Особенности положения молодежи на современном российском рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:49, реферат

Краткое описание

Труд в социальном пространстве человеческого существования занимает особое место. Это положение диктуется двумя обстоятельствами: во-первых, труд остается средством обеспечения материального существования человека, во-вторых, труд все больше и больше становится средством самовыражения человека. В эпоху индустриализации труд, во многом, выступал как внешний фактор, принуждающий человека поступать тем или иным образом.

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая экономика.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

По данным репрезентативного опроса, прогнозирования при поддержке молодых людей в возраст 12-29 лет, в качестве важнейших личных проблем, которые стоят перед ними в настоящий момент, 11,4% называют проблему трудоустройства. Если учесть, что основная масса опрошенных студенческом возрасте, это очень много.

Подавляющее большинство молодых людей считает, что их права в сфере труда и занятости нарушаются - соответствующий вариант ответа отметили 79,2% опрошенных, больше получило только нарушение права на альтернативную гражданскую службу и на судебную защиту. Аналогичный результат получен при ответе на вопрос: "В чем проявляется нарушение Ваших прав?". Нарушение права на труд и его справедливую оплату усматривает 31,3% респондентов и уступает лишь отсутствию гарантий безопасности человека, семьи и жилища (34,9%). Эти две проблемы лидируют среди ответов с большим отрывом: например, нарушение права на получение образования считают актуальным 17,2% опрошенных, а права на получение информации - всего 10% молодых людей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Безработица молодежи

 

Социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависят от "молодёжного фактора", который определяет контуры будущего человеческого потенциала, будущих трудовых ресурсов. Безработица - это явление социальное, связано с развитием общества. Повышение или понижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы. В конечном счете, безработица всегда даёт снижение темпов экономического роста.

Безработица среди молодёжи остро ощущается как в России, так и в Санкт-Петербурге. Причиной тому являются объективные и субъективные факторы. Кризисное состояние экономики создаёт сложную ситуацию на рынке труда. Это сказывается в первую очередь на молодых людях, как менее подготовленных с профессиональной, образовательной и социально-психологической точки зрения.

Экономическая реформа 90-х годов полностью изменила сложившийся за долгие годы трудовой уклад жизни советских людей, что сказалось на состоянии рынка труда и характере занятости населения. Экономические преобразования привели к деформации ценностей молодёжи. По мере того, как в России развиваются рыночные отношения, потребность в деньгах и отношение к ним меняется на глазах. В ситуации экономической нестабильности молодёжь является одной из самых уязвимых категорий нашего населения.

Профессиональный выбор молодежи, как правило, осуществляется с учётом необходимости получения определённого уровня общего и профессионального образования, наличия учебных заведений по выбранному профилю, престижности и доходности выбранной профессии, спросом на рынке труда, состоянием здоровья и т.д. Учитывая эти факторы, молодой человек вырабатывает собственную стратегию развития профессиональной составляющей своего трудового потенциала. Нужно отметить, что трудовой потенциал молодёжи обладает целым набором черт, которые существенно отличают его от трудового потенциала взрослого населения. Основные элементы трудового потенциала (образовательный, профессиональный и квалификационный) в молодёжной группе более динамичны. Однако это обстоятельство неоднозначно. Так, с одной стороны, молодой человек при необходимости может достаточно оперативно повысить свой образовательный уровень, а с другой, невозможность устройства на работу из-за отсутствия опыта может привести к отказу от деятельности по приобретённой профессии.

. Переход предприятий  в руки частных собственников  ужесточил требования к возрасту, полу и профессионализму работников, а также к наличию трудового  стажа, что уменьшило шансы трудоустройства  молодёжи, впервые выходящей на  рынок труда.

. Отмена в конце 1990 г. постановлением  Совета Министров СССР централизованного  распределения выпускников учебных  заведений привела к тому, что  более половины оканчивающих  общеобразовательные школы, средние  специальные и высшие учебные  заведения не могут в настоящее  время найти применения своим  силам в соответствии с полученной  специальностью и профессией. По  оценкам Минтруда России, до 50% выпускников  вузов меняют свою профессию  сразу же после её получения, а по среднему специальному  образованию до 68%. Это объясняется  как материальными условиями  трудоустройства, так и проблемами  профориентации населения в нынешних  условиях развития экономики.

. Важной причиной безработицы  среди молодёжи является то, что  в современных условиях профессиональные  знания очень быстро устаревают. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценкам западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий  и возникает более 600 новых. Если  раньше высшего образования было  достаточно для 20-25 лет практической  деятельности, то сейчас оптимальный  срок его эффективности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих  научно технический прогресс 2-3 года. Это означает, что в некоторых  отраслях инновационные циклы  короче, чем время подготовки  специалистов. В связи с этим  возрастает значение фундаментализации знаний студентов. Фундаментальные знания надолго остаются актуальными, поэтому удельный вес дисциплин, которые дают эти знания, в структуре профподготовки не должен снижаться.

. Введение коммерческих  принципов в деятельность большинства  учебных заведений создало дополнительные  преграды на пути выпускников  школ и лицеев, желающих продолжить  своё образование. Л именно образование  играет особую роль в развитии  человеческого потенциала. В документах  ЮНЕСКО зафиксировано, что образование  не может более рассматриваться  как роскошь или привилегия, оно  представляет собой абсолютную  необходимость. Право на образование  является всего лишь правом  на участие в жизни современного  общества. Образование и занятость  связаны напрямую, а не только через получение конкретного рабочего места. Образование само по себе содействует занятости.

. За последние годы  по данным Прокуратуры РФ, отсев  несовершеннолетних из школ Петербурга  увеличился в 20 раз. Юноши и девушки  не проявляют особого желания  посещать учебные заведения. В  результате - неуспеваемость. А это, естественно, скажется в перспективе  на общем уровне образованности  и профессионализма.

Оставшись вне стен учебного заведения и порой без помощи родителей, молодые люди не могут не только найти работу, но и получить статус безработного, а значит, иметь соответствующие пособия, обучаться на специальных профессиональных курсах. Статус "безработного" может быть получен с 16 лет, хотя подросткам разрешается трудиться по действующему с 1991 г. законодательству с 14 лет. Сегодня группа молодёжи в России, которая нигде не работает и не учится, составляет более двух миллионов юношей и девушек, значительную часть которых можно отнести к безработным. Специалисты Института молодёжи (Москва) считают, что количество безработной молодёжи занижено в официальной статистике как минимум на 20%, т.к. молодёжь в силу особенностей характера далеко не всегда регистрируется на биржах труда.

Новые общественные отношения, особенно в частном секторе, предъявляют особые требования к работнику. Сегодня большая часть молодёжи психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Ценностное сознание молодёжи подверглось радикальным и одновременно разнонаправленным изменениям. Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего молодого поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, экономиста, менеджера, адвоката, работника торговли и т.д. Многие молодые люди связывают мотивацию трудовой активности со стремлением заработать деньги любыми способами, в том числе и противоправными.

Чтобы пользоваться спросом, индивидуальная рабочая сила должна обладать определённой совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Молодому человеку при нынешних экономических условиях необходимо быть конкурентоспособным на рынке труда. Для этого, прежде всего, необходимо:

ориентироваться в выборе на профессию, которая соответствует потребностям экономического развития региона;

быть профессионально мобильным, овладевать системой знаний, умений и навыков, образов поведения, которые позволят найти себя, своё "Я" в новой трудовой деятельности;

быть готовым к повышению профессиональной компетентности и переподготовке, овладению второй (смежной) профессией.

По анализу социологических исследований ценностных ориентации молодёжи за 1994-2003 гг. мы видим, что материальное благополучие у молодых людей занимает первые места. Две трети молодёжи не включают духовность в число качеств, которые нужны молодому человеку в условиях рынка. Приоритетной становится деятельность, направленная лишь на получение большой прибыли. По мнению специалистов, такая тенденция в изменении отношения к труду связана с падением в обществе ценности честного труда в целом. Но желание устроиться на высокооплачиваемую работу не всегда исполняется. Для большинства это становится проблемой, т.к. изменения в характере труда и в управлении формируют новые тенденции в оплате труда. Объектом стимулирования становится уровень квалификации, опыт и мастерство, а не сам объект выработки. Как раз у молодых выпускников опыта и мастерства не хватает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Дискриминация молодежи на рынке труда

 

Дискриминация молодых людей на рынке труда - это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов молодые люди, имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию.

Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований.

Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда.

Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

)Дискриминация при выборе  профессии или продвижении по  службе происходит, когда какой-нибудь  группе населения запрещают или  ограничивают доступ к определенным  видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны  выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации - концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.

)Дискриминация по оплате  труда возникает в случае более  низкой оплаты труда одних  работников по сравнению с  другими за выполнение одной  и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

)Дискриминация при получении  образования или профессиональной  подготовки может выражаться  или в ограничение доступа  к получению образования или  профессиональной подготовки, или  в предоставлении образовательных  услуг более низкого качества.

Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.

Оказавшись в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половины молодежи заняты неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.

Реформированная сфера труда не принесла молодым россиянам ожидаемой свободы в профессиональном самоопределении. Они попали в новую зависимость на этот раз от работодателей и акционеров, чья деятельность не ограничена развитыми механизмами социальной защиты. В этих условиях более половины опрошенной молодежи не способны защитить свои права.

Информация о работе Особенности положения молодежи на современном российском рынке труда