Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:24, доклад
Трансформация экономики не исключает из системы многообразных форм собственности государственную собственность. Каждая форма собственности имеет смысл и занимает свое место в пространстве общественных отношений, играет свою роль в организации общественного разделения труда. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что современное производство не в состоянии эффективно развиваться без наличия государственной собственности в тех или иных размерах. Государственная собственность осуществляется в тех или иных формах, реализуется через хозяйственную деятельность на предприятиях, составляющих индустриальный каркас экономики.
Особенности развития государственных предприятий.
Трансформация экономики не исключает
из системы многообразных форм собственности
государственную собственность. Каждая
форма собственности имеет смысл и занимает
свое место в пространстве общественных
отношений, играет свою роль в организации
общественного разделения труда. Весь
мировой опыт свидетельствует о том, что
современное производство не в состоянии
эффективно развиваться без наличия государственной
собственности в тех или иных размерах.
Государственная собственность осуществляется
в тех или иных формах, реализуется через
хозяйственную деятельность на предприятиях,
составляющих индустриальный
каркас экономики.
На уровне предприятия пересекаются личные, коллективные, общенародные, региональные и другие интересы. Происходит соединение личных и вещественных факторов, возникает из их взаимодействия единство экономических отношений, приобретающих определенную экономическую форму. Все это предопределяет положение государственного предприятия в качестве структурного звена любой экономической системы.
В условиях трансформации экономических отношений происходит процесс диалектического развития данной формы: под влиянием центростремительных сил, находящихся под воздействием интеграционных процессов, возникают новые организационные структуры - финансово-промь шленные группы, соединяющие различные формы собственности в качественно новый субъект экономических отношений, облагающих собственными интересами, мотивами, стимулами. Под влиянием центробежных сил возникают процессы приватизации государственной собственности, появляются новые формы предприятий. Этот противоречивый процесс развития
государственных предприятий связан в первую очередь с необходимостью повышения эффективности общественного производства и рациональным использованием ресурсов общества с целью удовлетворения растущих потребностей населения и создания условий для развития человека.
Современная экономическая практика свидетельствует о том, что приватизация государственных предприятий, разрушение системы взаимосвязей между ними не сопровождалась формированием на предприятиях эффективного менеджмента, способного развить новую предпринимательскую деятельность. В этом - одна из главных причин негативных тенденций, проявляющихся в абсолютном и относительном росте убыточных предприятий, устойчивом снижении рентабельности продукции, увеличением разрыва между потребностями в качественном обновлении производства и возможностями их финансового обеспечения и др.
В этой связи, развитие государственных предприятий в рыночной экономике, специфика этого процесса представляется актуальной.
Степень разработанности проблемы. До середины 80-х годов в отечественной экономической литературе по проблемам развития предприятия как субъекта экономических отношений господствовала парадигма, признававшая исключительную эффективность
государственных предприятий и их развитие исследовалось только с точки зрения организационных форм и методов ведения хозяйства. Несмотря на это, многие ученые при характеристике хозрасчета уделяли внимание самостоятельности первичных звеньев и развития саморегулирования на уровне первичного звена. К данному направлению можно отнести работы Бачурина П.Г., Бунича П Г., Селезнева А.З. Петракова Н.П., Тельнова В.Н., Татура С.К. и др.
Практика трансформации экономических отношений и, как следствие, воздействие данных процессов на функционирование государственных предприятий обусловила научный интерес к данной проблеме. Доминирующим первоначально являлся макроэкономический уровень исследований, на котором анализировались сценарные варианты изменения внешней среды предприятий при осуществлении приватизации государственной собственности, переходу к рыночному распределению факторов производства. Результаты данных исследований представлены в научных публикациях Куликова В.В., В. May, Н.П. Шмелева, Е.Г. Ясина
С середины 90 годов повышенное внимание стали уделять предприятиям. Исследования ориентированны преимущественно на отслеживание состава собственников, изменение в экономическом поведении и финансовом состоянии субъектов предпринимательской деятельности. Это работы Ахмедуева А., Клейнера Г., Кошкина В., Радыгина А., Рисина И.Е и др.
Несмотря на выявленный интерес исследователей к названным проблемам, теоретические основы диалектики развития государственных предприятий исследованы недостаточно. Не решены многие принципиальные вопросы методологического и концептуального характера, связанного с раскрытием места государственной собственности в трансформируемой экономике, недостаточно обосновано государственное предприятие как субъект рыночных отношений, его предпринимательские функции, направления противоречивого развития, обусловленные интеграционными
процессами и диффузией государственной собственности, взаимодействием приватизированных и государственных предприятий.
Цель и задачи исследования. Основная цель, поставленная в диссертации, состоит в разработке теоретико-методологических основ
диалектики развития государственных предприятий в
трансформируемой экономике. Реализация поставленной цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
• Раскрытие объективной основы функционирования государственных предприятий в трансформируемой экономике -государственной собственности;
• Осуществить системный анализ формы реализации государственной собственности - государственных предприятий в трансформируемой экономике;
• Обобщить формы государственного предпринимательства и выявить наиболее приемлемые для трансформируемой экономики России;
• Разработать варианты продуктивной адаптации зарубежного опыта эффективного хозяйствования государственных предприятий к условиям российской экономики;
• Выявить направления диалектического развития государственных предприятий;
• Выработать рекомендации по адаптации государственных предприятий в рыночной экономике.
Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения, характеризующие государственные предприятия в условиях трансформации экономики. Объект исследования - предприятия государственной и смешанных форм собственности.
