Особенности русского марксизма (М.И.Тутан-Барановский, В.И.Ленин )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:47, реферат

Краткое описание

Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента — народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей народнической ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник русский социал-демократический марксизм".

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение русского марксизма. 5
1. Экономизм. 5
2. Ленин. Диктатура пролетариата. 6
Глава 2. Особенности русского марксизма. 10
1. Идеи русского марксизма. 10
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

referat_po_ekonomiki.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Созданная Российская социал-демократическая  рабочая партия, вставшая на марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим  вопросам па большевиков во главе  с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. Это расхождение  постепенно увеличивалось, хотя и не успело дойти до раскола на революционеров и реформистов, характерного для  рабочего движения Запада. И большевики, и меньшевики считали себя революционерами  и спорили главным образом  по вопросу о соотношении буржуазно-демократической и пролетарской революций в России. Именно в соответствии с революционной установкой  на  разрыв  с  существующим  обществом  они интерпретировали марксизм как глобальное философско-научное учение, противостоящее др. учениям. Если на Западе сразу же после смерти Энгельса был поставлен вопрос, есть ли у марксизма собственная философия, то у Плеханова в этом сомнений не было, такая философия есть, и это — диалектический и исторический материализм.  Создав ряд работ по  философии  марксизма, Плеханов в то же время выступил как самый активный критик ревизионизма на Западе (соединявшего марксизм с кантианской философией) и в России (соединявшего марксизм с философией эмпириокритицизма). И в этом, при всех их разногласиях, с ним оказался солидарен Ленин, высоко оценивший  именно философские  труды  Плеханова  (" лучшее  в  марксистской литературе "). Есть все основания говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская  (позже - марксистско-ленинская)  философия включала   в   себя   учение   о   всеобщих   диалектико-материалистических законах и принципах природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение об обществе, его  структуре и развитии  (исторический  материализм)  и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и др. Такая философия,  долженствующая  служите философским обоснованием  и методологией  двух  других  частей  марксизма (политэкономии и научного коммунизма впоследствии  стала  официальной партийно-государственной философией в СССР. Данная традиция противостояла другой линии истолкования марксизма, согласно которой он сводится к научному (а не философскому) учению об обществе,   могущему   дополняться   какой-либо   другой (не марке и стекой) философией  (К.  Каутский, Э.  Бернштейн, австромарксисты, российские сторонники эмпириокритицизма — Богданов, Луначарский, Валентинов, Юшкевич и другие). Позже эта традиция противостояла также так называемому западному марксизму, идущему от Д, Лукача и К. Корша. В целом распространение в России  философских взглядов  Маркса проходило сложнее и медленнее, чем усвоение его экономического наследия.  Для образованных  слоев российскою  общества материализм не являлся откровением ума уже со 2-й половины XVIII в. С работами французских просветителей, а затем немецких материалистов (Л. Фейербаха, Л. Бюхнера) были хорошо знакомы и те, кто испытал влияние материалистических идей, и те, кто остался им чужд. В Марксе поначалу увидели лишь одного из рядовых представителей  материалистического направления в философии. Даже некоторые из русских критиков Маркса начала XX в. квалифицировали его философскую концепцию как "самый поздний и зрелый плод просветительства" (Булгаков), "объедки с философского стола XVIII и начала XIX в. " (Франк). Радикальная часть российской интеллигенции 70-х гг. встретила философско-исторические взгляды Маркса враждебно, так как они противоречили се представлениям о сугубо специфическом характере социальных преобразований в России. Признание в марксистской философии нового этапа в истории материализма, который получил в ней свое логическое завершение, было обусловлено оформлением в оппозиционных кругах российского общества течения, воспринявшею марксизм не только как научную или политическую теорию, но и как учение мировоззренческого характера,  приобретшее  на  определенной  стадии  черты квазирелигиозной доктрины. Философские воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" и т. д.), в которых марксизм предстает как законченная,  цельная система взглядов,  имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др.).  Философия Маркса  была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути  его совершенствования.  Признание ее преемственности по отношению к философским идеям прошлого сочеталось с утверждением ее принципиального отличия даже от тех  концепций,  которые  рассматривались  в  качестве  ее источников. Особенно подчеркивалось ее значение в практической революционной деятельности, а также классовая партийность материализма,  его  непримиримость  к  любым  проявлениям идеалистических взглядов. Ясность, доступность для широкой аудитории,  жесткая  определенность  выводов  и  исторический оптимизм делали российский вариант философии Маркса весьма привлекательным для той части отечественной интеллигенции, которая связала себя с рабочим движением.

 В  то же время интеллектуальная  элита воспринимала, как правило,  философский аспект марксизма  резко критически. Серьезной критике  в русской общественной мысли  подвергались все стороны марксистской  философии. Некоторые оппоненты  Маркса утверждали, что сам термин  "диалектический  материализм"  не  имеет права на существование,  так как диалектика существует  только в сфере мысли и духа, но не в материальном мире[1].

