Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:23, доклад
Управление финансами некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих организаций, обусловленная основной целью их деятельности, определяет особенности функционирования отдельных элементов системы управления финансами в этих организациях.
Механизм финансового планирования некоммерческих организаций различается в зависимости от их организационно-правовых форм.
Управление
финансами некоммерческих организаций
по аналогии с коммерческими включает
такие основные элементы, как финансовое
планирование, оперативное управление
и финансовый контроль. Однако специфика некоммерческих
организаций, обусловленная основной
целью их деятельности, определяет особенности
функционирования отдельных элементов
системы управления финансами в этих организациях.
Механизм финансового планирования некоммерческих
организаций различается в зависимости
от их организационно-правовых форм. Планирование
финансовых ресурсов бюджетных учреждений
осуществляется в соответствии с принципами
сметного финансирования. При этом в смете
доходов и расходов бюджетного учреждения
отражаются как средства, получаемые из
бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных
фондов, так и доходы от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход.
Планирование бюджетных ассигнований
производится на основе оперативно-сетевых
показателей и норм расходов, установленных
либо в законодательном порядке (например,
минимальный размер оплаты труда, ставки
единого социального налога), либо рассчитанных
финансовыми органами. Оперативно-сетевые
показатели различаются в зависимости
от типа учреждения: койка, койко-день,
врачебное посещение — в учреждениях
здравоохранения, учащийся — в школах
и учреждениях среднего профессионального
образования, студент — в высших учебных
заведениях и т.п. Планирование внебюджетных
средств производится раздельно в разрезе
их видов: целевые средства и безвозмездные
поступления; средства от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
включая доходы от оказания платных услуг;
средства, полученные от государственных
внебюджетных фондов; валютные средства.
Доходы от оказания платных услуг, являющиеся
основным видом внебюджетных средств
большинства бюджетных учреждений, определяются
на основе прогнозирования количества
платных услуг, которые будут оказаны
в планируемом году, и цены (оплаты) единицы
предоставленной услуги.
Направления использования финансовых
ресурсов (и бюджетных, и внебюджетных
средств) определяются в разрезе подразделений
функциональной, ведомственной и экономической
классификации расходов бюджетов РФ, определенных
Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О
бюджетной классификации Российской Федерации».
В соответствии с бюджетным законодательством
смета доходов и расходов утверждается
главным распорядителем бюджетных средств
или распорядителем бюджетных средств.
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие
организации иных организационно-правовых
форм по аналогии с коммерческими организациями
отражают объемы финансовых ресурсов
и направления их использования в финансовом
плане, конкретная форма которого определяется
уставными документами организации. Финансовый
план может быть представлен в форме баланса
доходов и расходов либо в виде сметы доходов
и расходов, имеющей, в отличие от сметы
доходов и расходов бюджетного учреждения,
два дополнительных раздела, отражающих
взаимоотношения с бюджетной системой
и расчеты с кредитными организациями.
Бюджетные ассигнования в финансовом
плане некоммерческой организации отражаются
единой суммой в виде субсидий или субвенций,
получаемых в рамках федеральной целевой
программы либо в виде средств на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых организациями
по государственным или муниципальным
контрактам. Планирование бюджетных ассигнований
производится на основе заявок на участие
в федеральной целевой программе либо
конкурсе на размещение государственного
муниципального контракта и соответствующих
расчетов. Планирование других видов финансовых
ресурсов производится в порядке, аналогичном
для коммерческих организаций. Утверждается
финансовый план высшим органом управления
некоммерческой организации.
При составлении финансовых планов некоммерческих
организаций всех организационно-правовых
форм применяются методы финансового
планирования, используемые и коммерческими
организациями: экстраполяции, нормативный,
индексный, балансовый. Особенностью применения
нормативного метода в финансовом планировании
в бюджетных учреждениях является обязательность
использования норм и нормативов, установленных
в законодательном порядке, либо расчетных
норм, установленных финансовыми органами.
