Основные экномические показатели деятельности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основных экономических показателей деятельности малого предприятия и анализ налоговой нагрузки при применении специальных налоговых режимов на практических данных.

Задачи:

- Изучить основные критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с действующим российским законодательством;

- Исследовать международную практику налогообложения субъектов малого бизнеса;

- Рассчитать основные экономические показатели деятельности малого предприятия на практических данных предприятия;

- Проанализировать полученные данные и разработать рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки для предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия………………………………………………..…………………6 1.1. Критерии отнесения предприятия к категории малых в Российской Федерации …………………………………………………………..……………………….6
1.2. Регулирование государством деятельности субъектов малого предпринимательства с использованием рычагов налогового администрирования. Опыт зарубежных стран.…………………………………………………………………………….11

Глава 2. Использование основных экономических показателей в анализе налоговой нагрузки малого предприятия в условиях применения специального налогового режима……………………………………………..19

2.1. Специальные налоговые режимы, применяемые малыми предприятиями. Упрощенная система налогообложения……………………………………….19

2.2. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса на примере ООО «Лютик»…………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...30

Библиографический список………………………………………………….....32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Основные экномические показатели малого предприятия.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

    Необходимо  отметить, что в международной  практике НДС уплачивается практически  всеми предприятиями независимо от их статуса. В случае, когда в  рамках упрощенной системы налогообложения  допускают освобождение от обязанности  исчислять и уплачивать НДС, налогоплательщикам предоставляется право на добровольную регистрацию в качестве плательщика этого налога, и для таких фирм предусматриваются определенные льготы (Великобритания). В других странах для приоритетных сфер деятельности используются сниженные ставки НДС. Подобной возможности в российской налоговой системе не предусмотрено.

    В налоговой практике развитых стран  гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Упрощенный режим  налогообложения направлен в  первую очередь на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства. В соответствии с этим режимом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС). Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков.

    Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также от возможных трудностей администрирования. База потока наличности является лучшей заменяющей базы налога на прибыль, а использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают вопросы эффективности налогового администрирования.

    Другим  видом специального режима налогообложения  являются вмененные налоги. Вмененные  налоги в некоторых странах практически  полностью отсутствуют (например, в  США), но в других странах они применяются весьма широко. Так, во Франции применяется особый вмененный режим налогообложения малого бизнеса для предприятий с совокупным годовым оборотом, не превышающим определенного порога, - контрактный налог, или forfait.

    Отметим, что в различных странах для  целей налогообложения малого бизнеса  применяется множество вмененных методов. Но в международной практике (в отличие от упрощенной системы налогообложения) точного аналога российской системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нет.

    Среди вмененных методов применяются  специально приспособленные методы с учетом особенностей отдельных отраслей. Например, в Италии используется вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности, т.е. на основе профессии или занятия индивидуума. Поскольку такое налогообложение может привести к несправедливости по отношению к некоторым налогоплательщикам при высоких значениях сумм налога, вменяемые суммы должны устанавливаться на относительно низком уровне. В силу этого они неэффективны при обложении специалистов с высоким доходом.

    Основными принципами используемых в индустриальных странах специальных режимов для определенных видов деятельности является максимальное соответствие налогового бремени фактической доходности бизнеса и отсутствие дискриминирующих положений.

    Таким образом, анализируя предпосылки формирования сильного малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается в эффективной и результативной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают занять место на рынке, укрепиться и развиться малым предприятиям. Для них это возможность стать полноценными участниками налоговых отношений, что способствует повышению благосостояния страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Использование основных экономических показателей в анализе налоговой нагрузки малого предприятия в условиях применения специального налогового режима.

     2.1 Специальные налоговые режимы, применяемые малыми предприятиями. Упрощенная система налогообложения.

    Применение  определенных законодательством дифференцированных критериев отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства  позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида этих субъектов. Важное значение имеет то обстоятельство, что в законе четко прописаны особенности правового регулирования субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ними и Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) малые предприятия имеют право применять:

    1) общий режим (систему) налогообложения,  при котором уплачиваются в  бюджет все установленные налоги (ОСН, ОСНО);

    2) специальные налоговые режимы:

    - упрощенную систему налогообложения (УСН, упрощенка);

    - систему налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД);

    - иные специальные налоговые режимы.

