Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:56, научная работа
Международный тендер является методом международной торговли, сущность которого заключается в конкурентном отборе зарубежных поставщиков и подрядчиков через организованный товарный рынок путем привлечения к определенной, предварительно установленной, дате предложения от зарубежных и национальных поставщиков и подрядчиков, проведение конкурса (сравнение) представленных проектов (условий) и заключения контракта с тем из них, предложения которого полнее всего удовлетворяют потребности и требования импортеров–заказчиков.
Критерии, ограничивающие количество потенциальных участников госзакупок, достаточно неоднозначные или дискуссионные. Всё дело в том, что толковать их можно по-разному, используя разные подходы. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Главного научно-экспертного управления, которые высказывали свои рекомендации при принятии поправок в закон о госзакупках. Такая неоднозначность создаёт определённые трудности при практическом применении закона. К примеру, один из ограничивающих критериев указывает, что в тендерах на госзакупки могут принимать участие только предприятия, получающие прямую или косвенную поддержку из госбюджета. Но ни в одном нормативно-правовом акте Украины не содержится определения «прямой поддержки» и «косвенной поддержки». Как результат такой неопределённости любой уполномоченный чиновник может принять «то или иное» решение по госзакупкам, основываясь на своей личной точке зрения. Бесспорно, это источник злоупотреблений – лазейка для лоббистов и «непаханое поле» для коррупционеров.
Существующий закон о госзакупках регулирует не все отношения. Отдельным положением в законе определён перечень товаров, работ и услуг, закупка которых будет регулироваться иными нормативно-правовыми актами. К ним относятся: поставка, передача, распределение электроэнергии, природного и нефтяного газа, тепловой энергии, а также отопление, водоснабжение и водоотведение. Учитывая стратегический характер указанных видов хозяйственной деятельности, государство решило регулировать их отдельно и более тщательно, чтобы исключить коррупционные явления. Кроме этого беспокойство вызвало некоторое противоречие, возникшее в новом законе о госзакупках – в нём значительно расширена возможность проводить закупки у одного поставщика, а для покупки газа и электроэнергии такая монопольная перспектива губительна.
С другой стороны в законе о госзакупках ограничены возможности по регулированию и контролю государством этого рынка. Ранее Министерство экономического развития и торговли Украины имело возможность вмешаться в процедуру государственных закупок, а если закупки проводились у одного участника, то они должны были согласовываться в министерстве. Теперь таких возможностей у уполномоченного министерства нет, оно больше не имеет возможности вмешаться в процедуру тендера. Это, безусловно, является благоприятным фактором для развития бизнес-климата и является примером дебюрократизации государственного аппарата.
типичные недостатки, нарушения и риски при проведении тендерных процедур?
- При проведении тендера
важнейшим условием является
строжайшее соблюдение
К примеру, приглашение на
участие в тендере некоторым
претендентам может быть элементарно
не направлено, направлено по ложному
адресу, либо могут быть уничтожены
уже поступившие от них коммерческие
предложения. В результате данные контрагенты
исключаются из списка участников тендера
как не ответившие на приглашение. Другой
пример — передача одному из участников
тендера информации о параметрах
предложений других претендентов. Встречаются
и такие грубые нарушения, как
фальсификация и подмена
Однако все эти риски
можно и нужно сводить к
минимуму, грамотно выстраивая тендерную
процедуру и используя
Вывод
Именно тендеры на сегодня очень распространены в мировой практике торговли, особенно на рынках машино–техничной продукции (за оценками экспертов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных с помощью проведения торгов, составляет около 1/3 общей стоимости экспорта машино–техничной продукции из промышленно развитых стран).
В Украине в связи с
постоянным увеличением роли конкурсных
торгов (тендеров) и в целях рационального
использования бюджетных
В заключение хотелось бы сказать,
что проведение качественных конкурсных
процедур — настоящее искусство,
здесь организатор тендера
Литература