Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:50, реферат
Современный мир совершает переход из XX – «энергетического» века в XXI век, который со всей определенностью можно назвать «информационным». И сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит эволюционная фаза, названная информатизацией, при которой все социально-экономические структуры общества преобразуются таким образом, чтобы обеспечить этим структурам и обществу в целом наиболее эффективное и динамичное развитие на основе максимально полною использования имеющихся информационных ресурсов. Информация как предмет труда становится все в большей степени стратегическим ресурсом общества, ею движущей производительной силой.
Ким М.
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
Казахский экономический университет им Т.Рыскулова,
Алматы, Казахстан
Современный
мир совершает переход из XX –
«энергетического» века в XXI век,
который со всей
Основные направления обеспечения информационной безопасности
К числу важнейших направлений жизнедеятельности общества и государства, информационная безопасность которых обеспечивает национальные интересы относит:
сферу экономики;
внутреннюю и внешнюю политику;
науку и технику;
оборону;
правоохранительную сферу и действия в условиях чрезвычайных ситуаций;
функционирование
сферу духовной жизни человека и общества.
основными объектами обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:
информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;
Рассматривая
информационную политику Казахстана в
широком разрезе, она нацелена на создание
и поддержание благоприятного имиджа
страны, что в свою очередь прописывается
в государственных стратегиях развития
(Казахастан-2030, Казахстан-2050). Роль СМИ
в этом отношении является одной из ключевых
для правильного восприятия обществом
тех целей и задач, поставленных перед
государством и каждым гражданином в частности.
Однако исходя из текущего состояния медиа
сферы в Казахстане, ее сравнительной
незащищенности внешнему воздействию,
связанных с этим рисков, а также других
факторов, информационная безопасность
страны является одной из главных задач
медиа политики. Наблюдаемые трансформации
в медиа пространстве сопряжены именно
с этим фактором. Согласно Концепции информационной
безопасности на 2011-2016 гг. в условиях высокого
влияния массовой информации на социальные,
политические, экономические сферы Казахстана,
руководство страны рассматривает государство
как единственного монополиста в информационной
среде.
Во многом
это значит, что власти будут внедрять
единые стандарты для медиа компаний,
СМИ, Интернет провайдеров, а также государственных
ведомств (но в отрыве от негосударственных),
с целью унифицировать информационные
системы для их более упрощенного мониторинга
и контроля за информационным потоком.
В этой связи, долю отечественных СМИ на
медиа пространстве планируется увеличить
за счет государственных агентств. Как
отметил на встрече с представителями
СМИ Госсекретарь РК Марат Тажин, потенциалом
для подобных мероприятий обладают телеканалы
«Хабар», «Казахстан», а также Телерадиокомплекс
Президента Назарбаева. К тому же, медиа
контент, который на сегодняшний день
представлен зарубежным и отечественным
планируется также изменить, наполнив
отечественным содержанием к 2016 г. до 55%
от общей доли на всем информационном
поле.
Из этого
следует, что информационная политика
Казахстана на сегодняшний день переживает
ряд значимых преобразований, который
в сухом остатке выдаст совершенно новую
архитектуру медиа области. Отечественные
пользователи стали свидетелями того,
что информационное содержание СМИ за
последние несколько лет резко изменило
свой облик в сторону позитивного взгляда
на текущие процессы в стране. У обывателя
в условиях отсутствия альтернативного
взгляда, создается ложное впечатление
об отличной работе государственного
аппарата, успешно проводимых властями
социальной и экономической политик.
Исходя
из имеющегося опыта «арабской весны»,
власти Казахстана уже озвучивали возможность
полного блокирования таких сетей как
Live Journal, Twitter, Google и Facebook. Отметим, что первый
уже не реагирует на попытки его загрузить
с территории Казахстана. Закон «Об изменениях
и дополнениях в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
информационно-коммуникационных сетей»,
принятый в 2009 г., подразумевает одностороннее
решение суда по прекращению работы того
или иного сайта на территории Казахстана
без присутствия ответчика, а также начало
судопроизводства по ходатайству компетентного
органа. Это, равно как и то, что государство
согласно Закону не обязано уведомлять
ответчика о своих решениях, во многом
дает представление о курсе информационной
политики (и не только) страны.
Состояние
медиа вакуума усугубляется информационной
раздробленностью Казахстана по регионам,
т.е. те общественно-политические процессы
поверхностное представление о которых
еще есть в крупных городах республики,
этой информации уже не суждено дойти
до жителей малонаселенных пунктов регионов.
С одной стороны, это играет на руку властям.
По данным Казахстанского института социально-экономической
информации и прогнозирования (КИСЭИП)
доля сельского населения страны в соотношении
с городским имеет больше динамики в развитии
и растет в четыре раза быстрее. То есть,
у руководства в этом направлении есть
перспектива информационной работы, предоставляя
регионам тот срез информации, который
будет выгоден обеим сторонам с дальнейшей
целью укрепления своего влияния в регионах.
С другой
стороны, в условиях однобокой информации
и отсутствия всеобъемлющей информационной
стратегии, именно жители сельской глубинки
(или выходцы, приехавшие в крупные города
страны) зачастую вовлекаются в радикальные
религиозные группы. Конечно, в этом случае
большая ответственность ложится на уровень
и качество образования, однако информационное
освещение юридических последствий радикальной
религиозной деятельности могло бы в принципе
сгладить ситуацию.
В этой
связи мы видим, что медиа стратегия Казахстана,
направленная на усиление роли государственного
аппарата в обществе, по сути является
рычагом существующего режима для своего
укрепления в массовом сознании. И религиозный
взгляд на расставленные ориентиры и ценности
в казахстанском обществе как раз и является
одним из тех факторов, влияние которого
власти ни сдержать, ни направить в нужное
русло не в состоянии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концептуальные основы информационной безопасности АА ВАРФОЛОМЕЕВ - 2008
2. Основы управления информационной безопасностью Курило А. П.- 2012
3. Технические средства и методы защиты информации Зайцев А. П. -2012
4. Концептуальные основы информационной безопасности , статья Жук Е. И.
Интернет ресурсы
1.http://analitika.org/