    Упрощенная  система налогообложения (она же "упрощенка") - самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы. Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ (В Таблице 3 приведены условия, которые необходимо выполнить предприятию для перехода на УСН с ОСН). Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения. 

Таблица 3

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Для организации                   Для индивидуальных 
предпринимателей
Доходы  от реализации за 9 месяцев года,                
предшествовавшего году перехода на упрощенную систему  
налогообложения, не должны превышать 45 млн руб.     
Среднесписочная    
численность        
работников за      
налоговый          
(отчетный) период  
не должна          
превышать          
100 человек      
Средняя численность работников за налоговый  период не  
должна превышать 100 человек                         
Остаточная  стоимость основных средств и нематериальных 
активов не должна превышать 100 млн руб.             
Доля  участия других организаций не должна быть более   
25%. Данное ограничение не распространяется на         
организации, уставный капитал которых полностью        
состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, 
численность которых не менее 50%, а фонд оплаты        
труда - не менее 25%, а также на некоммерческие        
организации, в том числе на организации                
потребительской кооперации                           
 
 

    В УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, - налога на прибыль у юридических лиц, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого "налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения". Основные ставки налогов при общей системе налогообложения: налог на прибыль - 20%, НДФЛ - 13%, НДС - 18%, налог на имущество - до 2,2%. Ставка же единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6 либо 15%. Разумеется, прямое сравнение налоговых ставок при общей системе налогообложения и упрощенной системе налогообложения некорректно, так как перечисленные налоги имеют различные налоговые базы. Однако достаточно простые расчеты показывают, что общая сумма налогов, которые при одинаковых параметрах деятельности должен бы был уплатить налогоплательщик при ОСН и УСН, отличается в пользу последней в разы - выгода применения УСН очевидна. Упрощенная система налогообложения хороша еще и тем, что налогоплательщику предоставляется возможность не только ее выбора как специального налогового режима, но и выбора любой из ее "подсистем", отличающихся друг от друга налоговой базой и ставкой единого налога: либо 6% от дохода, либо 15% от дохода, уменьшенного на величину расходов.

    Под доходами при определении налоговой  базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете "упрощенного" налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. Обратите внимание, что при выборе между "упрощенкой 6%" и "упрощенкой 15%" следует исходить из того, какую долю от ваших доходов составят документально подтвержденные расходы. Если доля таких расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов.

    "Границу"  выгодности "упрощенных" налоговых  подсистем можно рассчитать следующим  образом:

    Д x 0,06 = Н;

    (Д  - Р) x 0,15 = Н,

    где Д - доходы предприятия;

    Р - его документально подтвержденные расходы;

    Н - сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет государства.

    Очевидно, что Д x 0,06 = (Д - Р) x 0,15, т.е. Р = Д - (Д x 0,06) / 0,15 = Д - (0,4 x Д) = 0,6 x Д.

     Таким образом, суммы налога становятся одинаковыми  при ставке 6% и при ставке 15% в  том случае, если сумма расходов составляет 60% от суммы доходов. Приведенный расчет означает, что если подтвержденные расходы предприятия будут составлять более 60% от суммы доходов, то выгоднее использовать "УСН 15%", в противном случае - "УСН 6%". Данный расчет верен в том случае, если ставка налога при упрощенной системе налогообложения "доходы минус расходы" составляет 15%. Если же на территории субъекта РФ действует пониженная налоговая ставка, расчет необходимо скорректировать. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. (В г. Москве это -  Закон от 07.10.2009 № 41 «Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов», в соответствии с которым право на применение ставки единого налога при применении УСН в размере 10% имеется у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют следующие виды экономической деятельности: - обрабатывающие производства; - управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда; - научные исследования и разработки; - предоставление социальных услуг; - деятельность в области спорта. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) по указанным видам деятельности должна составлять не менее 75% общей выручки).

    Из  сказанного могло показаться, что  единый налог может быть уменьшен только в случае применения "15%-ной  упрощенки" - за счет учета расходов, однако это не так - законное снижение налога, рассчитываемого по ставке 6% от дохода, также возможно: согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма 6%-ного налога может быть уменьшена на "сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%".

Информация о работе Основные экномические показатели деятельности малого предприятия