Особенности женского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:27, реферат

Краткое описание

В современном мире женщины стали более независимыми, нежели ранее, для многих карьера поставлена на первое место, а замужество и прочие прелести жизни, в лучшем случае, на второе. Так почему же женщины стали выбирать бизнес, вместо работы за прилавками магазинов? В начале 90-х социологами из Западной Европы было проведено исследование, показавшее то, что представительницы слабого пола, как правило, решили открыть свое собственное дело при воздействии всевозможных обстоятельств извне.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности женского бизнеса.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

В современном мире женщины стали более независимыми, нежели ранее, для многих карьера поставлена на первое место, а замужество и прочие прелести жизни, в лучшем случае, на второе. Так почему же женщины стали выбирать бизнес, вместо работы за прилавками магазинов? В начале 90-х социологами из Западной Европы было проведено исследование, показавшее то, что представительницы слабого пола, как правило, решили открыть свое собственное дело при воздействии всевозможных обстоятельств извне.

 Основными причинами, в основном, являются нижеследующие:

- страх перед предстоящей реорганизацией предприятия, увольнение с места работы, наличие собственных планов и пожеланий или неудовлетворенность своим положением в обществе.

- Но существует и такая чисто женская причина, как довольно частое наблюдение за удачно сложившимся бизнесом подруги и желание последовать примеру. Определенную роль может сыграть и возраст: большинство дам начинают открытие своего бизнеса в 35 – 40 лет, боясь, что не смогут реализовать себя на занимаемой должности.

В странах Европы женский бизнес стремительно начал развиваться в конце 80-х годов. В период конца 80-х – начала 90-х годов возникло огромное количество мелких предприятий, руководителями которых были бизнесвумен.

К традиционно «женским» сферам предпринимательства относятся шесть основных направлений:

  • Индустрия красоты и здоровья (парикмахерские, косметические и спа-салоны, фитнес-клубы, оздоровительные центры, фэшн-студии и т. п.) Высококонкурентный, но и доходный сектор.
  • Образование для детей и взрослых. Выбор вариантов бизнеса очень широк — от частных детских садов и школ до курсов иностранного языка и тренинг- центров.
  • Мелкая оптовая и розничная торговля/предприятия быстрого питания. Один из самых популярных и быстрорастущих секторов женского бизнеса.
  • Кадровый бизнес — консалтинг и подбор персонала. В этом секторе работает самый большой процент женщин с высшим или даже несколькими высшими образованиями.
  • Туризм. Этот сектор отличается высокой привлекательностью, поскольку не требует больших стартовых вложений, однако рентабельность его резко снизилась по сравнению с 90-ми годами (по оценкам специалистов, не превышает 10%).
  • Реклама и дизайн/рукоделие. Нередко рекламные агентства и дизайн-студии вырастают из небольших «артелей» по выпуску сувенирной продукции, или домашних фотоателье.

Успешному ведению бизнеса в этих сферах во многом способствовали интерес женщин к людям, заботливость и коммуникабельность

На данный момент почти третья часть небольших предприятий принадлежит слабому полу, при этом нельзя не отметить, что руководят они очень эффективно. Об этом говорит статистика: менее двадцати процентов «женских» предприятий подверглось кризису. У мужчин подобные неудачи составляют сорок процентов. Бизнесвумен на данный момент осваивают новые ниши предпринимательской деятельности – женщины сейчас занимают руководящие посты на крупных предприятиях

 

Исследования социологов показали, что некоторые особенности женского бизнеса действительно существуют и отличают его от мужского по следующим факторам.

  • Во-первых, женщины в бизнесе меньше склонны к риску. Открывая свое дело, онистараются обойтись минимумом средств, поэтому пользуются банковскими кредитами в 2,4раза реже, чем мужчины.
  • Во-вторых, женский бизнес сравнительно менее доходный. Стремление избегатьриска не позволяет женщинам получать высокие доходы от своих предприятий.
  • В-третьих, женщины законопослушнее мужчин, им морально труднее выйти за рамкизакона. Возглавляемые женщинами предприятия работают, как правило, прозрачно –полностью уплачивают налоги, не уходят от социальных платежей. Кроме того, женское предпринимательство находится под меньшим прессом криминальных структур.
  • В-четвертых, женщины значительно чаще прибегают к таким инструментам какдолгосрочное финансовое и стратегическое планирование. Они более тщательноразрабатывают свои проекты, уделяя большое внимание деталям. Более того, женщины в большей степени склонны осуществлять долгосрочные инвестиции с расчетом получить прибыль в будущем, в то время как мужчины часто ориентируются на сиюминутную выгоду.

 

Здесь также необходимо уточнить, что женский бизнес относится, в основном, к малому предпринимательству. Как следствие, женскому бизнесу присущи те же проблемы, с которыми сталкивается малое предпринимательство в целом.