 В первом десятилетии XX в. острые дискуссии по проблемам материалистической философии велись и в среде марксистов. Достаточно напомнить полемику между Плехановым и Лениным (стоявшими по данным вопросам на близких позициях) и Богдановым, Базаровым, Луначарским   и  другими.  Заметные  расхождения  среди последователей  Маркса  существовали  и  в  трактовках  его философской концепции истории. Представители умеренного крыла российского марксизма ("легальные марксисты", меньшевики) упрекали своих оппонентов радикально-революционного толка (большевиков) в игнорировании законов, управляющих ходом исторического процесса, в волюнтаристском стремлении ускорить  его  течение,  в  нежелании  считаться  с  уровнем подготовки общества к кардинальным преобразованиям. В ответ следовали обвинения в выхолащивании революционной сущности марксистской философии, в сползании на позиции идеализма, в проповеди пассивности, в конечном счете, обрекающей рабочий класс и его союзников на поражение, превращающей его в охвостье   буржуазии.   Для принципиальных   противником философии Маркса наиболее ярко представленных мыслителями "серебряного века" (Бердяев, Булгаков, Франк и др.), его идеи вообще лежали вне сферы научной философской мысли.

 Марксизм  в этом плане представлял, с  их точки зрения, вульгаризаторскую,  лишенную оригинальности концепцию,  что, однако, не снижало ее социального  влияния. Критическое восприятие  идей Маркса в российской общественной  мысли можно условно разделить  на два основных направления.

 Одно  из них либо отвергало Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев, Новгородцев, И. А. Ильин и др.), либо критиковало конкретные положения теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие). Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью, что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву материализма, утверждая способность логических и этических норм управлять экономической жизнью, что его законы социального развития носят чисто механический характер, а его социализм является односторонне-индустриальным и отказывает в праве на будущее земледельческим народам.

Другое  направление рассматривало марксизм  через  призму  его  русского  (преимущественно большевистского) варианта, с точки зрения его соответствия классическому  образцу и  условиям  российской  специфики. Некоторые  из критиков российского марксизма, продолжающие причислять себя к социалистическому  направлению, обвиняли большевизм в  искажении теории Маркса (меньшевики, эсеры). Большевизм олицетворял, с их точки зрения, социализм нищеты, противостоящий  здоровым  началам  равно  марксистского  и немарксистского,  но  революционного  и  демократического социализма.

Особое  место занимает точка зрения Бердяева. Относясь к марксизму достаточно критически, он в то же время утверждал, что большевистский марксизм не случайно одержал победу в России, так как, он лучше соответствует особенностям русского мышления и психологического склада. По его мнению, российские марксисты  заимствовали у своего учителя не склон­ность его к детерминизму, а религиозную сторону учения, пролетарское мессианство, что марксизм в России подвергся существенной переработке в народническом духе. Признание в русском марксизме религиозною мотива присутствует и во взглядах некоторых других оппонентов М. Тихомиров, например, объявлял его идеи созданием еврейско-протестантских элементов современной культуры, а Федотов видел в их российской разновидности идеологию иудео-христианской апокалипсической секты. 

Кое-кто  из  русских  критиков  Маркса  не  отрицал определенных достоинств его учения, отмечая "широту научного построения"   (Франк),   тот   факт,   что   Маркс   "развил социалистическую систему в цельное  мировоззрение, поставил политическую экономию на широкую научную основу" (Кареев), что  благодаря  его  "гениальной  тактике"  социалистическое движение превратилось в рабочее движение, т. к. выросло в серьезную политическую силу (Туган-Барановский). В целом, однако, это не  меняло их общекритического отношения к марксизму, особенно в его российском варианте. Что касается идейно-теоретической деятельности пришедшей к власти в 1917 г. большевистской партии, то она была направлена прежде всего на превращение марксизма и господствующую идеологию. В 20-е гг. развернулась  работа  по  собиранию,  изучению,  изданию и переизданию произведений Маркса, Энгельса, их последователей и близких к марксизму теоретиков. Так, в 1925 г. была впервые опубликована извлеченная из зарубежных архивов "Диалектика природы" Энгельса, в 1927 г. - рукопись Маркса "К критике гегелевской философии права", в 1932 г. - "Немецкая идеология" Маркса  и  Энгельса  (полностью),  а также  "Экономическо-философские рукописи 1844 г." Маркса (полностью — на языке оригинала). В 1928—1947 гг. вышло 1-е изд. сочинений Маркса и Энгельса, в 1955 - 1981 гг.   более полное 2-е изд. (50 т.). В 80-е гг. началась публикация полного 100-томного собрание сочинений Маркса и Энгельса на языке оригинала (прекратилась, в связи с ликвидацией ГДР и Института марксизма-ленинизма в Москве). В 20-е гг. создавались первые учебники по марксистской философии, шли  дискуссии  философского  и  политическою  характера (дискуссии между "диалектиками" и "механистами", дискуссия между Сталиным  и Троцким о возможности построения социализма в одной стране и другими). Утверждение на рубеже 20-30-х гг. командно-административной системы в СССР привело к прекращению   дискуссии,   схематизации   и   канонизации марксистской философии, закрепленной в работе Сталина "О диа­лектическом и историческом материализме" (1938). Философские дискуссии после смерчи Сталина (1953) возобновились, стали появляться новые темы исследований, отдельные оригинальные разработки (Ильенков, М, К. Мамардашвили и другие).

