В отношении доходов государственных
(муниципальных) учреждений, полученных
в результате распоряжения имуществом,
принадлежащим им на праве оперативного
управления, необходимо учитывать следующее.
Закон № 83-ФЗ предусматривает для учреждений
возможность распоряжения недвижимым
и особо ценным движимым имуществом, но только
с согласия учредителя. Используя указанное
право, учреждение, например, может сдать
в аренду имущество и, следовательно, получать
арендные платежи. В таком случае у государственного
(муниципального) учреждения возникает
доход, который облагается НДС. При этом
обязанность уплаты налога возлагается
только на бюджетные и автономные учреждения.
Исчисление и уплата налога
на прибыль организаций государственными
и муниципальными учреждениями с 1 января
2011 года осуществляется в общем порядке,
который установлен гл. 25 НК РФ, в связи с признанием
утратившей силу ст. 321.1 «Особенности ведения
налогового учета бюджетными учреждениями»
НК РФ. Вместе с тем в отношении расчета
и уплаты налога государственными (муниципальными)
учреждениями существуют некоторые особенности.
При исчислении налога на прибыль
организаций бюджетных и автономных учреждений
следует учитывать, что финансовое обеспечение
их деятельности в рамках выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется
путем предоставления субсидий из соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации. Указанные доходы имеют целевой
характер и в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного
кодекса предусмотрены на возмещение нормативных
затрат, связанных с оказанием ими в соответствии
с государственным (муниципальным) заданием
государственных (муниципальных) услуг
(выполнением работ). Как следует из содержания
абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, изложенного в новой
редакции, средства целевого финансирования,
полученные в виде субсидий, предоставляемых
бюджетным и автономным учреждениям, не учитываются
при определении налоговой базы. При этом
учреждения обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных)
в рамках целевого финансирования.
Кроме того, Законом № 239-ФЗ подп. 14 п. 1 ст. 251
Налогового кодекса был дополнен новым
абзацем с учетом переходного периода
введения новых форм финансового обеспечения
бюджетных учреждений. В соответствии
с указанной поправкой к средствам целевого
финансирования также относится имущество,
полученное в виде лимитов бюджетных обязательств
(бюджетных ассигнований), доведенных
до 1 июля 2012 года в установленном порядке
до бюджетных учреждений, являющихся получателями
бюджетных средств.
Вместе с тем, как отмечалось
выше, доходы бюджетных и автономных учреждений
могут формироваться не только за счет
средств целевого финансирования на выполнение
государственного (муниципального) задания,
они вправе оказывать услуги для граждан
и юридических лиц за плату. В этом случае
исчисление и уплата налога на прибыль
осуществляется в соответствии с общими
требованиями гл. 25 НК РФ. Доходы учреждения,
полученные от приносящей доход деятельности,
и суммы произведенных расходов включаются
в расчет налоговой базы. С суммы, полученной
в итоге разницы бюджетные и автономные
учреждения и уплачивают налог на прибыль.
Как и казенные учреждения бюджетные
не вправе применять:
- упрощенную систему налогообложения
(пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона
№ 83-ФЗ);
- единый сельскохозяйственный
налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции
Закона № 83-ФЗ).
В общеустановленном порядке
уплачивается НДС от платных услуг, в том
числе от аренды, а также госпошлина за
наименование «Россия» при регистрации
учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ;
ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный
налог. Основным видом учета для бюджетных
учреждений будет являться также как и
для казенных учреждений – бюджетный
(Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» в редакции Закона
№ 83-ФЗ).
Автономные учреждения, так
же как и бюджетные, с 1 января 2011 года
вправе уплачивать только квартальные
авансовые платежи по налогу на прибыль
(п. 3 ст. 286 НК РФ). При этом для автономных
бюджетных учреждений возможность применения
упрощенной системы налогообложения сохраняется
(ст. 346.11 НК РФ). Однако по-прежнему автономные
учреждения не вправе применять систему
налогообложения в виде единого сельхозналога
(ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). В остальном
система налогообложения и налогового
учета автономных учреждений идентична
системе бюджетных учреждений.
В отношении уплаты налога на имущество
организаций и земельного налога особенностью
является то, что автономные, бюджетные
и казенные учреждения фактически уплачивают
эти налоги не из собственных денежных
средств. Плательщиком в данном случае
выступает государство — Российская Федерация,
ее субъекты, а также муниципальные образования,
которые создают государственные (муниципальные)
учреждения.
В соответствии с федеральными
законами «О некоммерческих организациях»
и «Об автономных учреждениях» финансовое
обеспечение выполнения государственного
(муниципального) задания осуществляется
с учетом расходов на уплату налогов, в качестве
объекта налогообложения по которым признается
соответствующее имущество, в том числе
земельные участки. Таким образом, для
бюджетных и автономных учреждений расходы
на уплату налога на недвижимое имущество
и особо ценное движимое имущество, а также
расходы на уплату земельного налога включены
в сумму субсидии. Казенное учреждение
уплачивает указанные налоги за счет доведенных
ему на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Такое положение действует
в отношении недвижимого и особо ценного
движимого имущества. Однако, как правило,
учреждения не имеют какого-либо иного
имущества в собственности или на условиях
ограниченного вещного права. В связи с этим
получается, что учреждения фактически
освобождены от уплаты налога на имущество
и земельного налога, поскольку государство,
рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты
бюджетных обязательств) на выполнение
государственного задания, изначально
закладывает в эту сумму расходы на уплату
данных налогов, то есть само посредством
государственных (муниципальных) учреждений
уплачивает налог на имущество и земельный
налог.
