Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:13, реферат
Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 77% населения Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки.
Введение. Развивающиеся страны
Основная часть
Экономика развивающихся стран.
Особенности экономики развивающихся стран.
Заключение. Многоукладная экономика развивающихся стран
Список литературы
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Ярославская
государственная
Кафедра
аграрной экономики и рынков
Реферат
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Особенности формирования многоукладной
экономики в развивающихся
Ярославль
2008
ТЕМА:
«Особенности
формирования многоукладной экономики
в развивающихся странах»
Содержание
Подсистема
развивающихся стран включает 4/5
всех стран мира. В них проживает
более 77% населения Земли.
Экономика развивающихся государств опирается на многоукладную социально-экономическую структуру. В ряде стран имеется как капиталистический уклад, так и родоплеменные и патриархальные отношения. Заметную роль в экономике развивающихся стран играет государство и государственный уклад. Курс на развитие государственного сектора сопровождается политикой поощрения капиталистического предпринимательства, в результате чего возникает и развивается госкапитализм.
Говоря о многоукладности экономики развивающихся государств, необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем это крестьянские страны, в экономике которых преобладает сельскохозяйственное производство. В самом же сельском хозяйстве определяющим является мелкотоварный уклад, где зачастую господствует мелкотоварный уклад.
Я считаю,
что сейчас эта тема является довольно
актуальной в связи с тем, что основные
отличия развивающихся стран от развитых
– это их слаборазвитость и отсталость:
отсталая структура экономики, низкий
уровень производительных сил, колониальное
прошлое. Отсталость развивающихся стран
предопределяет их зависимость от промышленно
развитых государств. Задачи преодоления
отсталости и зависимости создают общие
направления экономической и социальной
политики, выявляют истоки, содержание
и пределы единства развивающихся стран.
Основные задачи реферата:
Цель реферата:
- изучить
особенности формирования
Экономика развивающихся
стран. Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки:
Низкий экономический
уровень развивающихся стран основывается
на низкой производительности, когда преобладает
ручной труд, слабая машинизация индустриального
и сельскохозяйственного труда. Отсюда
и колоссальный разрыв в эффективности
труда. Для большинства развивающихся
стран типичны традиционные отраслевые
структуры народного хозяйства, в которых
по объему наибольшую долю занимает сельское
хозяйство, затем идут услуги и потом уже
промышленность. Особенности
экономики развивающихся стран. В системе
мирохозяйственных связей не
может не отражаться - рост населения
автоматически повышает Общие причины стремительного роста задолженности развивающихся стран хорошо известны: это
Есть, конечно, и частные, характерные для каждой из стран-задолжников, причины. Их, однако, надо анализировать конкретно. Когда в 1982 году долговой кризис был поднят на новый уровень, после того как Мексика объявила, что она не в состоянии выплачивать проценты по своему 80-миллиардному долгу, банкирами и американским правительством были приняты срочные финансовые меры, но предоставление кредитов коммерческими банками Латинской Америки прекратилось. Ряд западных правительств и прежде всего США, для которых Латинская Америка - регион особой стратегической важности, на протяжении долгового кризиса уделяли внимание решению трех взаимосвязанных задач: - поддерживать
экономический рост или, в - обеспечить
новый приток капиталов, - произвести
необходимые структурные С 1982 по 1984 годы серия подписанных Международным валютным фондом соглашений, займы правительства США и возобновления кредитов коммерческими банками, казалось, решили проблемы долгов. Однако, это было временное облегчение, и к середине 1985 года вновь стали собираться грозовые тучи. Были использованы рыночные механизмы, включая обмен долговых обязательств, но общее сокращение долга оказалось скромным по сравнению с остающейся суммой. К 1988 году долговая «усталость» возрастала не только в странах-должниках, но и среди коммерческих банков и правительств стран-кредиторов. Некоторые крупные банки списали часть долга, а некоторые небольшие региональные банки полностью аннулировали долг стран третьего мира. В итоге правительства США и Мексики, а также банк «Морган гэренти траст компании» приступили к реализации уникального плана скупки долгов. Этот план, хотя он оказался менее успешным, чем предполагали его авторы, ознаменовал новую степень вовлечения США в решение проблемы задолженности. В течение года это вовлечение усилилось, о чем свидетельствует поддержка Соединенными Штатами крупного нового займа Мексике, предоставленного в середине года, и займа Всемирного банка на структурные изменения в Аргентине 1,5 млрд. долларов США. В 70-е годы в системе международных экономических отношений существенное значение приобрела проблема нового международного экономического порядка (НМЭП), за осуществление которого на демократических отношениях выступали с особенной настойчивостью развивающиеся страны. Главная причина, вызвавшая к жизни саму эту концепцию, а затем и довольно острую борьбу за ее проведение в жизнь, заключается в том, что уже вскоре после достижения политической независимости многим развивающимся странам, их лидерам стало предельно ясно, что без коренной ломки сохраняющегося неоимпериалистического разделения труда (НИРТ), существующих экономических отношений между Западом и молодыми освободившимися странами достичь экономической независимости невозможно. Содержательная сторона концепции МНЭП получила свое отражение в целом ряде крупных документов ООН. Это прежде всего следующие три документа: - Декларация по установлению НМЭП, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (май 1974 г.); - Программа
действий по установлению - Хартия экономических прав и обязанностей государств (декабрь 1974 г.). |
|||
Декларация
по установлению МНЭП провозглашает, что
этот новый порядок должен быть основан
«на справедливости, суверенном равенстве,
взаимозависимости, общности интересов
и сотрудничестве всех государств независимо
от социально-экономических систем; он
должен устранить неравенство, покончить
с ныне существующей несправедливостью,
с увеличивающимся разрывом между развитыми
и развивающимися странами и обеспечить
все более быстрое экономическое и социальное
развитие в мире и справедливость нынешнему
и грядущему поколениям». Исключительную
важность представляют провозглашенные
Декларацией следующие принципы, закрепляющие
суверенитет развивающихся стран:
Позицию Запада в отношении развивающихся стран неверно представлять сплошь в темных красках. Есть немало его дальновидных представителей, резко оценивающих общее направление исторического прогресса и поддерживающих прогрессивные изменения в рассматриваемых регионах. Однако есть силы, которые хотели бы способствовать развитию развивающихся стран по классическим схемам капиталистического развития, когда капитализм в развивающихся странах имел бы «подчиненный», «периферийный» Западу характер. Следовательно, и правые, и левые, и консерваторы, и прагматики сходятся на общем пункте в грядущих преобразованиях политики, проводимой в отношении развивающихся стран: обеспечить их развитие по схемам рыночной экономики как своего рода «периферию» индустриальных центров ведущих стран Запада и Японии. Особенно заметны эти сдвиги в общей политике, проявляющиеся через изменения в теории и практике помощи развивающимся странам. Данная линия продиктована не только неокапиталистическими целями. В этой связи российские и иностранные экономисты высказали вполне обоснованную идею о том, что в условиях НТР проблема достижения стабильности в экономическом развитии капиталистических стран во многом находится в прямой зависимости от развивающихся государств. В таком контексте следует рассматривать и определенные торговые уступки молодым государствам, на которые идут страны Запада, льготные займы, предоставляемые на двухсторонней основе, различные формы передачи технологии, крупномасштабную подготовку специалистов из развивающихся стран в западных университетах и колледжах и многое другое. Помощь Запада прошла в своем развитии несколько этапов. Первый - это годы, последовавшие за окончанием второй мировой войны и до периода деколонизации африканского континента (1945-1960/61 гг.). В этот период помощь оказывалась через Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Еще в 1949 году США предоставили английским колониям право получать займы в МБРР. В соответствии с доктриной Трумэна помощь стала оказываться странам Латинской Америки и Азии; постепенно стала расширяться деятельность ООН по оказанию помощи через различные специализированные организации. Второй этап в развитии «помощи» наступает с периода деколонизации и длится почти до конца 60-х годов. В этот период происходит формирование основных положений «классического неоколонизма», которые пытаются сдержать экономическое развитие рассматриваемых стран, усилить в них прозападную ориентацию, насадить реакционные политические режимы и т.д. К концу 60-х годов обнаруживается несостоятельность такой неоколонистской стратегии - развивающиеся страны властно требуют перемен, добиваются многих задач, поставленных перед собой в области борьбы с империализмом. Третий этап относится к 70-м годам, когда «помощь» стала занимать центральное место в общей стратегии Запада к развивающимся странам, которая нашла свое наиболее органическое воплощение в концепции «взаимозависимости» в ее односторонней интерпретации, предполагающей отношения «руководство – зависимость». Как представляется, с конца 80-х годов эта концепция значительно эволюционирует, становится разнообразной, более универсальной. Сама же практика помощи, соответственно претерпевает значительные изменения в плане учета интересов развивающихся стран. Помощь возникла главным образом, как «политический феномен». «Воздействие экономической мысли на концепцию помощи был таковым, что возникает вопрос: политики ли привлекли внимание экономистов Запада к проблемам развивающихся стран или наоборот». Этот западный экономист подчеркивает то обстоятельство, что конкретная политическая практика опередила экономическую теорию и заставила обратить внимание на специфические проблемы, встающие перед капиталистическим Западом в связи с появлением на мировой арене целой системы политически независимых государств развивающегося мира. В самом деле, вплоть до середины 60-х годов, даже после деколонизации, экономисты Запада в принципе не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е годы концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения, парламентарной культуры, базирующейся на рудиментах структур власти, «перенесенных» сюда из Запада. Современные исследователи помощи также отмечают, что наряду с бесспорными позитивными процессами, привносимыми разными формами помощи, она порождает тенденцию политизации жизни, отвлекая наиболее способные слои населения от экономической деятельности. Помощь ведет к осуществлению политики, наносящей ущерб экономическому развитию молодых государств, порой чисто по политическим соображениям способствует созданию убыточных объектов, «утечки умов», «плацдармов» для проникновения и т.д. Попытки западных стран приспособиться к новым условиям находят свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся стран, во-вторых, в увеличении общих размеров оказываемой помощи, в-третьих, в структуре помощи, которая направляется в своей основе на интеграцию с производственным аппаратом капитализма и «привязку» экономик национальных государств третьего мира в качестве «периферии» Запада. Надо отметить то обстоятельство, что по абсолютным размерам оказываемая Западом помощь достаточно значительна. Тем не менее она, во-первых, не достигает того уровня, который установила Конфедерация ООН по торговле и развитию, - 0,7% ВНП развитых стран в форме даров или низкопроцентных займов. Во-вторых, условия помощи таковы, что надеяться на ее эффективность в плане решения экономических и социальных задач не приходится, поскольку выплаты по полученным займам стали превышать даже абсолютные ежегодные поступления в эти страны из-за границы. В-третьих, большая доля помощи оказывалась небольшой группе развивающихся стран с четкими прозападными политическими режимами. В-четвертых, об иррациональном характере этой помощи свидетельствует анализ самой структуры помощи. Так, стоимость подаренного или закупленного оружия, военной техники для стран Азии, Африки и Латинской Америки только за 1965-1985 годы составила более 65% всего объема помощи (или около 15 млрд. $ ежегодно). В то же время за эти два десятилетия все указанные страны направляли на экономическое развитие сумму менее 20 млрд. долларов США ежегодно. То есть стимулировался активный процесс милитаризации национальных хозяйств развивающихся стран. В-пятых, помощь нацелена на активизацию частного капитала, она носит «связанный» характер, предусматривает определенные политические условия, способствует внедрению ТНК, их инфраструктуры. Пытаясь усилить «прагматический» характер помощи, в последние годы делаются дополнительные акценты на следующие основные моменты:
Наиболее яркой тенденцией современного экономического развития мира стала экономическая взаимозависимость стран, национальных хозяйств и хозяйственной жизни регионов. Экономическая взаимозависимость проявляется в том, что условия хозяйственного развития, процесс воспроизводства и уровень жизни населения в каждой стране все больше определяется не только внутренними факторами, ресурсами и социально-экономической структурой страны, но и ситуацией, складывающейся в мире, всей системой международных экономических отношений. Расширение взаимных экономических связей развитых государств сопровождалось вступлением их в противоречия с жизненно важными отношениями развивающихся стран. При этом, как было показано ранее, и концепции формирования и развития международных экономических отношений во многом складывались на противопоставлении экономик и интересов развитых и развивающихся государств. В связи с этим, а также с учетом необходимости смягчения не только военного, политического, но и экономического противостояния и исходя из факта растущей экономической взаимозависимости, ООН на ХХIХ сессии Генеральной Ассамблеи в 1974 году утвердила Хартию экономических прав и обязанностей государств, объективно направленную на охрану их экономической безопасности. Документ, принятый в 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН установил нормативно-правовую основу реализации Декларации и Программы действий по установлению нового международного экономического порядка, с идеей которого выступили развивающиеся страны. Основополагающими принципами нового международного экономического порядка являются: - суверенитет каждого государства над всеми своими национальными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью; - осуществление интегрированной программы по сырьевым товарам; - беспрепятственный доступ промышленных товаров освободившихся стран на внешние рынки; - передача развивающимся
странам новых промышленных - ограничение
негативных последствий - финансирование экономического развития; - проведение
комплексной реформы - установление справедливого соотношения в ценах на сырьевые товары и промышленную продукцию; - укрепление
экономического сотрудничества
по долговой ориентации, вместо
противостояния «богатого - справедливого регулирования выплаты долгов развивающихся стран. Последний вопрос требует отдельного рассмотрения. По экспертным оценкам на начало 90-х годов общая сумма долгов развивающихся промышленно развитым странам намного превысила триллион долларов США. Столь высокая задолженность постоянно имеет тенденцию к росту, и в настоящий момент более чем в 200 раз превышает соответствующий уровень на период 1955 года, оказывая крайне отрицательное влияние на преодоление экономической отсталости. По данным ООН, более 40% всей задолженности приходится на страны Латинской Америки, где лидерство держит Бразилия, Мексика и Аргентина. В Африке главными должниками являются Алжир, Египет и Нигерия, а в Азии - Индонезия, Филиппины и Индия. Долговая проблема заставила развивающиеся страны в 80 годы выдвинуть на передний план стратегии установления нового международного экономического порядка политику протекционализма в мировой торговле, что естественным образом наносит определенный ущерб в реализации остальных принципов. Планомерное проведение в жизнь принципов установления нового международного экономического порядка осуществляют Движение неприсоединения, «Группа 77», ЮНКТАД, ЮНИДО и различные региональные организации. Главным методом в их деятельности остается механизм многосторонних переговоров. Движение неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение, в состав которого входят 99 государств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и Европы, а также Организаций освобождения Палестины. С экономической точки зрения, Движение объединяет развивающиеся страны, что находит прямое следствие в итоговых документах, вырабатываемых на систематически проводимых, начиная с 1961 года, (в Белграде) конференций глав государств и правительств. Впервые термин «Движение неприсоединения» был зафиксирован в документах III конференции неприсоединившихся стран в Лусаке в 1970 году. На следующей Алжирской конференции в 1973 году Движением была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и сопутствующая ей Программа действий. В целях расширения хозяйственных связей, согласования действий на международном уровне, защиты своих экономических интересов, развивающиеся страны образовали около 20 региональных и субрегиональных экономических группировок. В рамках подготовки к I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 году была учреждена «Группа 77», выдвинувшая впоследствии программу перестройки международных экономических отношений. Ныне она объединяет 127 стран и превратилась в авторитетный орган координации стратегии развивающихся стран за переустройство международных экономических отношения. Участники группы разрабатывают, согласовывают и координируют свои позиции на сессиях и конференциях органов ООН и на различных международных форумах по проблемам международных экономических отношений, включая торговлю, развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, финансовых институтов. С 1975 года их деятельность координируется «Группой 27», действующей при штаб-квартире ООН, которая способствовала принятию решения, чтобы совещания министров «Группы 77» стали бы