Особенности развития государственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:24, доклад

Краткое описание

Трансформация экономики не исключает из системы многообразных форм собственности государственную собственность. Каждая форма собственности имеет смысл и занимает свое место в пространстве общественных отношений, играет свою роль в организации общественного разделения труда. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что современное производство не в состоянии эффективно развиваться без наличия государственной собственности в тех или иных размерах. Государственная собственность осуществляется в тех или иных формах, реализуется через хозяйственную деятельность на предприятиях, составляющих индустриальный каркас экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности развития государственных предприятий.docx

— 22.44 Кб (Скачать файл)

Особенности развития государственных предприятий.

 
Трансформация экономики не исключает из системы многообразных форм собственности государственную собственность. Каждая форма собственности имеет смысл и занимает свое место в пространстве общественных отношений, играет свою роль в организации общественного разделения труда. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что современное производство не в состоянии эффективно развиваться без наличия государственной собственности в тех или иных размерах. Государственная собственность осуществляется в тех или иных формах, реализуется через хозяйственную деятельность на предприятиях, составляющих индустриальный каркас экономики.

На уровне предприятия пересекаются личные, коллективные, общенародные, региональные и другие интересы. Происходит соединение личных и вещественных факторов, возникает из их взаимодействия единство экономических отношений, приобретающих определенную экономическую форму. Все это предопределяет положение государственного предприятия в качестве структурного звена любой экономической системы.

В условиях трансформации экономических отношений происходит процесс диалектического развития данной формы: под влиянием центростремительных сил, находящихся под воздействием интеграционных процессов, возникают новые организационные структуры - финансово-промь шленные группы, соединяющие различные формы собственности в качественно новый субъект экономических отношений, облагающих собственными интересами, мотивами, стимулами. Под влиянием центробежных сил возникают процессы приватизации государственной собственности, появляются новые формы предприятий. Этот противоречивый процесс развития

государственных предприятий связан в первую очередь с необходимостью повышения эффективности общественного производства и рациональным использованием ресурсов общества с целью удовлетворения растущих потребностей населения и создания условий для развития человека.

Современная экономическая практика свидетельствует о том, что приватизация государственных предприятий, разрушение системы взаимосвязей между ними не сопровождалась формированием на предприятиях эффективного менеджмента, способного развить новую предпринимательскую деятельность. В этом - одна из главных причин негативных тенденций, проявляющихся в абсолютном и относительном росте убыточных предприятий, устойчивом снижении рентабельности продукции, увеличением разрыва между потребностями в качественном обновлении производства и возможностями их финансового обеспечения и др.

В этой связи, развитие государственных предприятий в рыночной экономике, специфика этого процесса представляется актуальной.

Степень разработанности проблемы. До середины 80-х годов в отечественной экономической литературе по проблемам развития предприятия как субъекта экономических отношений господствовала парадигма, признававшая исключительную эффективность

государственных предприятий и их развитие исследовалось только с точки зрения организационных форм и методов ведения хозяйства. Несмотря на это, многие ученые при характеристике хозрасчета уделяли внимание самостоятельности первичных звеньев и развития саморегулирования на уровне первичного звена. К данному направлению можно отнести работы Бачурина П.Г., Бунича П Г., Селезнева А.З. Петракова Н.П., Тельнова В.Н., Татура С.К. и др.

Практика трансформации экономических отношений и, как следствие, воздействие данных процессов на функционирование государственных предприятий обусловила научный интерес к данной проблеме. Доминирующим первоначально являлся макроэкономический уровень исследований, на котором анализировались сценарные варианты изменения внешней среды предприятий при осуществлении приватизации государственной собственности, переходу к рыночному распределению факторов производства. Результаты данных исследований представлены в научных публикациях Куликова В.В., В. May, Н.П. Шмелева, Е.Г. Ясина

С середины 90 годов повышенное внимание стали уделять предприятиям. Исследования ориентированны преимущественно на отслеживание состава собственников, изменение в экономическом поведении и финансовом состоянии субъектов предпринимательской деятельности. Это работы Ахмедуева А., Клейнера Г., Кошкина В., Радыгина А., Рисина И.Е и др.

Несмотря на выявленный интерес исследователей к названным проблемам, теоретические основы диалектики развития государственных предприятий исследованы недостаточно. Не решены многие принципиальные вопросы методологического и концептуального характера, связанного с раскрытием места государственной собственности в трансформируемой экономике, недостаточно обосновано государственное предприятие как субъект рыночных отношений, его предпринимательские функции, направления противоречивого развития, обусловленные интеграционными

процессами и диффузией государственной собственности, взаимодействием приватизированных и государственных предприятий.

Цель и задачи исследования. Основная цель, поставленная в диссертации, состоит в разработке теоретико-методологических основ

диалектики развития государственных предприятий в

трансформируемой экономике. Реализация поставленной цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

• Раскрытие объективной основы функционирования государственных предприятий в трансформируемой экономике -государственной собственности;

• Осуществить системный анализ формы реализации государственной собственности - государственных предприятий в трансформируемой экономике;

• Обобщить формы государственного предпринимательства и выявить наиболее приемлемые для трансформируемой экономики России;

• Разработать варианты продуктивной адаптации зарубежного опыта эффективного хозяйствования государственных предприятий к условиям российской экономики;

• Выявить направления диалектического развития государственных предприятий;

• Выработать рекомендации по адаптации государственных предприятий в рыночной экономике.

Предмет диссертационного исследования - социально-экономические отношения, характеризующие государственные предприятия в условиях трансформации экономики. Объект исследования - предприятия государственной и смешанных форм собственности.