4.Заключение
Таким образом, можно
сделать вывод, что государственные и
муниципальные учреждения имеют множество
привилегий в области налогообложения.
Они не уплачивают НДС при выполнении
работ в рамках государственного (муниципального)
задания. Субсидии, предоставляемые на
выполнение данного задания, а также передача
на безвозмездной основе основных средств
таким учреждениям также не облагаются
НДС. НДС должны уплачивать только те автономные
и бюджетные учреждения, которые оказывают
(выполняют) услуги (работы) на платной
основе (если таковые не поименованы в
Ст.149). При исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль не учитывается в качестве
дохода: имущество, полученное по решению
органов исполнительной власти; полученное
в рамках целевого финансирования; целевые
поступления, а также не учитываются доходы
и расходы казенных учреждений в связи
с исполнением государственных функций.
Все остальные доходы, расходы, а также
средства, использованные не по целевому
назначению, принимаются к расчету налога
на прибыль в общеустановленном порядке.
Бюджетные и казенные учреждения освобождаются
также от уплаты государственной пошлины
за право использования наименований
«Россия», «Российская Федерация» и образованных
на их основе слов в своих наименованиях.
НК установлено, что казенные, автономные
и бюджетные учреждения не вправе переходить
на уплату единого сельскохозяйственного
налога.
В результате проведенного анализа
можно прийти к выводу, что реформирование
в бюджетной сфере естественным образом
повлияло на налогообложение государственных
(муниципальных) учреждений. В основном
большая часть налоговой нагрузки приходится
на автономное учреждение. Бюджетное учреждение
уплачивает также значительную долю налогов
в бюджет. Что же касается казенного учреждения,
то здесь необходимо отметить, что данное
учреждение в основе своей осталось учреждением
старого бюджетного типа, и его налоговые
платежи не играют сколько-нибудь существенной
роли в системе источников доходов государственного
бюджета России, что во многом определяется
теми специфическими целями, для достижения
которых создаются и функционируют такие
организации.
Нормально функционирующая система налогов
является одним из средств борьбы с теневой
экономикой: ведь уплата налога с того
или иного дохода означает признание его
легальности, законности, в то время как
наличие дохода, укрываемого от налогообложения
ввиду его незаконности, преследуется
государством. Повышение роли налогов
в нашей стране, превращение их в основной
способ изъятия части доходов физических
и юридических лиц в государственный и
местные бюджеты — свидетельство роста
финансовой культуры общества. При достижении
определенного уровня грамотности населения
налоги будут восприниматься им с пониманием,
как форма участия своими средствами в
решении общегосударственных задач, прежде
всего социальных, естественно, если ставки
налогов будут отражать баланс интересов
граждан, предпринимателей, предприятий
и государства.
И мировой, и отечественный опыт свидетельствует
о преимуществах налоговой системы перед
любой другой формой изъятия части доходов
граждан и предприятий в государственный
бюджет. Одно из этих преимуществ — правовой
характер налогов. Их состав, ставки и
санкции определяются не министерствами
и ведомствами, даже не правительствами,
а принятыми парламентами законами.
Налоги органически вписываются в формируемую
в России систему экономических отношений.
При разумных ставках налоги являются
средством сочетания интересов предпринимателей,
граждан и государства, общества в целом.
В настоящее время во всем мире наблюдается
тенденция к упрощению налоговой системы.
Чем проще налоговая система, тем проще
определять экономический результат,
меньше забот при составлении отчетных
документов и тем больше остается времени
у предпринимателей на обдумывание того,
как снизить себестоимость продукции,
а не на то, как снизить налоги. Налоговым
же органам проще следить за правильностью
уплаты налогов, что позволяет уменьшить
число работников в финансовых органах.
Таким образом, налоговая система — один
из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов социального и экономического
развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована к новым
общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
И все же новое налоговое законодательство
не в полной мере подходит к новым условиям.
Его основные недостатки следующие: излишняя
уплотненность, запутанность, наличие
большого количества льгот для различных
категорий плательщиков, не стимулирующих
рост эффективности производства; ускорение
научно-технического прогресса, внедрение
перспективных технологий или увеличение
выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически
закрыто по отношению к мировому, не стимулирует
привлечение в народное хозяйство иностранных
инвестиций. Мировой опыт свидетельствует,
что налоговое законодательство — не
застывшая схема, оно постоянно изменяется,
приспосабливается к воспроизводственным
процессам, рынку.
5.Список используемой
литературы
- Васильева Л.А., Особенности налогообложения
учреждений в связи с изменением их правового
статуса., Журнал «Бюджет», статья «Налоги и сборы», №4 апрель
2012г. – 15 мая 2012г.
- Климов А.В., Новые формы и статус бюджетных
учреждений. Учет. Отчетность. Налоги., Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 29.11.2010г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Закон № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных)
учреждений»
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
- ФЗ № 239 от 18.07.2011 «О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения автономных учреждений»
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Федеральный закон от 06.12.2011
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- Постановление Правительства
РФ от 26.07.2010 № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества"
- Распоряжение от 07.09.2010 № 1505-р
«Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных
учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений»