Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:11, доклад
Предпринимательство в качестве инициативной инновационной деятельности, направленной на поиск нестереотипных подходов к постановке задач и их решению, играет ключевую роль в обеспечении эффективности современного воспроизводственного процесса. Развитие рыночных отношений в России привело к появлению новой, перспективной сферы предпринимательства - консультирования.
Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.
Содействовать привлечению консультанта могут различные работники: директора, начальники отдела безопасности труда, маркетинга или эксплуатации оборудования (главный инженер), главный специалист предприятия. В этом качестве выступает высококвалифицированный специалист, определяющий положение фирмы, в котором заинтересован высший руководитель предприятия. Если такой человек найден, консультационная фирма стремится поддерживать с ним долговременный, постоянный формальный и неформальный контакты.
На имидж консультационной фирмы влияет результативность деятельности в прошлом. Рекомендации крупных клиентов - это лучшая реклама.
Появление рекламаций может повлечь существенный ущерб в будущем, поэтому желательно предотвращать неудачи и анализировать причины их появления.
Крупные консультационные фирмы имеют свой печатный орган либо раздел в специализированных газете или журнале. Это позволяет иллюстрировать компетентность фирмы, освещать ее достижения. Эффективен отклик в виде публикации положительного мнения руководителей предприятий, которым были предоставлены консультационные услуги.
Области консультационной деятельности
Специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно каждый специалист (или каждая фирма), работающий в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему свой оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.
Стандартными типами консалтинговых услуг являются: управленческий консалтинг; инвестиционный консалтинг; аудит; информационно-технологический консалтинг; маркетинговый консалтинг; кадровый консалтинг; реклама и PR; юридический консалтинг; бизнес-обучение.
Рассмотрим индивидуальное консультирование. У многих работающих (или желающих работать) в предпринимательской сфере возникает необходимость в консультировании со специалистом по отдельным вопросам хозяйственной деятельности. Желание избежать ошибок или достичь справедливости ведет предпринимателя к консультанту[9]. Вариантами возникающих при этом вопросов оказываются:
1. Целесообразность покупки имущества.
2. Справедливость условий сделки.
3. Оценка покупаемого имущества.
4. Оценка отдельных элементов расходов.
5. Рекомендации по видам кредитов.498
6. Составление калькуляции доходов и расходов.
7. Составление итогового баланса активов и пассивов.
8. Рекомендации по партнерам.
9. Определение предельно
допустимых условий
10. Рекомендации по видам страхования.
11. Обсуждение концепции хозяйственной деятельности.
12. Предоставление форм документации для планирования и учета деятельности.
13. Оценка вариантов
последствий управленческого
14. Рекомендации по составу портфеля ценных бумаг.
15. Подготовка бизнес-плана.
Консультант, строя взаимоотношения с конкретным клиентом, должен ответить для себя на вопросы:
- Кто мой клиент?
- Кто я сам в возникшей ситуации?
- Какая стоит проблема?
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо точное представление о знаниях, психологии, устремлениях клиента. Консультант может испытывать трудности в понимании проблемы, если клиент психологически скрыт. В такой ситуации есть опасность неправильного понимания сути проблемы, поэтому консультанту важно оценить клиента по таким показателям как:
- открытый/скрытный;
- профессионал/новичок в сфере деятельности;
- самостоятелен/посредник;
- имеет системные взгляды/узкий специалист;
- ориентирован в выборе решения/колеблется;
- доверяет советам/недоверчив;
- есть один консультант/
- постоянен в собственном мнении/может менять мнение;
- перспективен для
престижа/мелкий
Оценка совокупного качества клиента необходима консультанту для правильного выбора тактики взаимоотношений с клиентом, формы подачи рекомендаций. При ошибочных действиях консультанта возможны отказ клиента, затягивание процедуры решения проблемы, действия клиента вопреки советам консультанта.
Одним из существенных моментов оказывается объем полномочий по принятию решений у клиента. Если консультант взаимодействует с руководителем, то проблема решается быстрее и проще. Иная ситуация возникает, если партнер или партнеры консультанта только готовят документацию по поручению руководителя или руководителей, которые будут принимать решение на заключительной стадии. В этом случае требуется более детальная проработка документации, возникает необходимость периодического согласования промежуточных вариантов.
Консультант должен правильно
оценивать свои качества при работе
с клиентом, и прежде всего профессионализм,
сложившийся профиль
Клиент должен доверять консультанту и чувствовать его стремление к созданию благоприятных условий для бизнеса клиента, заинтересованность в благоприятном исходе проблемы. Создать такое представление у клиента — это одна из первых задач консультанта[11].
Консультант в своей деятельности может оказаться единственным специалистом, но возможно, что в первом случае его работа (явная или неявная) в группе консультантов, делает единый пакет услуг. Во втором случае важно понимать свою роль в группе и взаимоотношения с лидером группы.
