Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:48, реферат
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно.
Введение………………………………………………………………………
1. Понятие науки……………………………………………………………..
2. Особенности научных исследований...…………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы
Понятие науки
Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой (греч. episteme, лат. scientia) мы понимаем сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, термин "наука" употребляется для обозначения отдельных отраслей научного
знания. В-четвертых, науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в
производительную силу общества и важнейший социальный институт.
Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание
процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. В широком смысле ее
цель – теоретическое отражение действительности. Наука создана для непосредственного
выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. К основным задачам науки можно отнести:
1) открытие законов движения природы, общества, мышления и познания;
2) сбор, анализ, обобщение фактов;
3) систематизация полученных знаний;
4)объяснение сущности явлений и процессов;
5) прогнозирование событий, явлений и процессов;
6)установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Особенности научных исследований
Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:
1. Его основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.
Ориентация науки на изучение объектов,
их исследование как подчиняющихся объективным
законам функционирования и развития
составляет первую главную особенность
научного познания.
Эта особенность
отличает его от других форм познавательной
деятельности человека. Так, например,
в процессе художественного освоения
действительности объекты, включенные
в человеческую деятельность, не отделяются
от субъективных факторов, а берутся в
своеобразной “склейке” с ними. Любое
отражение предметов объективного мира
в искусстве одновременно выражает ценностное
отношение человека к предмету.
Художественный образ — это такое отражение
объекта, которое содержит отпечаток человеческой
личности, ее ценностных ориентаций, которые
вплавляются в характеристики отражаемой
реальности. Исключить это взаимопроникновение
— значит разрушить художественный образ.
В науке же особенности жизнедеятельности
личности, создающей знания, ее оценочные
суждения не входят непосредственно в
состав порождаемого знания (законы Ньютона
не позволяют судить о том, что любил и
что ненавидел Ньютон, тогда как, например,
в портретах кисти Рембрандта запечатлена
личность самого Рембрандта, его мироощущение
и его личностное отношение к изображаемым
социальным явлениям; портрет, написанный
великим художником, всегда выступает
и как автопортрет).
Наука ориентирована
на предметное и объективное исследование
действительности. Сказанное, конечно,
не означает, что личностные моменты и
ценностные ориентации ученого не играют
роли в научном творчестве и не влияют
на его результаты.
Процесс научного познания обусловлен
не только особенностями изучаемого объекта,
но и многочисленными факторами социокультурного
характера.
Рассматривая
науку в ее историческом развитии, можно
обнаружить, что по мере изменения типа
культуры меняются стандарты изложения
научного знания, способы видения реальности
в науке, стили мышления, которые формируются
в контексте культуры и испытывают воздействие
самых различных ее феноменов. Это воздействие
может быть представлено как включение
различных социокультурных факторов в
процесс генерации собственно научного
знания. Однако констатация связей объективного
и субъективного в любом познавательном
процессе и необходимость комплексного
исследования науки в ее взаимодействии
с другими формами духовной деятельности
человека не снимают вопроса о различии
между наукой и этими формами (обыденным
познанием, художественным мышлением
и т.п.). Первой и необходимой характеристикой
такого различия является признак объективности
и предметности научного познания. Наука
может исследовать любые феномены жизни
человека и его сознания, она может исследовать
и деятельность, и человеческую психику,
и культуру, но только под одним углом
зрения — как особые предметы, которые
подчиняются объективным законам.
2. На основе
знания законов
Наука ставит своей конечной целью предвидеть
процесс преобразования предметов практической
деятельности (объект в исходном состоянии)
в соответствующие продукты (объект в
конечном состоянии). Это преобразование
всегда определено сущностными связями,
законами изменения и развития объектов,
и сама деятельность может быть успешной
только тогда, когда она согласуется с
этими законами. Поэтому основная задача
науки — выявить законы, в соответствии
с которыми изменяются и развиваются объекты.