регулярно проводиться во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Однако, деятельность ЮНКТАД представляется и сегодня столь важной, что есть все основания более подробно остановиться на особенностях ее строения и функционирования. Важной организационной особенностью функционирования ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существует четыре группы: «А» - страны Азии и Африки; «В» - развитые государства, «C» - Латиноамериканские страны, «Д» - страны Восточной Европы, СНГ. Китай ни в одну группу не входит. «Группа 77», состоящая из стран, относимых к группам «A» и «C» формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако его руководящие органы постоянно поддерживают с ней тесные рабочие контакты. К наиболее значительным результатам деятельности ЮНКТАД относятся разработки Принципов международной торговли и торговой политики (1964), Решения о создании Общей системы преференций (1970), Решения об учреждении Общего фонда в рамках Интегрированной программы по сырью (1980) и Программы содействия наименее развитым странам (1979-1981). Другим специализированным учреждением ООН, образованным в 1966 году с целью содействия процесса индустриализации и оказания технической помощи странам Азии, Африки и Латинской Америки, а также координации деятельности в области промышленного развития явилась Организация ООН по промышленному развитию, также известная в мире под английской аббревиатурой ЮНИДО. Главные органы ЮНИДО - Генеральная конференция, собираемая раз в четыре года и Совет по промышленному развитию из 45 членов, выбираемых сроком на три года. Текущей деятельностью ЮНИДО руководит Постоянный комитет. Административный орган ЮНИДО - Секретариат, являющийся одновременно частью Секретариата ООН, который назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается сессией Генеральной Ассамблеи сроком на четыре года. Важнейшим результатом деятельности ЮНИДО стало принятие так называемой Лимской декларации и Программы действий по промышленному развитию и сотрудничеству, в которых поставлена задача довести долю развивающихся стран в мировом промышленном производстве к 2000 году до 25%, а в мировой торговле до 30%. Для этого средства ЮНИДО направлялись на развитие промышленного планирования, строительство новых предприятий, оказание технической помощи в области сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, подготовки квалифицированных кадров и т.д.. Основными источникам финансирования программ ЮНИДО являются регулярные ассигнования из бюджета ООН по развитию и Регулярной программы ООН технической помощи, а также добровольные взносы в фонд промышленного развития ООН. Идея установления нового международного экономического порядка несет глобальный характер, а ее реализация стала делом многих авторитетных международных организаций и сообществ. Естественно, что в своем видении проблем мирового развития, идея установления нового международного экономического порядка не могла не затронуть интересов и внимания участников «Римского клуба». Международная неправительственная организация «Римский клуб» была основана в 1968 году 30 западными учеными, собравшимися в Риме. Членом клуба может стать гражданин любой страны в качестве частного лица. Но при этом, общее количество его членов не должно превышать ста человек. В настоящее время в клубе состоят членами граждане более чем 30 стран. Организация не имеет устава, фиксированного бюджета, печатных органов, не содержит административного аппарата. В некоторых государствах, как например, в США, Канаде, Бельгии, Нидерландах, Швеции и Японии возникли «группы Римского клуба», но с самим клубом оно формально не связаны. Деятельностью «Римского клуба» руководит Исполком, ежегодно созывающий заседания, которые происходят в различных городах мира. Главной формой деятельности «Римского клуба» стали широкомасштабные исследования глобальных проблем мирового развития и их публикация в форме «докладов Римского клуба». Подготовка таких докладов поручается ведущим ученым, а их тематика охватывает самый широкий спектр вопросов. В сфере международных экономических отношений и проблем нового международного экономического порядка большой резонанс получили доклады Я. Тинберга «Пересмотр международного порядка» (1975) и Д. Габора «За пределами века расточительства» (1976), в которых подчеркивается, что для решения экономических проблем нужна не политическая конфронтация, а расширение международного сотрудничества. |
|||
Заключение.
Таким
образом, совокупность проблем
отсталости, зависимости, многоукладности
дает общую картину
Развивающиеся страны
Список
использованной литературы
Информация о работе Особенности формирования многоукладной экономики в развивающихся странах