Оценивая проблему, консультант должен определить требования со стороны клиента. Здесь необходимо различать: частный вопрос/комплексное решение; разовый вопрос/долговременное сопровождение; чисто правовую помощь/анализ вариантов проблемы; малую самостоятельность консультанта/свободу в предложениях; новую международную сферу/традиционную сферу деятельности консультанта; выгодную проблему/сомнительный проект; самостоятельную проблему/работу с партнерами; изолированную проблему/проблему с обширными последствиями. Отвечая на эти вопросы, консультант фактически прогнозирует трудоемкость своей работы, риск в оплате своего труда, успешность реализации своих рекомендаций, необходимость привлечения других специалистов.
Идентификация проблемы - это постановка задачи для консультанта, а квалифицированная постановка проблемы составляет 50% ее решения.
Правильная оценка ситуации
позволяет консультанту выбрать
следующие организационные
1. Частота взаимоотношений.
2. Способ связи (телефон, личные встречи).
3. Оформление промежуточного результата (устное соглашение, письменное подтверждение).
4. Степень самостоятельности в выборе рекомендаций.
5. Привлечение других специалистов (по праву, страхованию, экономике, технологии, налогам и т. п.).
6. Оперативность в действиях.
7. Форма изложения рекомендаций (четкая рекомендация, описание вариантов).
8. Степень детализации изложения причин по вариантам рекомендаций.
9. Обсуждение вопроса с клиентом индивидуально или в компании с другими лицами (адвокат, помощник, партнер).
По итогам беседы консультант
составляет информационную справку. Ее
объем, а также состав зависят
от сложности обсуждаемой
1. Образование клиента.
2. Опыт работы клиента.
3. Проблемная ситуация у предпринимателя.
4. Экономическая ситуация
в соответствующей области
5. Концепция предпринимательской деятельности.
6. Расходы в предпринимательской сфере.
7. Партнеры клиента.
8. Имеющийся капитал.
9. Доходы в предпринимательской сфере.
10. Долги.
11. Расходы будущих периодов.
12. Имеющиеся договора.
13. Рекомендации консультанта.
14. Источники кредитования.
15. Прогнозируемые экономические показатели у предпринимателя.
16. Страхование риска.
17. Целесообразность
18. Прочие сведения.
Консультирование деятельности зарубежного или совместного предприятия представляет собой сферу деятельности, в которой наиболее значимыми оказываются правовые и информационные вопросы. Отличительной чертой консультанта, действующего в этой сфере, оказывается наличие знаний правовых и экономических особенностей различных государств. Такой консультант продает консультационную услугу, которую не может выполнить действующий управленческий персонал предприятия. Он ориентируется обычно на благополучные предприятия и способствует разрешению организационных и правовых проблем в деятельности, направляемых на расширение объема производства или рынка сбыта, получение нового оборудования или технологии. Консультант в международной сфере деятельности должен обладать собственной информационной базой о законах, правилах налогообложения, составе и профиле зарубежных предприятий. Необходимостью для консультанта оказывается поддержание и обновление своей информационной базы.
Типичными вопросами к консультанту по международной деятельности являются: подготовка учредительных документов; оформление условий международной сделки, согласование точек зрения потенциальных партнеров; условия налогообложения в государстве - зоне предпринимательской деятельности; правомочность отдельных предпринимательских действий клиента; поиск партнера для клиента; посредничество на переговорах клиента с потенциальным партнером; прогнозирование экономических ситуаций в стране; разработка структуры и организации деятельности управления совместного предприятия; условия оплаты труда зарубежного филиала; прейскурант цен на отдельные товары за рубежом.
Управленческий персонал, обращаясь к консультанту по международной деятельности, стремится оперативно решить вопросы о начале своего бизнеса в другой стране, предотвратить организационные потери времени, исключить возможные неоправданные расходы. В значительной степени консультанта по международной деятельности можно рассматривать как помощника управленческому персоналу в новой внешней зоне интересов предприятия.
На консультанта по международной
деятельности ложится большая
Особой группой проблем для консультации по международной деятельности оказывается выбор путей снижения риска предпринимательской деятельности. Исключить риск полностью невозможно, но оценить его и предложить способы его преодоления - задачи, которые ставят перед консультантом. Чтобы их решать, консультант должен следить за ситуацией в стране, находить партнеров-консультантов для себя в соответствующих странах. Такими партнерами могут быть граждане соответствующей страны, работающие в банковских, страховых, правовых областях. Высшим выражением такого партнерства является создание международных объединений консультантов с условиями партнерства и взаимопомощи, обмена соответствующими законодательными документами, важнейшими правительственными решениями.
Международным контактам сопутствуют современные средства связи: телефакс, телефон, электронная почта. Квалифицированный консультант обладает этими средствами в офисе и дома. Консультирование по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ведут многие известные фирмы.
Крупным консультационным центром в России является конъюнктурный институт Министерства внешнеэкономических связей. Он предоставляет информацию о правилах экспортно-импортных операций в различных странах, финансовом состоянии иностранных фирм, текущих мировых ценах; проводит маркетинговые исследования российского и зарубежных рынков; издает справочно-методическую литературу по внешнеэкономической политике; оказывает услуги по расчету эффективности инвестиционных проектов; проводит консультации по внешнеторговым контрактам.
Информация о работе Особенности консультационного предпринимательства