Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить возможность применения концепций для регулирования процессов безработицы среди молодежи в России.
Задачи:
Изучить теоретические основы безработицы: сущность, причины, показатели ее характеризующие;
Изучить основные концепции государственного регулирования безработицы в России;
Провести анализ и оценку параметров и тенденций безработицы населения России, выявить необходимость регулирования;
Провести анализ и динамику безработицы среди молодежи в России;
Выявить концепцию государственного регулирования безработицы среди молодежи в России.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования безработицы 4
1.1 Безработица: понятие, виды, причины возникновения, показатели ее характеризующие 4
1.2 Государственное регулирование безработицы: необходимость, цели, методы и инструменты 8
2. Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России 12
2.1 Анализ и оценка параметров безработицы в России за период с 2008 по 2011 год. 12
2.2 Анализ и оценка уровня, динамики, причин и тенденций безработицы среди молодежи в России 14
2.3 Проблемы применения концепций регулирования безработицы среди молодежи России 18
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АНЯ.docx

— 99.79 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 – Динамика уровня естественной безработицы

Год

безработные, тыс. чел.

численность экономически активного  населения, тыс. чел.

уровень безработицы, %

2008

5289

75892

7

2009

6214

69542

8,4

2010

5590

77670

7,5

2011

5000

75800

6,6


 

 

Экономисты  отмечают, что в некоторых регионах России отсутствует должное информирование граждан о вакантных или подходящих местах работы. Следует также отметить текучесть персонала и увольненье по собственному желанию. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер. Говоря о структурных изменения в России, имеем в виду замену рыночно неэффективных или «нерыночных»  сфер деятельности высокоприбыльными или рентабельными. В этих условиях в анализ структурной безработицы попадают люди не с устаревшими профессиями, а с «устаревшими» методами работы, способами мышления. Для современной России характерно возрастание уровня региональной структурной безработицы. Одни регионы имеют высокий уровень структурной безработицы при большом предложении вакантных рабочих мест (например, Москва, Санкт-Петербург). Примерно 20 регионов России отличаются высоким уровнем структурной безработицы при незначительном наличии на рынке свободных вакансий. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в таких регионах, как Республика Дагестан.

Что касается анализа основных причин безработицы, то, основные объективными причинами безработицы в России являются: экономическая нестабильность; диспропорции, вызванные шоковым переходом в рыночную экономику; банкротство предприятий. Основные субъективные причины безработицы в России: сокращение штатов (36.1%); окончание учёбы (18.2%); уход за ребёнком (8.7%); низкая заработная плата (7.8%);  ликвидация предприятия (3.6%); задержка выплаты заработной платы (1.2%); состояние здоровья (2.7%); другие (10.9%).

По данным анализа [7, стр.123] практически во всех странах можно сделать однозначный вывод о том, что безработице больше всего подвержены люди в возрасте от 30 до 40 лет. Также следует отметить, что процентное количество безработных в возрасте от 20 до 40 лет колеблется в пределах от 10 до 15 процентов. Наименьший же процент безработицы имеют возрастную группу от 45 до 72 лет. В России в большей степени это связано с низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью. Таким образом, численность безработных в возрасте от 16 до 29 лет составляет 41% от общего числа безработных. Подавляющее большинство молодых безработных приходится на возрастную группу 18-24 лет. Среди зарегистрированных безработных в России 31% - именно молодежь.

2.2 Анализ  и оценка уровня, динамики, причин и тенденций безработицы среди молодежи в России

Молодёжная безработица - один из видов маргинальной безработицы населения. Является одним из важных индикаторов общего социального положения молодёжи, а также показателем степени её адаптации на рынке труда на определённом этапе развития страны. Учитывая то, что молодёжь априори имеет меньший опыт работы, процессы интеграции молодых людей на рынке труда значительно ухудшаются в период экономического спада, кризисов и рецессий. Именно в это время показателю молодёжной безработицы уделяется наибольшее внимание.

Как показывает статистика, бремя  безработицы различно для представителей разных социальных групп. Обычно напряженной является ситуация на молодежном рынке труда. Выпускники учебных заведений, не имея достаточного опыта работы и квалификации, пополняют ряды безработных. Еще более критическая ситуация складывается с использованием труда подростков, не достигших трудоспособного возраста. Она во многом спровоцирована несовершенством российского законодательства. С одной стороны, им вводятся различные льготы на производстве, с другой - предоставление льгот экономически невыгодно руководству предприятий. Растет неформальная занятость молодежи, особенно подростков. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучести рабочей силы. Особенно высока молодежная безработица в малых городах, где часто существует лишь одно градообразующее предприятие. Российская молодежь характеризуется неустойчивостью жизненных установок: в силу этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке труда.

Ввиду того, что последние 5 лет  в Российской экономике не наблюдалось  спадов и кризисов, то  будем анализировать  уровень безработицы среди молодежи, вызванный естественными причинами, то есть естественный уровень безработицы.

Рисунок 1 – Уровень безработицы по возрастным группам среди городского и сельского населения в 2010

Анализируя диаграмму, представленную на рисунке 1, можно сказать, что среди городской молодежи в возрасте 15-19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно, 34,2% и 28,6%). В возрастной группе 20-24 лет ситуация иная - уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно, 18,7% и 13,7%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составил 17,2%, в том числе среди городского населения - 15,8%, среди сельского населения - 20,3%. При этом ситуация с безработицей среди молодежи в возрастной группе 15-19 лет не улучшается. В 2010г. при снижении по сравнению с 2009г. уровня безработицы в целом, как среди городского, так и сельского населения, увеличился уровень безработицы среди сельской молодежи в возрасте 15-19 лет - в 1,14 раза. Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что высокий уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет определяется, главным образом, низкой долей занятых экономической деятельностью, так как в этом возрасте значительная часть молодежи обучается в образовательных учреждениях.

