В Союзе национальные дотации
предоставляются в рамках общеевропейской
дотационной политики в соответствии
с ее принципами. Всякая другая помощь,
создающая условия наибольшего благоприятствования
в рамках какой-либо отдельной страны,
запрошена. К такого рода помощи относятся:
ценовые вмешательства (надбавки к ценам),
регулирование объемов производства,
высокая компенсация за экспортную продукцию.
Вместе с тем национальное правительство
участвует в финансировании и проведении
мероприятий по повышению качества производимой
продукции, обеспечению ветеринарного
надзора, внедрению достижений научно-технического
прогресса, охране окружающей среды, стимулировании
производства в так называемых проблемных
районах, обеспечении минимального уровня
доходов мелким хозяйствам.
Кроме того, бюджетная поддержка
может предоставляться как государствами-членами
ЕС, так и автономными образованиями (автономные
районы Италии, департаменты и районы
Франции, округа в Германии) или федеральными
государствами (земли Германии), которые
имеют свои бюджеты (поступления от налогов).
Однако определено, что абсолютная сумма
субсидий на инвестиции не должна превышать
заданного объема.
Таким образом, общеевропейская
политика в аграрном секторе направлена
на четкую организацию рынков сбыта, поддержание
фермерских доходов, помощь в реализации
излишков продукции и решение ряда других
проблем.
Национальная аграрная политика
в странах ЕС является продолжением Единой
аграрной политики, однако существуют
различия в направлениях и методах финансирования
сельского хозяйства. Например, на поддержку
производства и рынков в добавление к
системе ЕС Дания расходует треть своего
сельскохозяйственного бюджета, Великобритания
и Ирландия - соответственно 15 и 20%. Почти
все страны половину национальных сельскохозяйственных
бюджетов расходуют на структурную политику
(сюда входят модернизация и укрупнение
ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных
ресурсов, улучшение оперативной деятельности
фермеров, сокращение производственных
издержек и развитие неблагоприятных
районов). По этим направлениям расходов
наблюдаются значительные различия. Например,
Великобритания направляет на программы
модернизации почти треть своего сельскохозяйственного
бюджета, а Нидерланды и Люксембург - менее
10%. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих
фермеров направляется в среднем 10% от
аграрных бюджетов, в том числе во Франции
- 25%, в Великобритании и Ирландии эта статья
расходов незначительна. На бюджетные
программы "Исследования и разработки"
в среднем по ЕС направляется около 10%,
а в Нидерландах - почти 30% бюджета.
Особого внимания заслуживает
опыт США по субсидированию сельского
хозяйства [6, с.22]. Бюджетные расходы США
на сельское хозяйство зависят от экономической
ситуации - в кризисные годы их значение
резко возрастает в более стабильные периоды
уровень государственного субсидирования
заметно снижается. Так, в связи с кризисом
1980-1985 годов бюджетные расходы на сельское
хозяйство в 1986 году составили 58,7 млрд
дол. или 5,9% от всего федерального бюджета.
Конец 80-х годов был благоприятным для
сельского хозяйства и уровень государственного
субсидирования заметно снизился, составив
в 1989 году 52 млрд дол. или 4,6% федерального
бюджета. Бюджетные средства выделяются
на финансирование следующих программ:
сельскохозяйственные исследования;
организация маркетинга и информации
о рынках и ценах;
кредитование;
консервация и изъятие земель;
поддержка цен, закупка, компенсационные
платежи;
поддержка фермерских снабженческих
и сбытовых кооперативов, рыночные заказы;
субсидирование продовольствия;
экспортные субсидии;
международная продовольственная
помощь.
В структуре расходов федерального
бюджета, выделяемыми на сельское хозяйство,
главными являются два направления:
программы стабилизации доходов
(на них приходится около 60% бюджетных
расходов по статье "Сельское хозяйство");
программы сельскохозяйственных
исследований и обслуживания науки.
Необходимо отметить, что наибольшую
долю помощи (около 70% бюджетных средств)
получают относительно крупные хозяйства,
обеспечивающие высокую эффективность
ведения производства, а фактически бюджетным
финансированием охвачена одна треть
американских ферм.
Однако, начиная с конца 80-х
годов, аграрная политика США предусматривает
снижение уровня воздействия на аграрный
сектор. Правительство США отказалось
от ряда программ и сократило объемы финансирования
на их поддержку. Политика США в области
сельского хозяйства, рассчитанная на
7 лет (1996-2002 гг.), предусматривала сокращение
финансовой поддержки на 30%.
Таким образом, государственное
регулирование агропромышленного сектора
экономики путем всесторонней поддержки
производителей является приоритетным
направлением аграрной политики большинства
развитых стран. При этом используется
много экономических рычагов (платежи
из бюджета, компенсации издержек производства,
поддержка цен, субсидии на совершенствование
производственной структуры, разработка
и осуществление различных программ),
действие которых создает благоприятную
конъюнктуру для обеспечения устойчивого
функционирования агропромышленного
комплекса и формирования эффективной
социально-производственной инфраструктуры
в сельской местности. Несмотря на то,
что Россия находится в несколько иных
условиях, чем развитые страны, рассмотренный
выше опыт весьма полезен для дальнейшего
исследования.