Применительно к процессам
преобразования природы эту функцию выполняют
естественные и технические науки. Процессы
изменения социальных объектов исследуются
общественными науками. Поскольку в деятельности
могут преобразовываться самые различные
объекты — предметы природы, человек (и
состояния его сознания), подсистемы общества,
знаковые объекты, функционирующие в качестве
феноменов культуры и т.д., — постольку
все они могут стать предметами научного
исследования.
Предвидение будущего
- третье звено в цепи логической операции,
два предшествующих звена которой составляют
анализ настоящего и исследование прошлого.
Точность и достоверность предвидения
и определяются прежде всего тем, насколько
глубоко и всесторонне изучены как предшествующее
и современное состояния предмета исследования,
так и закономерности его изменения. Без
знания этих двух важнейших моментов в
их единстве невозможно и само научное
предвидение как таковое.
Научное предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать "модель" будущего по тем его единичным фрагментам ("кусочкам", предпосылкам и т.п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те "ростки", которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.
Когда осуществляется предвидение событий, еще не имеющих места в действительности, то на основе уже известных законов и теорий происходит экстраполяция в будущее процессов настоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предопределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее закономерности, выявленные в настоящем, возможность изменения данных пределов и данных тенденций и т.д.
Любое научное предвидение, каким бы точным
оно ни было, всегда неизбежно ограничено,
имеет свои пределы, за которыми превращается
в утопию, в пустую беспочвенную фантазию.
В науке очень важно знать также и то, чего
принципиально быть (появиться в будущем)
никогда, ни при каких условиях, не может.
По мере развития практики и самого познания
предвидение становится все более точным
и достоверным, одни его элементы не подтверждаются
и отбрасываются, другие - находят свою
реализацию, предвидение в целом развивается,
конкретизируется, наполняется новым,
более глубоким содержанием.
Нацеленность науки
на изучение не только объектов, преобразуемых
в сегодняшней практике, но и тех объектов,
которые могут стать предметом массового
практического освоения в будущем, является
второй отличительной чертой научного
познания. Эта черта позволяет разграничить
научное и обыденное, стихийно-эмпирическое
познание и вывести ряд конкретных определений,
характеризующих природу науки. Она позволяет
понять, почему теоретическое исследование
выступает определяющей характеристикой
развитой науки.
3. Существенным признаком научного познания
является его системность, т.е. совокупность
знаний, приведенных в порядок на основании
определенных теоретических принципов,
которые и объединяют отдельные знания
в целостную органическую систему. Собрание
разрозненных знаний (а тем более их механический
агрегат, "суммативное целое"), не
объединенных в систему, еще не образует
науки. Знания превращаются в научные,
когда целенаправленное собирание фактов,
их описание и обобщение доводится до
уровня их включения в систему понятий,
в состав теории.
4. Для науки
характерна постоянная
5. Непосредственная
цель и высшая ценность
6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.
Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель (критерий) научности.
7. В процессе
научного познания применяются
такие специфические
8. Научному познанию
присущи строгая
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных - такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Интересные и
оригинальные идеи об отличиях научного
мышления от других духовных "исканий
человечества развивал В. И. Вернадский.
Он, в частности, считал, что только в истории
научных идей четко и ясно проявляется
прогресс, чего нет в других сторонах культурной
жизни (в искусстве, литературе, музыке)
и даже в истории человечества, которую
"едва ли можно принимать за нечто единое
и целое". По мнению русского мыслителя,
характерными особенностями исторического
процесса научного творчества являются,
во-первых, единство процесса развития
научной мысли; во-вторых, общеобязательность
научных результатов; в-третьих, большая
и своеобразная независимость науки (по
сравнению с другими духовными образованиями
- философией, религией, искусством и др.)
от исторической обстановки; в-четвертых,
очень глубокое (подобно религии), но совершенно
своеобразное влияние научного познания
на понимание человеком смысла и цели
своего существования; в-пятых, научное
творчество является основным элементом
"научной веры" (противоположной
религиозной), которая является могущественным
созидательным фактором в науке.
К числу важнейших гносеологических признаков
научного метода относятся: а) объективность—