Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 23:00, реферат
Целью данного реферата является изучение особенностей экономического роста Китая.
Задачи:
- выявить основополагающие факторы роста, и характер экономического реформирования;
- изучить характеристику современного состояния экономики;
- изучить экономические отношения Китая с другими странами.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика страны
4
Границы, пространственные размеры
4
Общественно-политический и государственный строй
4
Экономико-географическое положение
5
Глава 2 Характеристика экономической реформы Китая
7
2.1 Позиция Китая
7
2.2 Мероприятия, проведенные Китаем
8
2.3 Социальная политика
10
2.4 Социальная система
12
Глава 3 Характеристика современного состояния экономики
14
3.1 Формирование рынка труда и его влияние на социальную структуру китайского общества.
14
3.2 Динамика основных показателей участия Китая в мировой экономике.
17
3.3 Экономический кризис 2008-2009 гг. и его влияние на современную экономическую ситуацию в КНР.
18
Глава 4 Внешнеэкономические связи
20
4.1 Структура экспорта
20
4.2 Импорт из Китая
21
4.3 Торгово-экономические отношения КНР с США, Россией и другими странами.
22
Заключение
25
Список источников
И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.
Государство должно нести свою долю ответственности. Одна из особенностей того “реального социализма”, который пережили мы в Советском Союзе и опыт которого в значительной мере был заимствован и КНР, заключается в высокой степени участия государства во всех экономических и общественно-политических процессах.
Отсюда – не только высокий уровень социальных ожиданий от деятельности государства и доминирование идеи так называемой “социальной защищенности”, но и весьма специфическое место чиновного аппарата во всей системе экономических и общественных отношений. Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ. [4,стр.27-29]
2.3 Социальная политика
«Менталитет членов социалистического общества предусматривает наличие “гарантированной государственной поддержки” и “социальной справедливости”, которые изначально находятся в противоречии с основными принципами рынка – экономической эффективностью и экономической целесообразностью»
Поэтому степень радикализма осуществляемых социально-экономических реформ имеет свой предел, за порогом которого возникают социальные конфликты, атрофия социальных чувств и, как следствие, экономический и, возможно, политический крах.
Другими словами, на переходном этапе остро встает вопрос о продуманности социальной политики, призванной обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку и создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, а также обеспечения стабильности всей общественной системы. Если государство “сбрасывает” с себя ответственность за социальную сферу, то оно очень скоро лишается социальной поддержки, что в конечном итоге ведет его к гибели.[8,стр.27]
При попытке осуществления реформ, предполагающих внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат либо накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие на нет все благие начинания, либо присваивает себе “право первой ночи” на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях.
В результате идея развития рынка дискредитируется, и недовольство народа усиливается, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.
Все эти явления – неизбежная плата за “прекрасное” социалистическое вчера, и сегодня их можно наблюдать практически во всех постсоветских странах. Следовательно, главной задачей реформатора является решение вопроса о “включенности” чиновного аппарата в реформы. Причем на условиях, обеспечивающих, с одной стороны, его заинтересованность в ходе реформ, а с другой – невозможность использования служебного положения для их дискредитации. Задача весьма сложная, но, как показывает опыт Китая, вполне разрешимая.[8,стр.28]
Решение проблем рынка за счет урезания прав бюрократии, лишения ее возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ужесточения наказания за экономические преступления и коррупцию, как показывает практика, малоэффективны. Как же их решать? Тут надо учесть два обстоятельства.
Во-первых, реформа требует не только большого числа квалифицированных специалистов, но и – что самое существенное – перестройки мышления кадров. Старый же аппарат, воспитанный в духе чинопочитания, обязательного наличия привилегий и постоянно склонный к использованию своего положения в корыстных целях, в своем большинстве не готов к этому и требует замены, несмотря на его заслуги. На практике это осуществить трудно, но стремиться к этому необходимо.
Во-вторых, необходимо снизить степень политизации аппарата, четко определив функции органов власти и управления, прекратить практику, при которой главенствующее положение занимает не управление на основе закона, а управление, основанное на воле отдельных лиц.[3,стр.47]
Наконец, требуется повышение уровня правосознания народа и на этой основе развивать демократические традиции в обществе. Последнее же возможно только при радикальном изменении экономических отношений, четком определении отношений собственности.
2.4 Социальная система
Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев - поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.
В любом переходном обществе, для которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или нецелесообразности государственной идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной.
А можно – целостным пониманием того этапа развития, на котором находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию самоорганизации. И те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых “правил игры”.
Решение этого вопроса должно включать в себя, прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах всего государства должен развиваться в условиях доминанты Закона и Порядка во имя перспективы прогресса и взаимного процветания.[3,стр.49]
«Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что цементирующая общество ключевая идея дает национальному лидеру карт-бланш в его действиях и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой в обществе начинает формироваться “дефицит определенности”. Нельзя, отобрав у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен».
В Китае к этому пониманию пришли еще до начала радикальных экономических и политических реформ. Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом – один из главных уроков китайских реформ. [3, стр. 50].
Глава 3 Характеристика современного состояния экономики
3.1 Формирование
рынка труда и его влияние
на социальную структуру
Огромное население КНР оказывает нарастающее давление на решение многих экономических проблем, в том числе на проблему занятости. Значительная часть населения используется в отраслях с большой долей живого труда, прежде всего в сельском хозяйстве, где занято около 80% экономически активного населения.
Тенденция быстрого роста экономически активного населения объясняется значительным приростом населения в трудоспособном возрасте, связанном, с одной стороны, со снижением смертности и увеличением средней продолжительности жизни, с другой - с ускорением темпов естественного прироста населения.
