Особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 01:27, реферат

Краткое описание

В России действуют почти 30 налогов и сборов, не считая различных пошлин. За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но они отличались определенной внутренней логикой, поскольку каждое последующее изменение было шагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности.

Содержание

Введение
Основные направления реформы бюджетных учреждений
Особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

В отношении доходов государственных (муниципальных) учреждений, полученных в результате распоряжения имуществом, принадлежащим им на праве оперативного управления, необходимо учитывать следующее. Закон № 83-ФЗ предусматривает для учреждений возможность распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, но только с согласия учредителя. Используя указанное право, учреждение, например, может сдать в аренду имущество и, следовательно, получать арендные платежи. В таком случае у государственного (муниципального) учреждения возникает доход, который облагается НДС. При этом обязанность уплаты налога возлагается только на бюджетные и автономные учреждения.

Исчисление и уплата налога на прибыль организаций государственными и муниципальными учреждениями с 1 января 2011 года осуществляется в общем порядке, который установлен гл. 25 НК РФ, в связи с признанием утратившей силу ст. 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» НК РФ. Вместе с тем в отношении расчета и уплаты налога государственными (муниципальными) учреждениями существуют некоторые особенности.

При исчислении налога на прибыль организаций бюджетных и автономных учреждений следует учитывать, что финансовое обеспечение их деятельности в рамках выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанные доходы имеют целевой характер и в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса предусмотрены на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Как следует из содержания абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, изложенного в новой редакции, средства целевого финансирования, полученные в виде субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, не учитываются при определении налоговой базы. При этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Кроме того, Законом № 239-ФЗ подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса был дополнен новым абзацем с учетом переходного периода введения новых форм финансового обеспечения бюджетных учреждений. В соответствии с указанной поправкой к средствам целевого финансирования также относится имущество, полученное в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.

Вместе с тем, как отмечалось выше, доходы бюджетных и автономных учреждений могут формироваться не только за счет средств целевого финансирования на выполнение государственного (муниципального) задания, они вправе оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату. В этом случае исчисление и уплата налога на прибыль осуществляется в соответствии с общими требованиями гл. 25 НК РФ. Доходы учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, и суммы произведенных расходов включаются в расчет налоговой базы. С суммы, полученной в итоге разницы бюджетные и автономные учреждения и уплачивают налог на прибыль.

Как и казенные учреждения бюджетные не вправе применять: 

- упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ); 

- единый сельскохозяйственный  налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). 

В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от   аренды, а также госпошлина за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог. Основным видом учета для бюджетных учреждений будет являться также как и для казенных учреждений – бюджетный (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ). 

Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 1 января 2011 года вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ). При этом для автономных бюджетных учреждений возможность применения упрощенной системы налогообложения сохраняется (ст. 346.11 НК РФ). Однако по-прежнему автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ). В остальном система налогообложения и налогового учета автономных учреждений идентична системе бюджетных учреждений. 

В отношении уплаты налога на имущество организаций и земельного налога особенностью является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии с федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, а также расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. Казенное учреждение уплачивает указанные налоги за счет доведенных ему на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако, как правило, учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. В связи с этим получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, поскольку государство, рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты бюджетных обязательств) на выполнение государственного задания, изначально закладывает в эту сумму расходы на уплату данных налогов, то есть само посредством государственных (муниципальных) учреждений уплачивает налог на имущество и земельный налог.

 

4.Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задания, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в Ст.149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению, принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В результате проведенного анализа можно прийти к выводу, что реформирование в бюджетной сфере естественным образом повлияло на налогообложение государственных (муниципальных) учреждений. В основном большая часть налоговой нагрузки приходится на автономное учреждение. Бюджетное учреждение уплачивает также значительную долю налогов в бюджет. Что же касается казенного учреждения, то здесь необходимо отметить, что данное учреждение в основе своей осталось учреждением старого бюджетного типа, и его налоговые платежи не играют сколько-нибудь существенной роли в системе источников доходов государственного бюджета России, что во многом определяется теми специфическими целями, для достижения которых создаются и функционируют такие организации. 

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты — свидетельство роста финансовой культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего социальных, естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

И мировой, и отечественный опыт свидетельствует о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ — правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.

Налоги органически вписываются в формируемую в России систему экономических отношений. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Таким образом, налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства; ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

 

5.Список используемой литературы

 

  1. Васильева Л.А., Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового статуса., Журнал «Бюджет», статья «Налоги и сборы», №4 апрель 2012г. – 15 мая 2012г.
  2. Климов А.В., Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги., Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 29.11.2010г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации
  6. Закон № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
  8. ФЗ № 239 от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»
  9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  10. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  11. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества"
  12. Распоряжение от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений»

Информация о работе Особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений