Основные этапы развития системы управления мезоэкономикой в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:42, доклад

Краткое описание

Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.
Первый этап охватывает время с установления Советской власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы управления экономикой как единого целого в условиях многоукладной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 26.42 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОК УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТОРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(СОФ НИУ «БелГУ»)

 

ДОКЛАД

на тему:

«Основные этапы развития системы управления

мезоэкономикой в России »

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ: студент 1 курса группы 810

Специальности  080100.62 Экономика

Марков Максим

ПРОВЕРИЛА: Нефедова И.Н

 

 

 

СТАРЫЙ ОСКОЛ 2013

 

1.                             Введение.

Большой интерес  представляет собой рассмотрение исторического  аспекта развития теории управления. Весь процесс развития методологии и практики управления экономикой России после революции 1917 года  можно с известным приближением разбить на три больших этапа, каждый из которых включает в себя несколько относительно самостоятельных стадий хозяйственного строительства и соответствующего совершенствования системы управления.

Первый этап охватывает время с установления Советской  власти и до второй половины 20-х годов, т. е. период становления системы  управления экономикой как единого  целого в условиях многоукладной  экономики. В эти годы происходит интенсивный процесс национализации ключевых отраслей и восстановления хозяйства, разрушенного гражданской  войной. Одновременно шаг за шагом  создаются сначала важнейшие  элементы, а затем и система  государственного управления экономикой и соответствующая сеть организационных  отношений.

Второй этап развития теории и практики управления экономикой, начавшийся в конце 20-х -- начале 30-х годов и продолжавшийся до 60-х годов, связан с глубокими структурными сдвигами в материально-технической базе всех отраслей народного хозяйства.

Третий этап перестройки  и совершенствования системы  управления связан с поиском наиболее эффективной системы управления экономикой с целью получения  наибольшей отдачи от огромного производственного  и научного потенциала накопленного страной в послевоенное время. В  середине 80-х годов были созданы  предпосылки к формированию нового, четвертого этап в историческом развитии системы управления и методов  хозяйствования в нашей стране. Этот этап определил общую тенденцию  на перспективу -- смещение центра тяжести системы управления в сторону самоуправления.

Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).

2.1.           Трудности переходного периода.

Особенность первых лет переходного периода состояла в том, что нужно было одновременно "оживить", привести в движение почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу заново систему его управления, т.е. нужно было не просто восстановить разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к планомерному функционированию и развитию экономики  в целом. При создании качественно новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного регулирования производства, накопленный в дореволюционной России. В годы первой мировой войны в русской промышленности были созданы государственно-монополистические органы для контроля и регулирования военного производства. Весьма широкие полномочия имело тогда Особое совещание по обороне:распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.

В июле 1917 года в  качестве единого регулирующего  центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.

Высший  Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и налаживания работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая схема: заводоуправление à районный СНХ à областной СНХ à ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали деятельности заводов.

2.2.           Период "политики военного коммунизма"    1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.

Острый продовольственный  кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются специальные продовольственные отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки. Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между заинтересованностью , производительностью и реальными доходами. Реальный уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая экономическая политика": создается эффективная налоговая система, восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху -- вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.

3.        Централизация в системе управления.

Новый крупный  этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался примерно до середины 60-х годов. Он был связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной технической  реконструкцией всех отраслей народного  хозяйства.

3.1.       Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )

В результате перестройки  организационной структуры в 1932 году была создана новая система  отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был  упразднен. Вместо него на общесоюзном  уровне сначала были созданы три наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности. Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между ними. Местные СНХ были преобразованы в республиканские наркоматы легкой промышленности и краевые управления.

К середине 30-х  годов в результате организационных  преобразований  в отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.

Основной задачей  главков было оперативное руководство  техническим развитием своей  подотрасли: внедрение новой технологии, освоение новых видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслью в целом.

Индустриализация  страны остро поставила вопрос о  рациональном размещении производительных сил на территории страны, а вместе с тем и о совершенствовании  управления хозяйством на местах. Вместо устаревшего административного  деления на губернии, волости были созданы новые экономические  регионы -- края и области, которые представляли собой более или менее сформировавшиеся территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда. Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах.

3.2.           Период Великой Отечественной Войны.

С первых же военных  дней были внесены существенные изменения  в организационную структуру  системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась централизация при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства военной экономикой проходила через ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО не имел своего особого аппарата и не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались спецкомитеты и комиссии.[1]

Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось  право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих расходов.

3.3.           Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

Параллельно с  переводом экономики на мирные рельсы и восстановлением хозяйства  происходила перестройка системы  планового управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции  по управлению народным хозяйством перешли  к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был преобразован в Совет Министров СССР. На базе наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.

Преодоление хозяйственных  трудностей искали в организационной  перестройке. Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали  себя, и в 1949-м году начался процесс  слияния министерств. Для решения  крупных проблем часто создаются  специальные органы. С этой целью  были образован Госкомитет по снабжению  народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с Госпланом, составляя подробную  номенклатуру распределения продукции, а министерства, получая соответствующие  фонды и ресурсы, осуществляли оперативное  снабжение подведомственных предприятий.

Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке  как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления  развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства.

4.1.           Хозяйственная реформа 1965 года.

Всё сильнее и  настоятельнее становились требования о качественных структурных сдвигах  в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись необходимость  кардинального совершенствования  действовавшего в тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных  методов управления, сложившихся  в 30 -- 40-х годах, новым экономическим  условиям. Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему хозяйственного управления к решению данных проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного госпланирования и усиления экономического стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:

· совершенствованию планирования;

· усилению экономического стимулирования и хозрасчета;

· улучшению организации управления промышленностью.

При этом проявились три аспекта преобразований в  области организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.

4.2.           Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

На протяжении всех 70-х годов совершенствование  методов управления считалось одним  из узловых вопросов экономической  политики. В первую очередь целесообразно  было взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку  организационной структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При двухзвенной системе  производственные объединения и  крупные предприятия непосредственно  подчиняются министерству. Трехзвенная  система управления включает министерство, республиканское промышленное объединение, производственное объединение. Таким образом, основным хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации и управления стали производственные объединения.

Вновь была выдвинута  задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила и подготовка так называемых целевых программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит о недостаточности принятых в 70-е годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур.

4.3.        Радикальная реформа системы         управления (1985-к.80х гг.).

В силу вышеперечисленных  обстоятельств вновь начался  поиск более действенных решений  по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы  состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы  управления, сместить ее центр тяжести  в сторону базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.[2]

Принципиальное  положение общей концепции реформ -- переход к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных методов к экономическим отношениям. Ставилась задача перестройки народнохозяйственного планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности производства как важного фактора развития страны.

На этом этапе  резко возрастает роль региональных звеньев управления. Для улучшения  координации деятельности центральных, отраслевых и местных органов  управления были найдены оптимальные  организационные структуры -- территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось региональное разделение труда с учетом особенностей и преимуществ местных природных условий, демографической ситуации, развития транспорта и т.п.

Информация о работе Основные этапы развития системы управления мезоэкономикой в России