Методологическая основа работы. Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания. В разработке авторского подхода к анализу диалектики развития государственных предприятий определенную роль сыграли методологические посылки,
предложенные классиками экономической мысли: А. Смитом, К. Марксом, А. Маршаллом, Ф. Хаеком и др.
В выявление социально-экономического содержания диалектического развития государственных предприятий в условиях трансформации экономики принципиальное значение имеют выводы, полученные при исследовании закономерностей переходной экономики и ее особенностей в России такими учеными как Л.И. Абалкин, В.В. Радаев, В.Т. Рязанов, Добрынин А.И. и др.
В оценке роли государства как субъекта рыночной экономики, обосновании необходимых сфер его взаимодействия с предпринимательскими структурами самостоятельное значение имело критическое осмысление подходов, разработанных представителями институционализма: Вебленом Т., Дж. Гэлбрейтом, Перру Ф. и др.
В работе применены методы структурно-функционального анализа, - статистический, традиционные приемы экономического анализа - группировки, сравнения, обобщения.
Особую роль сыграли комплексный подход, проявившейся во взаимосвязанном изучении экономических, социальных,
организационных отношений, и системный подход, реализованный в анализе предмета и объекта исследования, разработке диалектики развития государственных предприятий, учитывающих российскую действительность и мировой опыт.
Базой фактических данных послужили материалы, опубликованные Госкомстатом и статистическим управлением Саратовской области, представленной в периодической печати.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Обоснован методологический подход, в соответствии с которым объективная основа функционирования государственных предприятий -государственная собственность, исследована в условиях трансформации
экономических отношений, которые придают ей специфические черты, проявляющиеся в диспропорциональности на макро и микроуровнях;
• Обоснована система перспективных и промежуточных целей трансформации государственных предприятий с учетом интересов социального развития, приоритетности структурного преобразований и динамики экономического роста в переходной экономике, основанных на эволюционной теории экономического развития;
• Выявлены основные направления противоречивого развития государственных предприятий, связанных с интеграционными процессами, с одной стороны, и диффузными процессами, проявляющимися в приватизации, с другой. Обосновано, что интеграционные процессы, возникающие под воздействием центростремительных сил, ведут к образованию финансово-промышленных групп, играющих основную роль в общественном развитии и позволяющих повысить эффективность функционирования государственных предприятий в трансформируемых экономических условиях.
• Доказано, что центробежные силы стремятся к диффузному развитию собственности, происходящему на основе приватизации государственной формы собственности, превращению ее в многообразные формы частной собственности.
• Выявлено, что переход к рыночным отношениям изменил механизм функционирования госпредприятий и их взаимоотношения с органами государственного управления. Но это не нашло адекватного отражения ни в законодательстве, ни в практике хозяйствования. По прежнему размыты критерии отнесения госпредприятий к федеральной собственности, типы этих предприятий, статус их руководящих работников и трудовых коллективов в целом, основные параметры
управления пакетами акций, остающихся в государственной собственности;
• Проведенный сравнительный анализ функционирования предприятий различных форм собственности позволил придти к выводу: наиболее эффективны крупные предприятия государственной собственности и средние и малые предприятия частных форм собственности. Каждая форма собственности и вид предприятий занимает свою нишу в общественном производстве.
• Разработана и предлагается модель управления государственной собственностью, включающая определение функций на различных уровнях, форм и методов управления государственными предприятиями в зависимости от организационно-правовых форм: акционерные общества со стопроцентным участием государства; акционерные общества с контрольным пакетом акций; акционерные общества, доля участия в капитале которых не позволяет осуществить полный контроль; унитарные предприятия.
• Обосновывается авторская позиция, что государственные предприятия как субъектам рыночных отношений необходимо обеспечить широкую самостоятельность и права, практически аналогичные частным предприятиям;
• В целях осуществления общегосударственных задач доказывается целесообразность закрепления в федеральной, региональной и муниципальной собственности части пакетов акций широкого круга предприятий. Наличие смешанной собственности позволит организовать государственное регулирование, что помимо чисто экономических целей имеет важное социально-политическое значение, ведь речь идет о национальной безопасности страны, выполнении международных обязательств, сглаживании социальных противоречий на общероссийском и региональных уровнях;
• В отличие от широко распространенного среди российских экономистов взгляда на природу управления контрольным пакетом акций, делается вывод, что высокий уровень концентрации собственности в руках хозяйствующих субъектов не является гарантией эффективной работы предприятий, в том числе и государственных;
• Приводятся дополнительные аргументы в пользу того, что следует активизировать банкротства приватизированных предприятий, ввиду отсутствия для многих стратегических собственников. После банкротства, предприятия могут быть приватизированы вторично, с ориентацией на эффективных собственников, что улучшает их управляемость.
• Обосновывается, что в условиях переходной экономики законодательная неопределенность в правах собственности может выступить не менее важным фактором отрицательно влияющим на эффективность, чем концентрация акций в руках нерациональных субъектов экономики.
Значение научных результатов диссертационного
исследования для теории и практики.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно развивает недостаточно разработанную в отечественной литературе проблему, имеющую научное и прикладное значение, прямой выход на практику, на сочетание интересов всех слоев населения, расширяет методологический и методический инструментарий.
На основе системного подхода к анализу деятельности государственных предприятий развиты направления развития последних в рыночной экономике.
Практические рекомендации могут быть использованы в деятельности региональных органов, отдельные рекомендации диссертации могут применяться для разработки курсов по
экономической теории, а также в спецкурсах по проблемам трансформации экономики.
Информация о работе Особенности развития государственных предприятий