Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является - изучение безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
2.1. Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы. Рост уровня безработицы в России с 1998 года по 2011 год.
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
- Федеральная служба государственной статистики;
- Федеральная служба по труду и занятости;
- Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда). Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.
Анализируя динамику безработицы в России можно убедиться, что в доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда.
Так с 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года - 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы: во-первых, приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений; во-вторых, несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству; в-третьих, структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.
На современное
состояние безработицы в
Кризис не только
привел к массовым увольнениям
и безработице в России, но
и породил спрос на ряд професс
В результате в
2009 году был достигнут
Среди безработных
по методологии МОТ доля
Безработица характеризуется превышением ее уровня среди сельских жителей по сравнению с уровнем среди городских жителей. В сентябре 2009 г. это превышение составляло 1,5 раза. Доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также часть избыточного сельского населения передислоцируется в город, выравнивая сельскую и городскую безработицу.
Средний возраст безработных в сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года.
По данным на 2009
год, наибольшее количество
Среди безработных 31,4 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4 % безработных. Среди сельских жителей, доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских.
В сентябре 2009 г.
среди безработных доля лиц,
оставивших прежнее место
В 2010 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам МОТ, в сентябре этого года было 5 миллионов безработных россиян. Каждый седьмой из ста человек подпадает под определение «безработный», следовательно, уровень безработицы составляет 7 процентов. По сравнению с предыдущим годом - снижение показателя на 3,2 процентов.
Однако посткризисные
последствия все еще активно
дают о себе знать: часть
рабочей силы оказалась
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы
2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.
Программа включает следующие пункты:
1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.
Вместо долгосрочных работ
власти пытаются занять
2. Создание новых рабочих мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной, из наиболее востребованных, среди безработных.
Между тем недоступность
кредитов для малого и
В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
4. Пособия по безработице.
В 2009 году был увеличен размер
социальных выплат. Минимальное
пособие по безработице
5. Помощь студентам.
Одной из мер снижения
6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку поданным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2010 году.
Все эти меры
хоть и имеют определенные
недостатки и требуют их
По данным проведенного
обследования, в сентябре 2010г. 36,6% безработных
использовали в качестве
Уровень безработицы
в РФ, исчисленный как отношение
численности безработных к
Средний возраст безработных в мае составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,5%, 20-24 лет — 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,1%) и 20-24 лет (13,3%). По сравнению с апрелем 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,4 процентного пункта. 3
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае составил 15,2%, в том числе среди городского населения — 13,1%, среди сельского населения — 19,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского населения — 3,2 раза, сельского населения — 2,4 раза.
Высокий уровень безработицы наблюдается в регионах с высокой численностью населения, но с недостаточным экономическим развитием для обеспечения трудоспособного населения работой. Низкий уровень безработицы - в промышленных регионах и в регионах, массово создающих новые рабочие места в рыночных отраслях.
Отличительной особенностью безработицы в настоящее время является ее скрытый характер. Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Северо-востока и Дальнего Востока. Люди, этих регионов, склонны сами искать работу, не доверяя службе занятости. Также значительная часть населения занята в криминальной сфере.
2.3.Основные
способы преодоления
Поскольку безработица
представляет собой серьезную
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения
информационного обеспечения
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого
необходимо прежде всего :
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства ;
в) отмена административных преград для переезда из одного
населенного пункта в другой. Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки , информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработный, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В Москве, например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.