Статистика же участия женщин в бизнесе в Беларуси просто не ведется. Очень хотелось бы, чтобы Национальный статистический комитет обратил внимание на эту проблему. Это, кстати, свидетельствует о том, что в нашем государстве никак не выделяется даже само понятие «женский бизнес». У нас до сих пор нет ни одной программы поддержки женского бизнеса, подобной тем, что существуют в большинстве стран Европы, США и даже у наших соседей по СНГ. Программы нужны для того, чтобы обеспечить вовлеченность женщин в бизнес. К сожалению, в нашей стране она остается очень низкой, несмотря на то, что большая часть белорусских женщин имеет высшее образование и что по уровню образованности женская часть нашего населения превосходит мужскую. Большинство из них сконцентрировано в Минске, а вот в сельской местности и малых городах женщина задействована в предпринимательстве очень и очень слабо. А ведь именно в регионах, где население, особенно женское, хуже обеспечено работой, вовлечение женщин в бизнес могло бы выровнять ситуацию. И именно здесь большую роль могли бы сыграть программы поддержки женского предпринимательства. Речь идет не о том, чтобы дотировать женский бизнес, а о том, чтобы помочь женщинам встать на этот путь и поверить в свои силы. В рамках подобной программы нужно было бы обеспечить женщин консультациями специалистов, помочь грамотно составить бизнес-план и другие необходимые документы, помочь им найти свободные ниши на рынке в их регионе.

 

Но даже в отсутствии в Беларуси  государственной программы, уже накоплен положительный опыт поддержки женщин-предпринимательниц. Такая работа ведется общественными объединениями, при поддержке международных донорских организаций – ООН, Международной Финансовой Корпорации, Всемирного банка реконструкции и развития, USAID, Министерства медународного сотрудничества Германии (GTZ) и др.

Общественное объединение “Женское независимое демократическое движение” (ОО “ЖНДД”) уделяет большое внимание проблемам развития поддержки женского предпринимательства. Это одна из приоритетных задач организации, которая реализуется в рамках работы Женского образовательно-консультационного Центра (структура ОО “ЖНДД”).где работает программа “Обучение основам малого бизнеса”, направленная на оказание помощи женщинам в поисках альтернативных форм занятости на рынке труда и предоставлении знаний по основам предпринимательской деятельности. С 2002г. в рамках немецкой программы “Поддержка Беларуси” ОО “ЖНДД” осуществляет программу “Поддержка женщин-предпринимательниц Беларуси”.

В Беларуси проходят форумы предпринимательниц Беларуси, решения которых- не женское ноу-хау, а попытка  провести в жизнь хорошие правительственные решения: создание фонда женщин-предпринимательниц, бизнес-инкубаторов поддержки малого и среднего женского бизнеса, появление программы по поддержке женского бизнеса, привлечение финансовых ресурсов международных донорских организаций для женского бизнеса.

 

В заключении хотелось бы отметить, что женское предпринимательство – явление сравнительно новое для белорусской действительности. Сегодня происходят эволюционные изменения во взглядах на женщину, как на профессионального, квалифицированного работника.. Женский бизнес – это серьезная сила. Он сокращает масштабы женской безработицы, участвует в формировании среднего класса, создает экономическую стабильность в обществе. Поэтому не замечать этого бизнеса, а также его проблем – все равно, что не замечать вторую половину человечества.

 

 

Участницы III Форума женщин предпринимательниц Беларуси приняли следующее обращение к правительству Республики Беларусь:

 Мы, участницы III Форума женщин предпринимательниц Беларуси, осознавая ответственность за настоящее и будущее нашей страны, приглашаем к сотрудничеству и предлагаем:

- Разработать программу  микрокредитования женщин-предпринимателей, принять специальные меры для  обеспечения доступа женщин к  кредитам, займам, объектам приватизации,

- Содействовать созданию  постоянно действующей системы  обучения и консультирования  женщин в области бизнеса,

- Рассмотреть вопрос  о создании Фонда поддержки  женщин-предпринимателей,

- Содействовать развитию  бизнес-инкубаторов для поддержки  женского малого и среднего  бизнеса,

- Рассмотреть вопрос  о формировании в ежегодных  программах поддержки и развития  предпринимательства специального  раздела по развитию женского  и семейного предпринимательства,

- Обеспечить сбор статистических  данных, касающихся женщин-предпринимательниц, исследовать вклад женщин в  экономическое развитие страны,

- Обеспечить постоянный  диалог между государственными  структурами, регулирующими предпринимательскую  деятельность и субъектами бизнеса, предоставить государственную поддержку  для ежегодного проведения Форума  предпринимательниц.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности женского бизнеса