Таким образом, сельское хозяйство
как США, так и Европы подвержено государственному
регулированию. Однако, в данном случае
речь идет скорее о поддержке сельхозпроизводителей:
дотации, субсидии, высокие закупочные
цены. Так в США предусмотрено гибкое субсидирование
в зависимости от экономической ситуации:
чем сложнее в экономике, тем больше субсидий.
В Европе также присутствует механизм
субсидирования. Причем это делается не
просто для выживания сельского хозяйства,
а для того, чтобы не монополизировать
рынок, так как с помощью субсидий выживают
небольшие производители.
Заключение
В результате проведенного исследования
в области государственного регулирования
сельского хозяйства можно сделать несколько
выводов:
Каждое государство вне зависимости
от экономического устройства должно
регулировать сельскохозяйственную отрасль.
Причиной тому служат не только зависящие
от сельхозпроизводителей и государства
факторы. К примеру, погодные условия.
Из-за засухи Индии угрожает продовольственная
катастрофа. Существуют и другие погодные
явления, негативно и даже катастрофически
влияющие на производство сельскохозяйственной
продукции. Экономические факторы - это
высокая капиталоемкость, малоэластичность
спроса по цене. Капиталоемкость при этом
настоящая беда для фермеров, так как дорогостоящее
оборудование используется редко, а его
цена иногда довольно высока.
Опыт таких стран и регионов, как США
и ЕС, показывают: государственное вмешательство
в сельское хозяйство жизненно необходимо.
При этом речь идет о высокоэффективных
отраслях по сравнению с другими странами.
В данных странах механизм регулирования
сводится в основном к субсидированию
сельскохозяйственной отрасли. И это не
случайно. С одной стороны обеспечивается
продовольственная безопасность, с другой
при субсидировании малые производители
могут выжить, что приводит к конкуренции
по качеству продукции. И наконец, это
миллионы рабочих мест.
Перспективы перехода Республики Беларусь
к рынку связываются с преобразованиями
отношений собственности, надеждами на
постепенный отход государства от концепции
командно-административной экономики,
адаптацию организаций АПК к новым условиям,
развитие рыночной инфраструктуры, инвестиционных
процессов и т.д. На этом фоне ввиду различия
интересов происходит рост экономической
обособленности организаций АПК, что,
в свою очередь, ставит под сомнение необходимость
функционирования комплекса как единого
объекта государственного регулирования
и управления в перспективе.
Список использованных источников
1. Аграрная реформа и государственное
регулирование: перспективы Беларуси.
Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа:
http://library. by/portalus/modules/beleconomics/readme. php? subaction=showfull&id=1126897597&archive=&start_from=&ucat=12&category=12
2. Борисенко Е.Н. Продовольственная
безопасность России: Пробл. и перспективы
/ Рос. акад. предпринимательства. - М.: Экономика,
1997. - 349 с.
3. Гоцкий, Г.Г. Трансформация аграрного
хозяйства и менеджмент / Г.Г. Гоцкий. -
Мн.: Изд-во Бел. гос. экон. ун-та, 1997. - 110
с.
4. Дадалко, В.А. Государственное регулирование
развития АПК: Зарубеж. опыт / Науч. центр
маркетинговых исслед. ПКК "Армита".
- Мн., 1994. - 111 с.
5. Заровняева С.В. Регулирование и поддержка
АПК в системе государственного управления
экономикой: автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук: 08.00.05/Заровняева Светлана
Викторовна. - Новосибирск, 2007. - 22 с.
6. Клюня В.Л. Аграрные отношения в условиях
переходной экономики: Учеб. пособие для
студентов экон. специальностей. - Мн.:
Бел. гос. ун-т, 1999. - 56 с.
7. Корбут Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного
производства при переходе к рынку. - М.:
ВНИИТЭИ АПК, 1991. - 144 с.
8. Кучуков Р., Савка А. Механизм государственного
регулирования цен в аграрном секторе
развитых стран. // Экономист, 1999, № 6.
9. Милосердов В.В. Государственное регулирование
и поддержка сельского хозяйства/ В.В.
Милосердов [Электронный ресурс]. - 2008.
- Режим доступа: http://vladimir.miloserdov. name/articles/page-30.html
10. Мурукаева, Надежда Павловна Особенности
государственного регулирования экономики
АПК на региональном уровне: (На примере
Респ. Саха (Якутия)): Автореф. дис. на соиск.
учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05/С. - Петерб.
гос. аграр. ун-т. - СПб. - Пушкин, 1999.
11. Назаренко В.И., Папцов А.Г. Государственное
регулирование сельского хозяйства в
странах с развитой экономикой. М.: Информагробизнес,
1996. - 352 с.
12. Пешко Д.А. Плановое регулирование
производственных отношений в системе
агропромышленного комплекса / Д.А. Пешко.
- Мн., 1985. - (Серия 68.01.75).
13. Ремезков А.А. Государственное регулирование
экономики АПК/ А.А. Ремезков [Электронный
ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://ej. kubagro.ru/get.
asp? id=142&t=1
14. Хитров А.Н. Государственное регулирование
сельскохозяйственного производства
в развитых капиталистических
странах. - М.: ВНИИТЭИ АПК, 1990.