Основы экономического кризиса в России на рубеже XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:35, творческая работа

Краткое описание

Экономика Советского Союза была сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства привели как к положительным так и к отрицательным результатам.
Экономика РСФСР оказалась в глубоком кризисе. Действия правительства по решению этой ситуации были минимальны, ибо ограничились искусственным ограничением инфляционных процессов, так же привлечения кредитов и увеличение экспорта природных ресурсов. Эти действия ни как не снимали нависшей над экономикой проблем, а только оттягивали.

Вложенные файлы: 1 файл

Козлов И.С., ТР, Экономика.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Балаковский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Экономика

Тема

Основы экономического кризиса в России на рубеже XXI века

Фамилия студента

Козлов 

Имя студента

Илья

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

1470011400601073


 

Содержание

Основы экономического кризиса в России на рубеже XXI века …………………3

Основная часть

Основы экономического кризиса  в России на рубеже XXI века.

Экономика Советского Союза была сырьевой направленности. Плановая система народного хозяйства привели как к положительным так и к отрицательным результатам.

Экономика РСФСР оказалась в  глубоком кризисе. Действия правительства  по решению этой ситуации были минимальны, ибо ограничились искусственным  ограничением инфляционных процессов, так же привлечения кредитов и увеличение экспорта природных ресурсов. Эти действия ни как не снимали нависшей над экономикой проблем, а только  оттягивали.

Подписав декларацию о независимости  в июне 1991г. Суверенная Россия оказалась  на пороге экономического кризиса, выйти из которого российской экономике помогли бы радикальные экономические преобразования (так думали люди, которые были так сказать  «у руля»).

В начале 1992г. правительством РФ было отменено регулирование цен государством. И практически сразу началась инфляция. Но все-таки были и положительные моменты этой реформы – ликвидировалась нехватка потребительских товаров, после введения закона о «спрос и потребление».

Эти  реформы вызвали  глубокий раскол, как в обществе, так и в органах власти РФ, что и  привело к открытому конфликту в октябре 1993 года, который закончился разгоном Верховного Совета - высшего органа власти России по конституции 1978 года. В этом же месяце заканчиваются полномочия Советов всех уровней - органов власти по уже упоминаемой конституции.

В первой половине 90-х  годов большинство предприятий, которые до этого находились в  народной собственности, было расформировано путем, так называемой приватизации, а также через ряд залоговых  аукционов. Эти действия создали основу для развития частного бизнеса (мелкого, среднего и крупного), однако не смогли решить все экономические проблемы государства, а также уменьшить государственный долг России.

Как следствие частичного решения проблем, в августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис 1998 года привел к дефолту - отказу Российского государства от выполнения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие привело к спаду экономического положения большинства граждан.

Так же отметим, что падение  курса рубля в то время повысило конкурентоспособность Российской экономики, что дало положительные  течение для развития российской экономики в начале 2000-х годов (с этого периода наблюдается  устойчивый экономический подъем, вплоть до 2008 года).

В современной истории  по-разному оцениваются итоги  радикальных экономических реформ начала 90-х годов. Не поспоришь, что  эти реформы крайне критично оценивались  населением России как в 90-е годы, так и с позиции современной  ситуации. Экономические реформы привели к крайней поляризации общества, а также к ряду проблем социального и политического характера.

 В итоге можно заключить, что реформы начала 90-х годов имели положительные и отрицательные стороны - они привели с одной стороны к разделению народа на богатых и на бедных, населения  страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического подъема, наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов.

Одним из выводов моей работы о том, что перечисленные  реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

Первое последствие, о  котором я уже упоминали - это сильное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз.

Закрылись множество  государственно-финансируемых проектов, которые реализовывались в Советском  Союзе. В особенностях таких сфер как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична.

Еще одно последствие  перехода к рыночной экономике - это  коренная перемена сознания россиян. В  новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова.

Рыночные реформы прямым образом сказались негативно  и на демографической ситуации в  России. Начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов).

