Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:25, реферат
Актуальность и многогранность стоящих перед РФ проблем по формированию рынка труда с учетом всех специфических особенностей, недостаточная их разработанность в нашей литературе определили выбор темы научного исследования, его цель и задачи.
Цель реферата заключается в исследовании особенностей формирования и функционирования российского рынка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА…4
1.1 Сущность и структура рынка труда…………………………………………4
1.2 Основные классификации типов рынков труда……………………………..7
2 Особенности функционирования российского
рынка труда в современных условиях……………………...11
2.1 Закономерности развития российского рынка труда………………………..11
2.2. Инфраструктура рынка труда и его особенности в Российской
Федерации…………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………
Наконец, есть такой феномен, который считается даже Росстатом, — это неформальная занятость, которая раковой опухолью распространяется абсолютно на все сегменты рынка труда, составляя 13 млн. человек. Это сравнимо со всеми занятыми в Австралии. То есть внутри российского рынка труда обнаруживаются большие «белые пятна».
Цена за формально высокую занятость, поддерживаемую искусственно, — снижение заработной платы.
За этим кроется одна из главных проблем всей российской экономики — прискорбно низкая производительность труда. Мы уступаем лидерам по производительности труда, Соединенным Штатам и т.д.
Хрестоматийный пример роста с низкого старта (низкий уровень заработной платы, но с тенденцией к ее росту, за которым следует рост производительности труда) — Китай, Малайзия. А вот обратных случаев, когда происходит падение заработной платы и рост производительности, истории неизвестно. И вероятно, Россия не будет исключением.
Вот почему развитие ситуации на российском рынке труда следует признать неблагоприятным. И на этот путь наша экономика вступила в 2009 году.
Как известно, безработица опасна не своими масштабами, а своей продолжительностью, а российская безработица имеет ярко выраженный хронический характер. Даже там, где рабочие места создаются, это так называемые «плохие» рабочие места с низкой зарплатой, не требующие высокой квалификации, и это не та занятость, которая выведет страну на новые рубежи.
Государство взяло на себя ответственность за то, что оно называет политикой занятости, а на самом деле получается наоборот: то, что реально делается, это не политика занятости, а политика по преодолению безработицы, а еще точнее — по поддержке безработных.
Защитники такой политики ссылаются на хрестоматийный опыт общественных работ в Великую депрессию в США. Якобы общественные работы вывели США из депрессии и сделали лидером экономического роста. Это не так. Общественные работы в США не были драйвером экономического роста, тогда были сформированы совершенно другие институты, в первую очередь, финансовые. Тот миф, что в США до сих пор ездят по тем дорогам, которые построили безработные, такая же неправда. Дорожный фонд США вырос в 6 раз за последние полвека, все эти дороги строились профессионально. Создание современных дорог и транспортной инфраструктуры — высокотехнологичное производство.
В 2011-2012 внедрена новая версия программы занятости. Большая часть финансирования направлена на обучение и переобучение. Но следует отметить, что последовательность должна была быть обратной: пока у людей сохраняется высокая способность к занятости и саморазвитию, тем работникам, которые находились под риском безработицы, надо было в первый же момент адресовать программы обучения. Если эти программы не срабатывают и люди все-таки теряют работу, тогда уже, чтобы они не потеряли связь с социальной сферой, с работодателем, с рынком труда, можно применять общественные работы, но с точки зрения макроэкономики они никогда и нигде не бывают эффективными.
Общественные работы — это очень плохая занятость, выполняющая единственную функцию: она предотвращает маргинализацию работников, потерявших занятость. Если и они не срабатывают, тогда действительно нужно платить пособие.
Как будут развиваться события, в значительной степени будет зависеть от политических решений, и в том числе от финансовых возможностей государства, от того, насколько правительство сможет осуществлять поддержку и кредитование крупных и средних предприятий. Именно на них сосредоточена так называемая «плохая», неэффективная занятость. Один из традиционных мотивов поддержки этих предприятий заключается именно в том, чтобы не допустить большого высвобождения работников.
А рост безработицы не должен пугать, правда, лишь в том случае, если в экономике пойдут модернизационные процессы. А без модернизационных процессов, возможно, на рынке труда не случится ничего драматического, но уж точно не будет ничего хорошего.
В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Рынок труда необходимо рассматривать, с одной стороны, как механизм перераспределения рабочей силы, а с другой стороны, как объект регулирования со стороны социальных институтов. В связи с этим инфраструктуру рынка труда можно представить, как представлено на рис. 4.
Рисунок 4. Инфраструктура рынка труда
Инфраструктура - совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих тот или иной рынок.
Рыночная инфраструктура - совокупность субъектов материального, технологического, организационного, информационного, финансового и правового характера, обеспечивающих бесперебойность функционирования рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежеспособного спроса и предложения.
Подразделяется по видам объединений субъектов инфраструктуры, решающих задачи обеспечения функционирования рынка.
Инфраструктура рынка труда - совокупность специалистов различной квалификации и реальности в количествах, достаточных для комплектования предприятий и организаций, составляющих комплекс субъектов рынка труда, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей; органы трудоустройства; организации по формированию и регулированию резервов рабочей силы; нормы и правила, регламентирующие отношения субъектов рынка труда и учет интересов всего общества и отдельных субъектов на рынке труда.
Оптимизация рынка труда может осуществляться через воздействие на внутренние и внешние факторы рынка труда.
В настоящее время на Российском
рынке труда высокий уровень скрытой безработицы;
происходит дальнейшее разрушение структуры
занятости, которая характеризуется нестабильностью,
низким качеством рабочих мест и выраженным
несоответствием профессионально-
В этих условиях значение службы занятости особенно возрастает, и содействие занятости выступает приоритетной задачей социально-экономической политики государства, а не эксклюзивной задачей службы занятости. Социальный институт занятости представляет собой ведущий компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий индивидуальные действия людей, упорядочивающий социальные отношения в системе социального партнерства и в различных сферах жизни общества.
С другой стороны на рынке труда возрастает понимание ценности хорошего профильного образования. И все активнее становится конкуренция между компаниями в найме наиболее квалифицированных работников.
Для российского рынка труда характерно старение рабочей силы. Одной из основных угроз для развития бизнеса российские и западные руководители считают нехватку рабочей силы с необходимой квалификацией (данной проблемой обеспокоены российские руководители).
Нехватка специалистов высокого уровня является одной из острых проблем на российском рынке труда.
Заключение.
Формирование территориального рынка труда (федерального, регионального) происходит под влиянием различных факторов и условий. Эти факторы и условия определяют особенности российского рынка труда, различаются по своему характеру, степени, направлением воздействия. Характерными особенностями современного состояния рынка труда в России являются следующие:
Одним из наиболее общих факторов, влияющих на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях общего кризиса, охватившего все стороны общественной жизни: экономические, социальные, правовые, политические и т.д. Наиболее ощутимое влияние оказывает экономический кризис, проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резкой поляризации доходов населения. Следствием этого является сокращение спроса на рабочую силу, а также нарушения системы стимулирования и мотивов к эффективной трудовой деятельности.
Другой особенностью рынка труда в России является то, что скорость формирования рынка трудаявно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки экономического роста. В частности, предприятия содержат излишнюю рабочую силу, несоответствующую реальным потребностям производства, отсутствует достаточная конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.
Особенностью нынешнего этапа формирования рынка труда в России является то, что он формируется в условиях, когда предприятия не заинтересованы в техническом перевооружении, создании благоприятных и безопасных условий труда. Как следствие низкое качество выпускаемой продукции (не конкурентоспособной), большое число аварий и травматизма.
Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы она существовала, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием структурных сдвигов в экономике, осуществлением целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики. Пока же налицо преимущественно ведомственно- организационная форма создания территориального регионального рынка труда, т.к. Федеральная служба занятости за счет средств Государственного фонда занятости пытается оказывать влияние на формирование рынка труда через регулирование проблемы безработицы. Очевидно, что такой подход, не увязанный с действием общеэкономических министерств (экономики и финансов, отраслевых и т.д.) малоэффективен.
Специфика формирования рынка труда в России в большой мере определяется широко распространенным внедренным в сознание многих поколений граждан России трудовым менталитетом. Он, в частности, проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека,в психологическом неприятии безработицы. Велико влияние в этом аспекте и фактора уравнительной “общинной” психологии.
Особенностью формирования рынка труда в России является также то, что в различных регионах имеются разные социально-экономические, в том числе природно-ресурсные и демографические условия.Следовательно в регионах разные возможности адаптироваться к изменяющимся принципам и формам хозяйствования.
В немалой степени этому способствует и сложившаяся отраслевая специализация регионов, одна часть которых на протяжении ряда лет выступала в роли аграрных, другая - сырьевых придатков, третья - узлов концентрации предприятий оборонного комплекса.
Следствием этого является неравномерность, высокая дифференциация регионов России по показателем состояния рынка труда. Наряду с территориями, в которых ситуация с занятостью резко обострилась, в связи с чем ставится задача отселения части населения в том числе и трудоспособного - из районов Крайнего севера, существуют и другие регионы г. Москва, САХА-республика и др., где ситуация на рынке труда более благоприятная.
И наконец важной особенностью, влияющей на формирование рынка труда в России является то, что существует пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещение населения. Например: в районах Крайнего севера РФ и приравненных к ним (они занимают 64% территории РФ) находится большая часть запасов нефти, газа, золота, алмазов, а на данной территории проживает лишь 6.6% населения страны.
Таким образом, условия формирования рынка труда в России по-разному влияют на его функционирование и развитие. Учет этих особенностей необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке эффективной, общегосударственной политики регулирования занятости населения в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Источник: Фонд знаний «Ломоносов» Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/
Информация о работе Особенности формирования и функционирования российского рынка труда