 

Рисунок 2 – Экономическая активность молодежи в 2010 г.

Анализируя данные, представленные на диаграмме в рисунке 2, можно сказать, что в 2010г. около 84% молодых людей в возрасте 15-19 лет обучались в образовательных учреждениях и классифицировались как экономически неактивные. Оплачиваемую работу имели только 8% населения данного возраста. Среди молодежи в возрасте 20-24 лет уровень занятости выше - 53,5%, так как доля обучающихся существенно ниже - 26%. На данную возрастную группу приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда. Преимущественный уровень занятости приходится на долю молодых людей в возрасте 25-29 лет – 80%. В этом возрасте большая часть бывших выпускников уже находят себе работу и выбывают из категорий безработных.

Стабилизации ситуации на молодежном рынке труда может способствовать более активная политика содействия занятости. Она должна включать в себя создание новых рабочих мест для молодежи; обучение профессиям, пользующимся спросом на рынке труда; использование гибких, нестандартных форм занятости; увеличение расходов на образование молодежи.

 

2.3 Проблемы применения концепций регулирования безработицы среди молодежи России

Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации становится одной из главных стратегических задач развития страны, так как молодежь - объект национально-государственных интересов, один из факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Государственное регулирование молодежной безработицы осуществляется посредством нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов. Нормативно-правовые механизмы регламентируют процесс государственного регулирования молодежной безработицы, а организационно-управленческие механизмы определяют структуру и содержание деятельности субъектов государственного регулирования молодежной безработицы.

Федеральная служба занятости России была создана  в 1991 г. в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства  являются структурными подразделениями  соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель- работник). В компетенцию службы входят:

  1. содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного;
  2. повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда, также организация профессионального образования безработных;
  3. квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;
  4. информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда;
  5. территориальное перераспределение работников;
  6. помощь в развитии предпринимательства и самозанятости граждан;
  7. обеспечение социальной поддержки безработных;
  8. сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости.

Высокий уровень  безработицы среди молодежи влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости  и создания эффективной системы  обучения молодежи непосредственно  на рабочих местах с 1 января 1996 г. на территории РФ была введена в действие программа организации временной  занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Эта форма  работы позволяет повысить конкурентоспособность  молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости  и молодежными биржами труда  создаются региональные программы  трудоустройства несовершеннолетних.

«Молодежная практика» - это форма поддержки службой занятости населения молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет включительно в период поиска работы, призванная помочь им найти место работы по специальности, обрести экономическую и социальную самостоятельность. Для этого на договорной основе с предприятием создается временное рабочее место, на котором молодой стажер под руководством опытного наставника имеет возможность работать в течение шести месяцев по полученной специальности. Хорошо зарекомендовавший себя стажер имеет возможность по истечении шести месяцев или досрочно получить постоянное рабочее место на этом или другом предприятии.

В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности проводится работа по организации  временной занятости граждан  в возрасте от 14 до 18 лет.

Подводя итоги, необходимо отметить, что служба занятости  решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных  на рынке труда, диагностика и  коррекция негативных психологических  состояний - одни из основных направлений  службы занятости по работе с безработными. Как в России, так и в Содружестве Независимых Государств (СНГ) текущий год проходит как  «Год молодёжи». И в центр внимания вынесены проблемы, которые связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив. В этом направлении, кстати, уже сделаны определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии – по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские гранты для молодых кандидатов и докторов наук – сейчас это 600 тысяч рублей и один миллион рублей. Впервые в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, в том числе в регионах сейчас создаются советы молодых учёных и специалистов.

Сейчас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при  вузах малые инновационные предприятия. Эта мера была предложена как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во-первых, естественно, поддержать инновационную  активность в университетах и, во-вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов  по их окончании, чтобы не создавать  проблемы с трудоустройством, –  прямо при университетах должны будут создаваться малые инновационные предприятия. Также на территории РФ создаются молодежные биржи труда. Биржа труда – государственное учреждение, осуществляющее на регулярной основе посредничество между работником и предпринимателями при найме на работу. С их помощью государство регулирует процессы трудоустройства не только безработных, но и желающих изменить профессию, специальность. Биржи труда ведут профессиональную ориентацию молодежи, постоянно анализируют конъюнктуру рынка рабочей силы и т.д.

 

Заключение

 

В ходе исследований были выявлены ряд  особенностей безработицы среди молодежи и методы ее государственного регулирования.

Безработица среди молодежи всегда выше, чем среди всего трудоспособного населения в целом. Молодежь можно отнести к экономически неактивному населению, однако если взять выпускников ВУЗов, людей в возрасте от 24 до 27 лет, то уровень их безработицы мало отличается от среднего уровня по всем трудоспособным гражданам. Активными методами по борьбе с безработицей среди молодежи должны стать: создание дополнительных рабочих мест, организация системы образования и производственно-техническое обучение кадров в соответствии с требованиями современной экономики, регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Для эффективной работы в системе  занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда, которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы, которые также эффективно действуют в вопросах молодежной безработицы. На государственном уровне создаются программы организации временной занятости безработной молодежи, например такие как «Молодежная практика».

В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям  очень трудно найти своё место  в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство  обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь – это будущее России.

Информация о работе Особенности государственного регулирования безработицы молодежи в России