Еще один аспект, на котором  стоит остановиться - это так называемая испорченного общества и появление  таких проблем, о которых в  Советском Союзе или предпочитали не говорить, или они были относительно неактуальны. В первую очередь мы говорим о наркомании, росте преступности (в том числе и организованной), алкоголизме, появлению так называемых «бомжей» и т.д. и т.п.

Основной  чертой социального  развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции - учителя, врачи оказались в экономическом смысле или за чертой бедности, или очень близко от нее.

Развал СССР, ставший  совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств, т.е. Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик - Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты  взаимоотношений России со странами СНГ.

Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения  о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.

Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные духовные конфликты  в ряде республик. Россия, в большинстве  случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры - Абхазия, Приднестровье). Это, в некоторых случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.

Однако не эти соображения  стали определяющими в новых  взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже - в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время  оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной  принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.

Отдельно остановимся  на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией - союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями - Белоруссией, Украиной, Казахстаном.

Обретение Россией независимости, вступление ее в ООН, рыночные реформы  российского руководства начало 90-х годов - все это с определенной остротой поставило вопрос об объединение  России с мировым сообществом.

Отказ в начале 90-х  гг. от идеологических критериев при  выборе зарубежных партнеров, децентрализация  внешнеэкономической деятельности в России и растущее участие частного капитала во внешнеторговых операциях  повлекли за собой резкий подъем доли развитых стран и резкое падение удельного веса партнеров по бывшему Совету экономической взаимопомощи во внешне-экономических отношениях России.

Однако, Россия оказалась  слабо вовлечена в международную  кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика страны оказалась  зависимой от экспорта узкого круга  товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

Для изменения указанной  ситуации значимой оказывается проблема интеграции России в мировое сообщество и хозяйство.

Наиболее значимый инструмент такой интеграции - вступление России в ВТО.

Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО.

Переговоры о присоединении  России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны:

Что получит Россия, присоединившись  к ВТО?

Сможет ли она реализовать  выгоды и преимущества, которые может  дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств?

Какое значение будет  иметь этот шаг для развития экономики  страны и ее законодательной базы?

Однозначного ответа на эти вопросы дано не было и  это становится еще одним фактором, из-за которого Россия и по сей день нее вступила в ВТО.

Процессы интеграции в России в политические международные  структуры происходил гораздо легче. В мировом сообществе, в целом, не обсуждалась большая роль России в современном мире. Исходя из этого, Россия была привлечена в качестве полноправного члена многих организаций, в том, числе и например в клуб «большой восьмерки» - сообщество наиболее экономически развитых стран мира, член АСЕАН, БРИК и т.д.

Таким образом, можно  заключить, что Россия, в целом, проводит активные переговоры с целью интеграции в мировое сообщество. Политические результаты этой деятельности пока выше, так как вступление России, например в ВТО, фактом еще не стало. Однако это не мешает Росси строить партнерские и взаимовыгодные экономико-политическские отношения со странами Европы, Северной Америки и Азиатско-тихоокеанского региона.

Итак, Россия вступила в  двадцать первый век в новом качестве - в качестве независимого, федеративного  государства с рыночной экономикой. Оценим перспективы Российской Федерации  в текущем столетии.

На мой взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных  факторов, которые мы обозначим:

1фактор, Россия - это самое  большое государство мира, с громадным  ресурсным потенциалом. России как поставщик энергетических ресурсов, по оценкам специалистов, будет только возрастать. Кроме того имеющаяся ресурсная база позволяет вести РФ множество экономических проектов, важных в контексте всего мирового хозяйства.

2 фактор Россия - это  значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций - СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организаций весьма сильны;

3 фактор. Россия - это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. Кроме того, Россия пользуется исторически-обусловленным авторитетов в различных мировых регионах, что делает ее партнером при решении разного рода региональных конфликтов.

Информация о работе Основы экономического кризиса в России на рубеже XXI века