Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - изучение безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ  БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

 

2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы. Рост уровня безработицы в России с 1998 года по 2011 год.

Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года.

 Подсчетом безработицы  в России занимаются следующие  ведомства: 

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба  по труду и занятости; 

- Министерство здравоохранения  и социального развития (Минздравсоцразвития)  РФ.

 Однако, методика расчетов  такова, что не учитывается скрытая  безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.

 Анализируя динамику  безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.

 Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост  уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в-третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.

 На современное  состояние безработицы в стране  во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис  стало сокращение затрат на  персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская  компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).1

 Кризис не только  привел к массовым увольнениям  и безработице в России, но  и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

 В результате в  2009 году был достигнут максимальный  уровень безработных после кризиса  1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в  России увеличилось до 7,7 миллиона  человек, что составляет 10,2 % от  экономически активного населения.

 Среди безработных  по методологии МОТ доля женщин  в сентябре 2009 г. составила 45,7 % (3,51 млн. человек), однако данный  показатель снизился по сравнению  с предыдущим годом на 1,6 %. Превышение  доли мужчин среди безработных  связано с тем, что «мужские» отрасли (такие как ВПК и др.) понесли большие потери, тогда как «женские» отрасли социального сектора (образование здравоохранение), напротив, увеличились. Доля городских жителей среди безработных составила 66,4 процентов. 

 Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. В сентябре 2009 г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.

 Средний возраст  безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. 

 По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных  приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой  степени неопределенности, с которой  сталкивается «новичок» на рынке  труда и частой сменой работы (высокий уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

 Среди безработных  31,4 % составляют лица, срок пребывания  которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей, доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.

 В сентябре 2009 г.  среди безработных доля лиц,  оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников (структурная безработица), составила 16,2 %, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 19,8 процентов (фрикционная).

   В 2010 году в  России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов.

 Однако посткризисные  последствия все еще активно  дают о себе знать: часть  рабочей силы оказалась невостребованной, например, в связи с переходом на новые технологии в промышленности, или на электронный бухгалтерский учет. (см. приложение Таблица 3.1.)2

 

2.2. Государственная  защита населения  в условиях  безработицы

2010 год был объявлен  президентом как год по борьбе  с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

 Программа включает  следующие пункты:

1. Общественные работы. В регионах  были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

 Вместо долгосрочных работ  власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. Как показал минувший  год, на общественные работы  не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в  этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела  безработные смогут получить  более 100 тысяч рублей (в 2009 г.  выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие  для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной, из наиболее востребованных, среди безработных.

  Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего  предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

 В результате 95 тыс. человек  нашли работу по программе  поддержки малого бизнеса. 

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [7]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на, более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

5. Помощь студентам.  Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда в этом году  должна стать организация стажировок  для выпускников вузов. В программе  антикризисных мер на будущий  год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако данная мера невостребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек  прошли переобучение. Этого не  достаточно, поскольку поданным  Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году.

 Все эти меры  хоть и имеют определенные  недостатки и требуют их доработки,  однако они уже принесли положительные  результаты, в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда.

 По данным проведенного  обследования, в сентябре 2010г. 36,6% безработных  использовали в качестве способа  поиска работы обращение в  государственные учреждения службы занятости населения, 53,0% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение к друзьям, родственникам и знакомым. «см. табл. 3.1.»

Уровень безработицы  в РФ, исчисленный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, составил в мае 2011 года 6,4%. По данным ведомства, общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,2 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце мая 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1 млн. 515 тыс. человек.

 Средний возраст  безработных в мае составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет  среди безработных 26,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,5%, 20-24 лет — 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,1%) и 20-24 лет (13,3%). По сравнению с апрелем 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,4 процентного пункта. 3

 В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 лет уровень  безработицы в мае составил 15,2%, в том числе среди городского  населения — 13,1%, среди сельского  населения — 19,9%. Коэффициент  превышения уровня безработицы  среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского населения — 3,2 раза, сельского населения — 2,4 раза.

Высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.

Отличительной особенностью безработицы в настоящее время  является ее скрытый характер. Наибольшими  масштабами скрытой безработицы  отличаются регионы Северо-востока  и Дальнего Востока. Люди, этих регионов, склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.

2.3.Основные  способы преодоления безработицы  в России

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости  (бюро по трудоустройству).

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

1)     улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2)     устранения  факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого

необходимо прежде всего :

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства ;

в) отмена административных преград для переезда из одного

населенного пункта в  другой. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки , информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработный, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В Москве, например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Информация о работе Особенности безработицы в России