Методологическая основа работы. Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания. В разработке авторского подхода к анализу диалектики развития государственных предприятий определенную роль сыграли методологические посылки,

предложенные классиками экономической мысли: А. Смитом, К. Марксом, А. Маршаллом, Ф. Хаеком и др.

В выявление социально-экономического содержания диалектического развития государственных предприятий в условиях трансформации экономики принципиальное значение имеют выводы, полученные при исследовании закономерностей переходной экономики и ее особенностей в России такими учеными как Л.И. Абалкин, В.В. Радаев, В.Т. Рязанов, Добрынин А.И. и др.

В оценке роли государства как субъекта рыночной экономики, обосновании необходимых сфер его взаимодействия с предпринимательскими структурами самостоятельное значение имело критическое осмысление подходов, разработанных представителями институционализма: Вебленом Т., Дж. Гэлбрейтом, Перру Ф. и др.

В работе применены методы структурно-функционального анализа, - статистический, традиционные приемы экономического анализа - группировки, сравнения, обобщения.

Особую роль сыграли комплексный подход, проявившейся во взаимосвязанном изучении экономических, социальных,

организационных отношений, и системный подход, реализованный в анализе предмета и объекта исследования, разработке диалектики развития государственных предприятий, учитывающих российскую действительность и мировой опыт.

Базой фактических данных послужили материалы, опубликованные Госкомстатом и статистическим управлением Саратовской области, представленной в периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Обоснован методологический подход, в соответствии с которым объективная основа функционирования государственных предприятий -государственная собственность, исследована в условиях трансформации

экономических отношений, которые придают ей специфические черты, проявляющиеся в диспропорциональности на макро и микроуровнях;

• Обоснована система перспективных и промежуточных целей трансформации государственных предприятий с учетом интересов социального развития, приоритетности структурного преобразований и динамики экономического роста в переходной экономике, основанных на эволюционной теории экономического развития;

• Выявлены основные направления противоречивого развития государственных предприятий, связанных с интеграционными процессами, с одной стороны, и диффузными процессами, проявляющимися в приватизации, с другой. Обосновано, что интеграционные процессы, возникающие под воздействием центростремительных сил, ведут к образованию финансово-промышленных групп, играющих основную роль в общественном развитии и позволяющих повысить эффективность функционирования государственных предприятий в трансформируемых экономических условиях.

• Доказано, что центробежные силы стремятся к диффузному развитию собственности, происходящему на основе приватизации государственной формы собственности, превращению ее в многообразные формы частной собственности.

• Выявлено, что переход к рыночным отношениям изменил механизм функционирования госпредприятий и их взаимоотношения с органами государственного управления. Но это не нашло адекватного отражения ни в законодательстве, ни в практике хозяйствования. По прежнему размыты критерии отнесения госпредприятий к федеральной собственности, типы этих предприятий, статус их руководящих работников и трудовых коллективов в целом, основные параметры

управления пакетами акций, остающихся в государственной собственности;

• Проведенный сравнительный анализ функционирования предприятий различных форм собственности позволил придти к выводу: наиболее эффективны крупные предприятия государственной собственности и средние и малые предприятия частных форм собственности. Каждая форма собственности и вид предприятий занимает свою нишу в общественном производстве.

• Разработана и предлагается модель управления государственной собственностью, включающая определение функций на различных уровнях, форм и методов управления государственными предприятиями в зависимости от организационно-правовых форм: акционерные общества со стопроцентным участием государства; акционерные общества с контрольным пакетом акций; акционерные общества, доля участия в капитале которых не позволяет осуществить полный контроль; унитарные предприятия.

• Обосновывается авторская позиция, что государственные предприятия как субъектам рыночных отношений необходимо обеспечить широкую самостоятельность и права, практически аналогичные частным предприятиям;

• В целях осуществления общегосударственных задач доказывается целесообразность закрепления в федеральной, региональной и муниципальной собственности части пакетов акций широкого круга предприятий. Наличие смешанной собственности позволит организовать государственное регулирование, что помимо чисто экономических целей имеет важное социально-политическое значение, ведь речь идет о национальной безопасности страны, выполнении международных обязательств, сглаживании социальных противоречий на общероссийском и региональных уровнях;

• В отличие от широко распространенного среди российских экономистов взгляда на природу управления контрольным пакетом акций, делается вывод, что высокий уровень концентрации собственности в руках хозяйствующих субъектов не является гарантией эффективной работы предприятий, в том числе и государственных;

• Приводятся дополнительные аргументы в пользу того, что следует активизировать банкротства приватизированных предприятий, ввиду отсутствия для многих стратегических собственников. После банкротства, предприятия могут быть приватизированы вторично, с ориентацией на эффективных собственников, что улучшает их управляемость.

• Обосновывается, что в условиях переходной экономики законодательная неопределенность в правах собственности может выступить не менее важным фактором отрицательно влияющим на эффективность, чем концентрация акций в руках нерациональных субъектов экономики.

Значение научных результатов диссертационного

исследования для теории и практики.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно развивает недостаточно разработанную в отечественной литературе проблему, имеющую научное и прикладное значение, прямой выход на практику, на сочетание интересов всех слоев населения, расширяет методологический и методический инструментарий.

На основе системного подхода к анализу деятельности государственных предприятий развиты направления развития последних в рыночной экономике.

Практические рекомендации могут быть использованы в деятельности региональных органов, отдельные рекомендации диссертации могут применяться для разработки курсов по

экономической теории, а также в спецкурсах по проблемам трансформации экономики.

 


Информация о работе Особенности развития государственных предприятий