Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

Указанные отрасли избраны ведущими по следующим критериям: технико-экономическими закономерностями индустриализации; международным опытом выбора ведущих отраслей; степени влияния этих отраслей на другие отрасли народного хозяйства; рационализацией структуры народного хозяйства и устранением узких мест. При этом учитывались специфические факторы: большая численность населения и невостребованность трудовых ресурсов; нехватка природных ресурсов и иностранной валюты.

Вложенные файлы: 1 файл

гос регулирование.docx

— 22.88 Кб (Скачать файл)

Особенности модели государственного регулирования  экономики в Китае.

 

В Китае впервые разработана комплексная концепция государственной производственной политики. Центральное место в ней принадлежит положению об ускоренном развитии опорных (ведущих) отраслей промышленности: машиностроительной, электронной, нефтехимической, автомобильной и строительной.

Указанные отрасли избраны ведущими по следующим критериям: технико-экономическими закономерностями индустриализации; международным опытом выбора ведущих отраслей; степени влияния этих отраслей на другие отрасли народного хозяйства; рационализацией структуры народного хозяйства и устранением узких мест. При этом учитывались специфические факторы: большая численность населения и невостребованность трудовых ресурсов; нехватка природных ресурсов и иностранной валюты.

С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике  и ее открытость внешнему миру резко  повысились. Развитие заметно ускорилось:   в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост  ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась  мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены  огромной ролью государственного регулирования.

При переходе от планового хозяйства  к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:

  1. сосуществование новой и старой экономических систем;
  2. быстрый рост сопровождается инфляцией;
  3. темпы развития ускорены;
  4. роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.

Регулирование в Китае не означает всестороннего  вмешательства государства в  экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие  наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:

1. Экономический  рост, находящий выражение в повышении  общего уровня развития, увеличении  производства продуктов, повышении  производительности труда, совершенствовании  структуры спроса и предложения  и т.д.

2. Экономическая  стабильность. Это означает поддержание  стабильности цен, поддержание  и повышение уровня занятости,  обеспечение сбалансированности  доходов и расходов в бюджете  и внешней торговли, достижение  баланса между валовым предложением  и валовым спросом.

3. Экономическая  справедливость. Это понятие тесно  связано с моральными критериями  и ценностями. В обычном восприятии  оно означает справедливое распределение  общественного богатства, в том  числе справедливое распределение  доходов, обеспечение добросовестной  конкуренции и т.д.

Макроэкономическое  регулирование в Китае преследует одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.

В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается, прежде всего, в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования можно представить следующим образом.

1. Рациональные  темпы роста. Чрезмерно высокие  темпы могут нарушить баланс, привести к падению эффективности,  росту цен. Необходимо привести темпы роста в соответствие с мощью государства и поддерживать их относительную стабильность.

2. Обеспечение  разумных коэффициентов накопления (капиталовложений) и масштабов строительства.  В 1981-1996 гг.  Среднегодовой прирост  валового потребления составил 17Ю9%, валовых капиталовложений – 19,7% (в том числе в основные средства  – 22,9%).

Среди всех факторов наибольшее влияние на развитие экономики оказали масштаб и  коэффициент капиталовложений в  основные средства производства.

Высокий уровень коэффициента капиталовложений в основные средства обусловлен рядом  причин – огромными потребностями  в инвестициях в период всесторонней индустриализации, ростом объема вложений средств населением, притоком иностранных  инвестиций.

Однако  в такой ситуации масштабы строительства  могут превысить реальные возможности, что в свою очередь ведет к  «перегреву» экономики и снижению эффективности капиталовложений.

3. Обеспечение  приемлемого уровня цен. Завышенное  предложение денег и широкое  кредитование повлекли за собой  рост инфляции. Однако с введением  ограничительных мер ситуация  значительно улучшилась.

Контроль  над ценами является одной из важнейших  целей политики регулирования. Внедрение  рыночных отношений и ускорение  развития повлекли за собой стремительный  рост цен.

4. Финансовые  поступления и расходы. 

5. Размеры  и структура экспорта и импорта.  С начала реформ влияние масштаба  и структуры внешней торговли, а также платежного баланса  на экономику страны продолжали  возрастать. Из года в год увеличивается  приток иностранного капитала, что  благоприятно сказывается на  темпах экономического развития  Китая. В последние годы продолжали  возрастать валютные запасы страны.

В целом меры государственного регулирования призваны поддерживать баланс между валовым предложением и спросом и являются гарантией нормального экономического развития.

В качестве основной формы государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное  регулирование. Это означает регулирование  и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение  с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.

Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:

  1. переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий;
  2. переход от управления на микроуровне к макрорегулированию;
  3. переход от непосредственного утверждения объектов строительства, распределения денежных и материальных средств к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.

В 1990-х  гг. Была усилена политика государственного регулирования экономики, направленная на ограничение инфляции.

Средства и методы регулирования  экономики в Китае постоянно  совершенствуются. В этой области  уже накоплен определенный опыт:

  • необходимо избегать в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;
  • акцент надо делать на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми.

В переходной экономике Китая государство  представляет реальную силу, регулирующую процессы рыночных преобразований с  использованием нормативно-правовых и административных рычагов. Центральным элементом госрегулирования является разработка долгосрочных программ социально-экономического развития. Программа на 1996 – 2010 гг., принятая на 4-й сессии ВСНП 8-го созыва, намечает в качестве основных целей повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, сближение системы внешней торговли с международными стандартами, пересмотр существующих законов и подзаконных актов, касающихся вопросов торговли, инвестиций и т.д., а также подготовку менталитета граждан к условиям рынка.

В последние  два года Китай отказался от стратегии  догоняющего развития и перешел  к стратегии сравнительных преимуществ. В ее основе лежит развитие трудоемких отраслей – сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы услуг, что обеспечивает занятость дешевой  избыточной рабочей силы.

На передний план выходят сегодня такие проблемы, как изменение нормативно-правовой системы в целях проведения эффективной  фискальной и денежно-банковской политики, а также стимулирования расширения экспорта; введение антимонопольной, экологической  и антикоррупционной политики. Важная роль отводится политике привлечения иностранных инвестиций, включающей меры по либерализации режима торговли, дифференцированному подходу к иностранным инвесторам, разработке свода прав и обязанностей вкладчиков капитала. Торговая политика основывается, с одной стороны, на открытом доступе к мировым рынкам, с другой – на создании условий для появления новых отраслей. Цель финансовой политики – обеспечение стабильности и позитивного эффекта от интеграции страны в глобальную экономику, формирование конкурентоспособности, что требует активизации внутреннего спроса и предпринимательства.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ганшин Г.А. Экономическая реформа в КНР. Эволюция и реальные плоды. М., « Восточная литература», 2006г. гл. 3, 6.
  2. Кондрашева Л. Госсектор КНР: приватизация или модернизация. //Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 4, стр. 41-47.
  3. Новоселова Л. Экономическая реформа и государственное регулирование в КНР.// Проблемы Дальнего Востока., 2005 № 1, стр.71-78.

 


Информация о работе Особенности модели государственного регулирования экономики в Китае