Однако  в целом развитие марксистской философии, как и других частей марксизма, сковывалось  ее статусом официальной партийно-государственной  идеологии,  ориентированной  на  апологетику сложившегося в стране строя ("реального социализма"). В течение нескольких десятилетий  теория Маркса господствовала в России как теория марксизма-ленинизма, в  рамках которой ее развитие рассматривалось  как последовательный процесс в  единственно возможном направлении. Изменения в русле его допускались  лишь в пределах, определяемых документами  высших органов партии или руководящих  структур международного коммунистического  движения (до конца 30-х гг. — Коминтерн, в 60 — 70-е гг. — Совещания коммунистических и рабочих партий). Расхождение  с утвержденной трактовкой марксизма  воспринималось как правый оппортунизм (еврокоммунизм) или левое сектантство (маоизм).

Со 2-й  пол. 80-х гг. создаются более благоприятные  условия для научного изучения истории  и теории марксизма, для объективного анализа  его  содержания,  жизнеспособности  его  различных компонентом, для  трезвой оценки уровня дискуссий  вокруг учения Маркса. В эти годы появляются работы, выдержанные в  критическом духе по отношению как  к теории Маркса в целом, так и  к ее трактовке Лениным, Сталиным и последующим руководством КПСС.

 Развитие этого процесса в 1991  1995 гг. происходило под заметным и неоднозначным влиянием политической жизни в стране, в частности исчезновения КПСС в качестве правящей партии,  возникновения ряда политических  и общественных организаций, отражающих широкий спектр отношения наследию Маркса  и  Энгельса,  от исповедования  его ортодоксально-большевистском  (даже  сталинском)  варианте  до  полного неприятия марксистских идей, отрицательному влиянию которых приписываются едва ли не все беды России в нынешнем столетии; конъюнктуры на рынке печатной  продукции,  где критика марксизма превратилась в достаточно престижное и выгодное занятие. С о и реме иные варианты критического восприятия учения Маркса в российском обществе в основном не выходят за рамки тех взглядов, которые сложились в лагере его оппонентов в конце XIX   начале XX в..

 

 

 

Заключение

Ленин породил революцию, которая  не "преодолевала" зрелый капитализм, как вытекало из учения Маркса, а  отвергала капитализм, "обходила" его. Если так, то и сегодня у "реформаторов" не появилось никаких новых оснований  надеяться на успех. Главное значение труда Ленина сегодня - исторический урок. Он в следующем: длительное сохранение неадекватной системы понятий, даже если в условиях авторитарного государства есть возможность принимать верные стратегические решения, в конце концов, ведет к поражению. Для анализа нынешнего кризиса полезно рассмотреть труд Ленина "Развитие капитализма в России" как заданную на весь ХХ век парадигму - вместе с противоречащими ей явлениями. Мы должны заново осмыслить революцию 1905-1907 годов, реформу Столыпина, Февраль-Октябрь 1917 года, нэп, индустриализацию-коллективизацию и крах 1988-1994 годов. Только тогда нам станет понятной причина паралича нашего хозяйства при реформе 90-х годов. По мере того, как растет неравенство внутри стран и между ними, по мере того, как капитализм утрачивает контроль над самим собой, по мере того, как коллективная борьба превращается в разрушительные гражданские войны, - интеллектуалы берут на себя ответственность предлагать не только политику, но и альтернативу. Марксизм, верно перечитанный и реконструированный, продолжает служить основанием для подобных критических размышлений и вдохновлять на них, и так будет до тех пор, пока мы живем в мире капитализма.

 

 

Список используемой литературы

1. Русская философия. Словарь,  под ред. Маслина М. А., М.: изд-во 
"Республика", 1995,

2. Исаев И. Л., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. М.: юрист, 1995.

3. Маркс: до и после смерти, "Вопросы истории", № 9, 1999,

4. Русский марксизм, "Вопросы  философии", №2, 1993.

5. Что завещал Плеханов?,"Независимая газета", 10 июня, 2000. 

[1] См.: Бердяев Н. А. Истоки  и смысл русского коммунизма. М., 1990. 
С. 82.

 


Информация о работе Особенности русского марксизма (М.И.Тутан-Барановский, В.И.Ленин )