Основные экономические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:27, доклад

Краткое описание

Принимая важные стратегические решения в коммерческой деятельности необходимо также делать анализ механизма их действия с позиций основных экономических законов. Многие экономические законы мы не задумываясь о сути уже автоматически применяем в ежедневной деятельности. Поэтому не всегда получается использовать их все в комплексе. Ведь для успешного выполнения задачи и достижения намеченной цели, необходимо проводить всесторонний анализ и оценку действий.

Содержание

Введение................................................................................................................................ 2
Глава 1. Основные экономические законы .................................................................. 2
закон возвышения потребностей……………………………………………..…. 2
закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса)………………….. 2
закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения)….. 4
закон зависимости между предложением и спросом…………………….…… 6
закон возрастания дополнительных затрат…………………………………… 6
закон убывающей доходности………………………………………………….... 6
закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления……………………………………………………………………….. 7
закон эффекта масштаба производства……………………………………….. 7
закон эффекта опыта…………………………………………………………….. 7
закон экономии времени………………………………………………………… 7
закон конкуренции……………………………………………………………….. 8

Заключение.......................................................................................................................... 8

Список литературы........................................................................................................... 9

Вложенные файлы: 1 файл

доклад осн законы эк.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 
Введение................................................................................................................................   2

 

 

 
Глава 1. Основные экономические законы ..................................................................   2

 

 
  • закон возвышения потребностей……………………………………………..…. 2
  • закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса)………………….. 2
  • закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения)….. 4
  • закон зависимости между предложением и спросом…………………….…… 6
  • закон возрастания дополнительных затрат…………………………………… 6
  • закон убывающей доходности………………………………………………….... 6
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления……………………………………………………………………….. 7
  • закон эффекта масштаба производства……………………………………….. 7
  • закон эффекта опыта…………………………………………………………….. 7
  • закон экономии времени………………………………………………………… 7
  • закон конкуренции……………………………………………………………….. 8
 
   
   
   
   
   
   
   
   

Заключение.......................................................................................................................... 8

 

 
Список литературы........................................................................................................... 9

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные экономические законы


Принимая важные стратегические решения в коммерческой деятельности необходимо также делать анализ механизма их действия с позиций основных экономических законов.

Многие экономические  законы мы не задумываясь о сути уже автоматически применяем  в ежедневной деятельности. Поэтому не всегда получается использовать их все в комплексе. Ведь для успешного выполнения задачи и достижения намеченной цели, необходимо проводить всесторонний анализ и оценку действий.

 

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

  • закон возвышения потребностей;
  • закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);
  • закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);
  • закон зависимости между предложением и спросом;
  • закон возрастания дополнительных затрат;
  • закон убывающей доходности;
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • закон эффекта масштаба производства;
  • закон эффекта опыта;
  • закон экономии времени;
  • закон конкуренции.

Закон возвышения потребностей

Закон возвышения потребностей - тенденция постоянного роста потребностей человека. Это объективный закон развития общества, в соответствии с которым происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества.

Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон спроса

Закон зависимости между  спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества).

Снижение цены (Price) вызывает повышение величины спроса (Quantity), повышение  цены вызывает понижение величины спроса, т. е. покупатель либо не имеет средств  купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Тут следует особо отметить, что в реальности ситуация с этим законом, не такая простая, т.к. существует ряд неценовых факторов влияющих на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода и сезонность;
  • Наличие товаров-заменителей;
  • Инфляционные ожидания.

Спрос и его факторы

Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами спроса.

Основные факторы  спроса:

  • цена данного товара;
  • цены и количество товаров-заменителей;
  • цены и количество дополняющих товаров;
  • доходы и их распределение между разными категориями потребителей;
  • привычки и вкусы потребителей;
  • количество потребителей;
  • природно-климатические условия;
  • ожидания потребителей.

Cреди факторов спроса не названо качество товара. Это объясняется тем, что, когда качество меняется, мы имеем дело уже с другим товаром, спрос на который формируется под воздействием тех же перечисленных факторов. Так, мясо первого и второго сорта, модный и немодный костюмы — разные блага.

Предположим вначале, что все факторы спроса кроме  первого (пена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину спроса на него.

Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Данный закон  можно выразить разными способами: 1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры

Таблица:Закон  спроса

Р (цена товара)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

q (величина спроса)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Из таблицы  видно, что при самой высокой  цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мерс снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.

Второй способ — графический. Нанесем приведенные  цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной(рис.а). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 6, что не отменяет закона спроса.

Третий способ — аналитический, позволяющий показать функцию спроса в виде уравнения. При линейной функции спроса ее уравнение  в общем виде будет:

Р = а — b*q, где а и b — некоторые заданные параметры.

