Особенности формирования государственного бюджета в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Государство возникает тогда, когда появляется частная собственность, социальное расслоение, индивидуальное производство, и после возникновения государства появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания. Главный ресурс содержания государства это государственный бюджет. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет РФ
1.1. Структура государственного бюджета……………………………………4
1.2. Роль государственного бюджета…………………………………………..6
1.3. Функции государственного бюджета……………………………………..8
1.4. Источники формирования государственного бюджета…………………8
1.5. Особенности формирования государственного бюджета………………..9
Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1. Анализ доходной части государственного бюджета……………………13
2.2. Анализ расходной части государственного бюджета………………….15
Глава 3. Прогноз развития бюджета РФ………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МАКРОЭКОНОМИКА.docx

— 399.19 Кб (Скачать файл)

1.5.Особенности  формирования государственного  бюджета

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России, и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.

Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Статья 10 БК РФ закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

- первый уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные  бюджеты.

Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

Таким образом, бюджетная система РФ включает:

- федеральный бюджет РФ;

- 21 республиканский бюджет  республик в составе РФ;

- 55 краевых и областных  бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы  и Санкт-Петербурга;

- 1 бюджет автономной области;

- 10 бюджетов автономных  округов;

- 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и  сельские бюджеты).

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

- Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех доходов и  расходов государства. В государстве  должна существовать единая бюджетная  система, однообразие финансовых  документов и бюджетной классификации.

- Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления.

- Принцип реальности предполагает  правдивое отражение доходов  и расходов государства.

- Принцип гласности - это  обязательное информирование населения  об основных расходах и источниках  доходов.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер. Балансовый  метод бюджета позволяет наметить  необходимые соотношения между  объемом денежных доходов и  размером расходов.

2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов власти. Развитие местного  самоуправления - экономическая основа  реализации принципа развития  демократического общества.

3. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации  и иными сферами.

4. Бюджет страны связан  со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как  по формированию его доходов, так и по линии финансирования  их развития. экономика бюджет  денежный

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения.

В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственного бюджета РФ

2.1. Анализ доходной части государственного бюджета

Перераспределение валового внутреннего продукта через бюджет имеет две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно стадии:

образование доходов бюджета;

использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80—90%. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают:

доходы от продажи государственной и муниципальной собственности;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов.

Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 года и проведем их структурный анализ (Таблица 1). Используя данные таблицы 1, рассмотрим процентное соотношение статей доходов федерального бюджета России (рис.1).

 

 

 Таблица 1 – Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.8

 

По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

Рисунок 1 – Доходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.9

На рисунке 1 видно, что доли каждого дохода в федеральном бюджете на протяжении двух лет примерно одинаковые: показатели колеблются в пределах 2%. Данный факт свидетельствует о стабильности поступлений каждого дохода государственного бюджета РФ.

Для проведения статистического анализа динамики доходов государственного бюджета, необходимо рассчитать темп роста, темп прироста и удельный вес роста (Таблица 2).

Таблица 2 –Анализ динамики и влияния изменения величины доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение.10

По данным таблицы 2 видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.

На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).

Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.

2.2. Анализ расходной части государственного бюджета

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы расходов:

на национальную оборону;

развитие экономики;

социально-культурные нужды;

содержание государственного аппарата управления;

обслуживание государственного долга.

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 3) и отобразим их структуру на диаграмме (рис. 2).

Таблица 3 – Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.11

Рисунок 2–Расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.12

По данным таблицы 3 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

По данным рисунка 2 видно, что государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

Оценим динамику и влияние изменения каждого расхода на их общее     изменение (Таблица 4).

Таблица 4 – Анализ динамики и влияния изменения величины расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение13

По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб.14 Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%.

Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.

Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 81,93 млрд. руб. (9,2%), расходы на ЖКХ – на 6,44 млрд. руб. (2,6%).

На увеличение общей суммы расходов на 2773,3 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.

Обобщим итоговые данные доходов и расходов федерального бюджета    РФ в диаграмму и рассмотрим состояние бюджета в данный период (рис. 3).

 Рисунок 3 – Доходы и расходы федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб.15

В 2010 году наблюдается превышение расходов над доходами на 1812,05 млрд. руб., или дефицит государственного бюджета РФ. В 2011 году – небольшой профицит, равный 440,38 млрд. руб., а в 2012г. федеральный бюджет почти достиг идеального состояния сбалансированности: профицит составил 37,05 млрд. руб.

Можно сделать вывод, что правительство старается исправлять допущенные ошибки в планировании бюджета и приводить его к сбалансированному состоянию. А также оно значительно увеличило государственные расходы на социальную политику, что несомненно благоприятно сказывается на общественном благосостоянии и развитии самого государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

Глава 3. Прогноз развития бюджета РФ

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Основные параметры бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации

млрд. рублей

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6% в 2016 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.

Информация о работе Особенности формирования государственного бюджета в российской экономике