В первой половине 1998 г. прирост  ВВП едва превышал 7% в годовом  исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при  меньших показателях роста в  экономике Китая не будет создаваться  доста­точного числа рабочих  мест для абсорбации трудовых ресурсов). В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной конъюнктуры за счет смяг­чения денежной политики и осуществления крупных государст­венных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне ук­ладывалось в ставшую уже привычной картину циклической ди­намики.

Причины такого рода цикличности можно  обнаружить как на микроуровне, так  и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы  государствен­ных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим на­правлениям. К рамках прежней, административно-командной  системы в КНР, как и в других социалистических странах, сло­жился  специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торги» между звеньями административной систе­мы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое за­дание, управленческий орган мог опираться как на силу полити­ко-административного, авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы. Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих произ­водственных возможностях, всегда могло сослаться на нереаль­ность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления. В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а выше стоящий орган – больших результатов в обмен на эти ресурсы.

В целом типичную картину макроэкономического  цикла В КНР можно представить  следующим образом. В интересах  ускорения экономического развития, создания дополнительных рабочих мест, а также под давлением групповых  интересов на отраслевом и региональных уровнях государство ослабляет  денежную политику. Это приводит к  усилению хозяйственной активности предприятий и местных властей. В экономике возникает гипертрофированный инвестиционный бум, приводящий к сверхвысоким темпам экономического роста и ускорению  роста цен. Вслед за инфляцией  спроса, вызванной кредитной эмиссией, в процессе хозяйственного подъема  выявляются «узкие места» экономики, и  способствует генерированию инфляции издержек. Когда инфляция достигает  социально неприемлемого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над ка­питаловложениями. Совокупный спрос ограничивается, ресурс­ные ограничения сглаживаются. Происходит замедление эконо­мического роста. Инфляция постепенно снижается. В то же время трудности, связанные с  дефляционной политикой (неплатежи, проблемы со сбытом продукции и получением кредитов, высво­бождение трудовых ресурсов и т.д.), вызывают все большее недо­вольство  у хозяйственников и населения. В совокупности эти об­стоятельства  постепенно подготавливают условия  для начала но­вого цикла.

4. Сравнительный анализ роли  и места 3 – х центров в развитии мирового хозяйства.

Под «Западная Европа» принято  обозначать большой регион (к нему причисляют также северную и Южную  Европу, охватывающей территорию более чем двадцати государств. Среди последних крупные, средние, малые и карликовые государства. Почти все западноевропейские страны относятся к категории развитых, что само по себе создает предпосылки для их тесного взаимодействия. Нельзя рассматривать каждую страну по отдельности, т.к. исторически сложилось, что одна страна не может безубыточно развиваться без другой, следовательно и экономические процессы у них схожи. Западная Европа все более превращается в единый хозяйственный комплекс. Сегодня она - один из трех «центров силы» в мировом хозяйстве наряду с США и Японией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

1.Западная Европа характеризуется  высокой экономической и особенно  социальной ролью государства и открытостью экономики.

2. Важнейшими тенденциями экономического  развития Западной Европы в  ближайшие 15 – 20 лет развертывание  интеграционных процессов и регионализации.

Почти все пространство Северной Америки (85%) приходиться на территорию трех государств – Канада, США и Мексики, богатой природными ресурсами. Данные страны взаимодействуют между собой, но безусловным лидером является США, обладающая высоким научно – техническим прогрессом и занимающая первое место по суммарным объемам инвестиций в НИОКР.

На традиционную экономику Канады оказывают влияния два главных  фактора – наличие богатых  природных ресурсов и соседство  с могущественными США. Мексика, развивающаяся страна с неустойчивой экономикой, зависящей от внешнего финансирования.

В азиатско – тихоокеанский центр входит большое количество стран но в данной контрольной работе я рассмотрела Японию, Таиланд, Малайзия и Китай. И нельзя отрицать их взаимодействия, но безусловно лидером является конечно – же Япония и её быстрый переход от традиционной феодальной социально – рыночной системы к рыночной экономике. Многие страны позже во многом использовали уроки японского пути «догоняющего развития», что конечно не может не сказаться как на взаимодействии стран азиатско-тихоокеанского региона, так и мирового хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. мировая экономика: учебник5  под ред.: Проф. А.С. Булатова – М.: Юристь, 2009

2. Мировая экономика: учеб. Пособие  для вузов /Под ред. Проф. И.П. Николаевой, Москва Юнити 2010

3. мировая экономика: Глобальные  тенденции за 100 лет /Под ред.  И.С. Королёва. – Москва Юристь, 2011

Информация о работе Основные хозяйственные центры мировой экономики: тенденции современного развития