Нетрудно увидеть, что  параметр а определяет точку пересечения линии спроса с осью Y. Экономический смысл этого параметра — максимальная цена, при которой спрос становится равен нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси Х; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «минус» в уравнении свидетельствует об отрицательном наклоне кривой, что характерно, как отмечалось, именно для кривой спроса. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: Р= 10 — q.

Закон предложения

Закон спроса описывает поведение  покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон  предложения. Предложение - это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником.

Закон предложения характеризует  изменение цены товара (Price)при изменении  его предложения на рынке (Quantity).

Если цены повышаются, то на рынок  будет поступать больше товаров  данного наименования, рынок стимулирует  увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем  продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Предложение и его факторы

Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.

Основные факторы  предложения:

  • цена данного товара;
  • прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может — морковь);
  • прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
  • затраты производителей;
  • государственные налоги и дотации;
  • количество производителей;
  • цели производителей;
  • природные условия;
  • ожидания производителей.

Важно иметь в виду, что затраты производителей, в свою очередь, зависят от цен на используемые в производстве ресурсы и от производственных технологий. Поэтому четвертый фактор можно подразделить на 4а — цены ресурсов и 46 — технологии.

Предположим вначале, что все факторы предложения кроме первого (цена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину его предложения.

Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Как и закон  спроса, данный закон можно выразить тремя способами:

1. Первый способ  — при помощи таблицы. Составим  таблицу зависимости величины  предложения от цены, используя  наугад взятые условные цифры.

Таблица : Закон  предложения

Р (цена товара)

2

3

4

5

6

7

И т.д.

q (величина предложения)

0

1

2

3

4

5

 

Из таблицы  видно, что при самой низкой цене (2 руб.) никто не хочет ничего продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон  предложения тем самым соблюдается.

2. Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину предложения по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис.а). Мы видим, что полученная линия предложения (S) имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения меняются в одном направлении: когда цена растет, растет и величина предложения, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения, представленная на рис.а — частный случай. Зачастую график предложения имеет вид кривой, как это видно на рис.6, что не отменяет закона предложения.

3. Третий способ  — аналитический, позволяющий  показать функцию предложения  в виде уравнения. При линейной  функции предложения ее уравнение  в общем виде будет:

Р = а + b*q, где  а и b — некоторые заданные параметры.

Как всегда параметр а определяет точку пересечения линии предложения с осью Y. Экономический смысл этого параметра — минимальная цена, при которой предложение становится равно нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой предложения относительно оси X; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «плюс» в уравнении свидетельствует о положительном наклоне кривой, что характерно именно для кривой предложения. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет: Р = 2 + q.

Равновесие  спроса и предложения

Механизм действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием  кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое  количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.

Чем выше цена, тем большее  число фирм имеет возможность  выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет  существующим фирмам расширить объем  производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени - за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса (Demand)показывает, какое количество продукции потребители  готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать  больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества).

Две кривые пересекаются в  точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим  кривым цене и количестве товара. В  этой точке нет ни дефицита, ни избыточного  предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру  богатства страны, соотношение между  накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению - совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами.

Уровень богатства страны в целом определяется уровнем  ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения - в 4-6 раз меньше.

Закон убывающей доходности

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей  единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя.

Например, при повышении  силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует  больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления

Закон экономической взаимосвязи  затрат в сферах производства и потребления  отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта.

При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти  виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба

Закон эффекта масштаба проявляется  в том, что с увеличением программы  выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно и ее себестоимость. При этом качество продукции повышается.

Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет эффекта масштаба себестоимость однотипной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Закон эффекта опыта

Схема действия закона эффекта  опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме  действия закона масштаба.

Очевидно, когда человек  выполняет работу первый раз, у него уйдет на это в несколько раз больше времени, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени

Закон экономии времени в  авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд»  в экономической теории не было и  нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной  литературе рассматривался (в советские  времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции.

Такой узкий статичный  подход к главному закону эффективности  общественного производства - закону экономии времени - исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции

Закон конкуренции - закон, в  соответствии с которым в мире происходит объективный процесс  постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта).

Закон конкуренции - объективный  процесс «удаления» с рынка низкокачественной  дорогой продукции. Закон конкуренции  может работать длительное время  только когда будет работать качественное антимонопольное законодательство.

Основные экономические  законы, не являются сами по себе сложными для понимания. Это базовые, простейшие правила, которые описывают работу на конкурентном рынке. Но в то же время, пренебрежение даже одного из этих основных законов, достаточно чтобы потерять возможность достичь намеченного результата.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000
  2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 727 с.
  4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 605 с.
  5. Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – 734 с.
  6. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

Информация о работе Основные экономические законы