Оперативное управление финансами некоммерческих
организаций предполагает анализ отклонений
фактических финансовых показателей от
плановых для принятия адекватных управленческих
решений по выполнению заявленных целей
и задач деятельности организации. Получаемая
в ходе анализа информация служит основанием
для внесения изменений в финансовые планы
некоммерческих организаций. Порядок
внесения изменений в смету доходов и
расходов бюджетных учреждений регулируется
бюджетным законодательством. Бюджетный
кодекс РФ определяет основания, по которым
могут быть внесены изменения в бюджетные
назначения. К ним относятся введение
режима сокращения расходов бюджета при
невыполнении доходной части бюджета;
использование доходов, фактически полученных
при исполнении бюджета сверх утвержденных
законом; перемещение бюджетных ассигнований
главным распорядителем (распорядителем)
бюджетных средств. Решение о внесении
изменений в сметы доходов и расходов
учреждений принимается либо главным
распорядителем (распорядителем) бюджетных
средств в предела
предоставленных ему полномочий (например,
при перемещении бюджетных ассигнований
между получателями бюджетных средств),
либо органом, исполняющим бюджет (по остальным
основаниям), после внесения соответствующих
изменений в сводную бюджетную роспись.
Изменения в смету доходов и расходов
бюджетного учреждения вносятся главным
распорядителем (распорядителем) бюджетных
средств, утвердившим смету.
Порядок внесения изменений в финансовые
планы некоммерческих организаций иных
организационно-правовых форм определяется
ими самостоятельно на основе анализа
исполнения финансовых планов и не регулируется
законодательством. Эти изменения вносятся
высшим органом управления некоммерческой
организации, утвердившим финансовый
план.
Организация финансового контроля как
элемента управления финансами некоммерческих
организаций различается в организациях
разных организационно-правовых форм.
Государственному финансовому контролю
подвержены процесс планирования и исполнения
смет доходов и расходов всех бюджетных
учреждений, в то время как в некоммерческих
организациях иных организационно-правовых
форм государственный финансовый контроль
ограничен только вопросами выполнения
организацией налоговых обязательств
и целевого и эффективного использования
бюджетных средств.
Бюджетные учреждения охвачены всеми
формами финансового контроля как внутреннего,
так и внешнего. Предварительный контроль
осуществляется в основном главными распорядителями
и распорядителями бюджетных средств,
а также финансовыми органами при проверке
правильности составления и утверждения
смет доходов и расходов. При этом контролируются
обоснованность планирования всех показателей
сметы, их соответствие показателям утвержденного
бюджета. Текущий контроль проводится
как бухгалтерскими и финансовыми службами
бюджетных учреждений, так и органами,
осуществляющими исполнение бюджетов.
Бухгалтерии учреждений осуществляют
контроль в процессе подготовки платежных
документов к оплате с точки зрения правильности
их оформления и законности совершаемых
операций; финансовые или казначейские
органы проверяют соответствие представленных
документов утвержденным сметам доходов
и расходов, лимитам бюджетных обязательств,
заключенным договорам на выполнение
работ (оказание услуг) для осуществления
расходов бюджета. Последующий контроль
исполнения сметы доходов и расходов проводится
главными распорядителями бюджетных средств,
финансовыми, казначейскими органами,
органами государственного финансового
контроля, создаваемыми представительными
и исполнительными органами государственной
власти либо органами местного самоуправления.
При этом проверяются законность и целевой
характер использования бюджетных средств
в соответствии с утвержденными сметами
доходов и расходов, сохранность денежных
средств и материальных ценностей, организация
и постановка бухгалтерского учета. При
осуществлении последующего контроля
применяются основные методы финансового
контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной
деятельности.
Финансово-хозяйственная деятельность
некоммерческих организаций иных (кроме
бюджетных учреждений) организационно-правовых
форм может также стать объектом аудиторского
контроля. За счет собственных средств
данных организаций возможно заключение
договора с аудиторской компанией на проведение
проверки с целью подтверждения достоверности
финансовой и бухгалтерской отчетности
и соответствия организации бухгалтерского
учета требованиям законодательства.
Законодательство РФ не предусматривает
обязательности подтверждения достоверности
бухгалтерской отчетности для некоммерческих
организаций, однако аудиторская проверка
может быть произведена по инициативе
руководителя с целью получения информации
о результатах финансово-хозяйственной
деятельности организации для принятия
управленческих решений.