По прогнозам известного китайского демографа Цанпина, в Китае темпы прироста населения в трудоспособном возрасте превышают темпы прироста всего населения страны на 60-70% и в 2000 г. составили в среднем 1,65% в год, а в ближайшие 10 лет - даже более 2% в год. При этом в абсолютных цифрах среднегодовой прирост населения в трудоспособном возрасте будет равняться более 10 млн. человек в год.[7,стр.83-84]
Согласно данным переписи населения 1992 г., в КНР насчитывалось занятого населения, получающего доход от своей работы или оплату за труд - 521,37 млн. человек (51,94% всего населения КНР). Однако следует отметить, что данный показатель оказался намного выше, чем по данным ГСУ КНР. Такое большое расхождение объясняется, прежде всего, расширением критериев занятости населения, применявшихся в ходе переписи 1992 г. В частности, в категорию "занятое население" включались не только все занятые постоянно, но и те занятые временно, кто на момент переписи работал в течение 16 и более дней.
Около 2/3 населения КНР составляла молодежь до 30 лет. Такая -высокая доля молодого населения в возрастной структуре предопределяет значительный прирост трудоспособного населения 2000 г., причем 1/4 прироста дает город, а 3/4 - сельские районы. Согласно прогнозам китайского ученого Сюн Юй, общая численность прироста трудоспособного населения с 1981 по 2000 г. составила 440 млн. человек, из которых ПО млн. приходится на городских жителей.[7,стр.85]
К концу XX в. в связи со снижением рождаемости в конце 70-х начале 80-х годов численность вступающего в трудоспособный возраст населения постепенно снижалась, и в возрастной структуре старательно большую долю составляет пожилое население старше 60 лет за пределами рабочего возраста.
Очень сложная ситуация с трудовыми ресурсами складывается к 2000 г. в самом большом городе Китая - Шанхае. Доля стариков старше 60 лет в общей численности населения города составляла 4,23%, в 1989 г. - уже 14,4%, а к 2000 г, уже 28,4%, или .более 2 млн. человек из семимиллионного населения собственно городских районов Шанхая. Таким образом, сейчас в возрастной структуре населения КНР преобладает население в рабочем возрасте, однако к началу XXI в. эта доля будет неуклонно уменьшаться, и, наоборот, постепенно будет происходить рост доли пожилых людей.
Можно заметить, что в КНР довольно велика доля занятого населения в трудоспособном возрасте. Согласно расчетам Лю Чжэна, этот показатель составил 83,2%, в то время как в США он составляет 65%, в Англии - 65, в Японии - 70, во Франции - 63%.
Это в значительной степени достигается за счет вовлечения в производство женской рабочей силы. В целом использование женского труда ограничено при определенных условиях работы, например в шахтах, на открытом воздухе, в горячих и холодных цехах и там, где требуется значительная физическая нагрузка. Кроме того, большая доля женщин занята домашним трудом, и на определенное время они выходят из сферы общественного производства в период беременности, родов и послеродового ухода за ребенком. Тем не менее доля женщин в общей численности рабочих и служащих постоянно растет. А если взять только городское население, то около половины рабочих и служащих составляют женщины. Вовлечение женщин в общественное производство при постоянно увеличивающемся населении в рабочем возрасте может создать проблему для трудоустройства населения в ближайшее время.[7,стр.86-87]
В КНР отсутствует точная статистика показателей занятости населения в производстве, но, судя по результатам различных выборочных обследований, этот показатель чрезвычайно высок. Особенно большого размера он достигает в возрастной группе 30-34 года - 94,01%, для мужчин - в возрастной группе 20-24 года - 90,37%. Это можно объяснить следующими обстоятельствами, определяющими высокую долю занятого населения. Во-первых, из-за слабо развитой системы образования, большая часть школьников слишком рано вступает в трудовую деятельность или начинает искать работу. Во-вторых, в стране в течение многих лет в области трудоустройства существовала политика "рационально низкой заработной платы" при максимальной занятости населения.
Общая численность ожидающих работу в городах и поселках (или безработных) составила 3,89% экономически активного населения городов и поселков. Причем значительная часть из них - 92,4% - молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Часто у данной категории населения бывают завышенные критерии к будущему характеру труда, и они не всегда могут найти удовлетворяющую их работу.
Если в целом проанализировать состав и структуру незанятого населения, то мы увидим, что, помимо категории "ожидающих работу в городах и поселках", существуют еще две большие группы фактически безработных, которых можно также приравнять к ожидающим работу в городах и поселках. Во-первых, это категория "ожидающих единого государственного распределения" выпускников высших, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ. Во-вторых, это грамотная молодежь, вернувшаяся из деревни в город, у которой на момент переписи был перерыв в учебе между средней школой и вузом либо между средней школой I и II ступени и т.д. По отраслевой структуре занятости КНР по-прежнему остается аграрной страной.[7,стр.89-90]
С 80-х годов стала возрастать занятость в так называемой "третьей сфере" (торговля, питание, услуги, материально-техническое снабжение, транспорт и т.д.), что вызвало заметный рост одного из основных периферийных отрядов рабочего класса - рабочих сферы обслуживания. Однако процесс роста занятых в этих отраслях народного хозяйства являлся объективным и необходимым для ускоренного экономического развития страны. Общая численность занятых в "третьей сфере" росла довольно быстрыми темпами и к 1995 г. было 16,4% экономически активного населения, а к 2000 г. - 17,4%.
Таким образом, развитие "третьей сферы" идет довольно интенсивно, и пока ее возможности далеко не исчерпаны, особенно в малых городах и сельских районах страны, что в перспективе даст значительный источник для трудоустройства рабочей силы.