Аудиторский контроль
деятельности бюджетных учреждений
не предусмотрен действующим законодательством,
что находит отражение в
С развитием рыночных отношений механизм
управления финансовыми ресурсами бюджетных
учреждений требует серьезных преобразований
в части изменения методов планирования
расходов учреждений и оперативного управления
их финансовыми ресурсами. Концепция реформирования
бюджетного процесса в Российской Федерации
в 2004—2006 гг., утвержденная постановлением
Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах
по повышению результативности бюджетных
расходов», предусматривает повышение
результативности бюджетных расходов
и оптимизацию управления бюджетными
средствами на всех уровнях бюджетной
системы РФ. Суть реформирования бюджетного
процесса заключается в переходе от «управления
бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению
результатами» путем повышения ответственности
и расширения самостоятельности распорядителей
и получателей бюджетных средств.
Центральное место в системе мер по реформированию
бюджетного процесса должна занять широко
применяемая в мире концепция (модель)
бюджетирования, ориентированного на
результаты в рамках среднесрочного планирования.
Применяемая в настоящее время методика
планирования расходов бюджетополучателей,
и главным образом бюджетных учреждений,
предполагает индексацию сложившихся
расходов за ряд предшествующих лет с
детальной разбивкой их по статьям бюджетной
классификации, при этом не учитываются
ожидаемые результаты бюджетных расходов.
Новая модель бюджетирования, ориентированного
на результат, предполагает распределение
бюджетных ресурсов между бюджетополучателями
и реализуемыми ими бюджетными программами
с учетом или в прямой зависимости от достижения
конкретных результатов предоставления
услуг в соответствии со среднесрочными
приоритетами социально-экономической
политики и в пределах прогнозируемых
на долгосрочную перспективу объемов
бюджетных ресурсов. Эта модель предполагает
переход к средне- и долгосрочному бюджетному
планированию, а также мониторинг результативности
бюджетных расходов бюджетополучателями.
Другое важное направление совершенствования
управления финансами бюджетных учреждений
связано с реструктуризацией бюджетного
сектора экономики. В рамках этого процесса
предполагается преобразование части
бюджетных учреждений, способных функционировать
в рыночной среде и формировать свои финансовые
ресурсы не только за счет бюджетных, но
и внебюджетных средств, в иные организационно-правовые
формы (специализированные государственные
(муниципальные) некоммерческие организации,
государственные (муниципальные) автономные
некоммерческие организации и др.). Данные
организационно-правовые формы не предусмотрены
гражданским законодательством, что потребует
внесения в него изменений в части определения
правового статуса организаций этих форм.
При этом бюджетные учреждения, которые
не поменяют свой правовой статус, потеряют
право на самостоятельное распоряжение
средствами, мобилизованными за счет внебюджетных
источников, и их финансирование будет
осуществляться только за счет бюджетных
средств на основе принципов сметного
финансирования.
Преобразованные организации, собственником
которых останутся органы государственной
власти и органы местного само-управления,
получат право на самостоятельное использование
внебюджетных средств, выйдут из сферы
казначейского контроля, поскольку им
будет предоставлено право открытия взамен
лицевых счетов в казначействе внебюджетных
счетов в кредитных организациях. Изменение
организационно-правовой формы не означает
отказ государства от финансирования
этих организаций, однако при этом изменятся
принципы предоставления бюджетных средств,
что предусматривает установление собственником
обязательных заданий по предоставлению
государственных (муниципальных) услуг
и переход на нормативно-подушевое финансирование.
Реализация этих принципов предполагает
отказ от использования сметы доходов
и расходов и переход к составлению финансового
плана, в котором бюджетные средства не
будут детализированы по кодам экономической
классификации, а будут планироваться
единой суммой в форме субсидии. Это обеспечит
большую самостоятельность организаций
в распоряжении бюджетными и внебюджетными
средствами в ходе оперативного управления
финансовыми ресурсами.
Таким образом, преобразование бюджетных
учреждений в новые организационно-правовые
формы имеет целью, с одной стороны, внедрение
в социальной сфере новых экономических
механизмов, основанных на расширении
финансовой самостоятельности организаций,
а с другой — обеспечение надежной основы
для реализации социальных гарантий путем
сохранения объектов социальной сферы
в государственной (муниципальной) собственности.
Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций