Особенности экспорта основных товаров Беларуси (продукция машиностроения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

В советской экономике Беларусь играла роль «сборочного цеха», тем самым была сформирована очень существенная и в некоторой степени уникальная индустриальная база, представленная, в основном, традиционными секторами экономики, включая производство оборудования и машин, автомобильную промышленность.
Формирование структуры машиностроения Беларуси началось в 1870—1880-х гг., когда были основаны первые чугунолитейные, механические и машиностроительные заводы. Отметим, что первая продукция белорусских машиностроительных предприятий не была сложной. В 1920—1930-х гг.в в БССР возникли новые отрасли: станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство торфяных машин, электродвигателей, радиоприемников

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности экспорта основных товаров РБ.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

на тему: «Особенности экспорта основных товаров Беларуси

(продукция машиностроения)»

 

В советской экономике Беларусь играла роль «сборочного цеха», тем самым была сформирована очень существенная и в некоторой степени уникальная индустриальная база, представленная, в основном, традиционными секторами экономики, включая производство оборудования и машин, автомобильную промышленность.

Формирование структуры машиностроения Беларуси началось в 1870—1880-х гг., когда  были основаны первые чугунолитейные, механические и машиностроительные заводы. Отметим, что первая продукция белорусских машиностроительных предприятий не была сложной. В 1920—1930-х гг.в в БССР возникли новые отрасли: станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство торфяных машин, электродвигателей, радиоприемников. Наибольшие изменения в структуре машиностроения Беларуси произошли после Великой Отечественной войны. Уже в 1944 г. началось восстановление отрасли, создание автомобиле- и тракторостроения. Основными факторами, стимулировавшими развитие машиностроения в Республике, были: наличие высококвалифицированных кадров, расширение сети научно-исследовательских учреждений и конструкторских организаций данного профиля.

В 1950—1980-х гг. машиностроение по темпам роста опережало другие отрасли хозяйства и в целом промышленность Беларуси. Однако глубокий социально-экономический кризис 1990-х гг. обусловил резкое замедление темпов развития отрасли. Тем не менее, несмотря на падение производства, многие машиностроительные предприятия Беларуси смогли сохранить традиционные рынки сбыта благодаря своему монопольному положению и относительно высокому качеству продукции.

Особое место в машиностроении Беларуси занимает автомобилестроение. В настоящее время автомобильная промышленность Республики представлена двумя направлениями: производством конечной продукции (Минский, Борисовский и Могилевский автомобильные заводы, Минский завод колесных тягочей, Амкадор-Ударник) и производством запасных частей и агрегатов (Минский моторный завод, Белкард, Борисовский завод «Автогидроусилитель», а также производители автомобильного электрооборудования).

Существенное место в структуре машиностроительной отрасли занимает тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.  Эта отрасль сейчас насчитывает в своем составе 20 предприятий. Среди них особое место принадлежит Минскому тракторному заводу (МТЗ) и «Гомсельмашу». МТЗ производит более 30 моделей малогабаритных и универсальных тракторов, выделяющихся надежностью, маневренностью, большим набором навесных орудий. Они не уступают зарубежным аналогам, а по набору вспомогательных узлов и оборудования, количеству передач превосходят их. Заводом «Гомсельмаш» выпускаются кормоуборочные, свеклоуборочные, зерноуборочные комбайны.

В настоящее время в Беларуси развито станкостроение. К началу Великой Отечественной войны в Республике действовали 5 станкостроительных заводов: в Минске, Витебске, Гомеле. Сегодня их число значительно возросло. На станкостроительных заводах РБ производятся разнообразные металлорежущие станки, автоматические линии, инструмент и технологическая оснастка для станков. Гомельские заводы «Центролит» и «Гидропривод» обеспечивают станкостроительные предприятия Беларуси чугунным литьем и станочными узлами, а инструментальные заводы Минска, Орши и Кобрина — металлорежущим инструментом.

В последние десятилетия получили быстрое развитие приборостроение, радиотехническая и электронная промышленность. Главным центром этих производств является Минск — здесь находятся наиболее крупные научно-производственные объединения (НПО), работающие в области самых современных технологий, в том числе космических и нанотехнологий.

Машиностроение Беларуси составляют также такие отрасли, как машиностроение для торфодобывающей промышленности (Гомель), строительное и коммунальное машиностроение (Могилев, Волковыск), машиностроение для пищевой, легкой промышленности и бытового обслуживания (Барановичи, Орша, Брест, Минск, Гродно), экскаваторостроение (Коханово), шарикоподшипниковая промышленность (Минск, Гомель).

Машиностроение занимает ведущую позицию по объему внешней торговли Республики Беларусь. Доля машин, оборудования и транспортных средств во внешнем товарообороте в 2010 году составила 22%, включая 18,5% от экспорта и 24,3% от импорта. Предприятия, работающие в сфере машиностроения, имеют торговые отношения с более чем 100 странами. Свою продукцию они экспортируют в 105 стран.

Основным рынком сбыта продукции машиностроения остается Россия. Это явилось следствием постоянной зависимости белорусской экономики от поставок сырья и энергоносителей из России, неустойчивого развития экономических процессов в ней и проведения «жесткой» экспортной ценовой политики на сырье и энергоресурсы. Низкая диверсификация внешней торговли сопряжена с высоким уровнем рисков, которые, как правило, возникают в случае форс-мажорного снижения объемов экспорта в традиционные страны-партнеры и вытеснения с их рынков белорусских производителей.

Другой особенностью экспорта машиностроительной продукции, как следует из анализа статистических данных за последние 10 лет, является снижение ее доли в общем объеме торговли. Первопричиной сложившейся ситуации следует считать транзитный характер экономики Республики Беларусь, сохранение принципов и методов организации производства, основанных на выпуске конечной продукции. Это пока является залогом стабильности спроса на товары из Беларуси на рынке России.

Третьей особенностью является зависимость экспортной продукции  от импортируемых из стран вне СНГ высоких технологий. Это, естественно, вызывает дисбаланс в торговле машиностроительной продукцией, которая остается маловостребованной в промышленно развитых странах (в 2001 г. экспорт — 299,3 млн дол. США, импорт — 974,1 млн дол. США, т. е. импорт в 3,25 раза превысил экспорт).

Следующей особенностью является то, что в белорусском экспорте машиностроительной продукции доля новейших и передовых технологий, способствующих экономическому росту, невысока и оказывается значительно ниже, чем доля средних и низких технологий.

Кроме того, обеспечение экспорта машиностроительной продукции Беларуси осуществляется в условиях системных вызовов, с которыми столкнулась Республика в 2006–2011 годах:

1. Возрастание глобальной конкуренции на рынках товаров (услуг), капиталов, технологий. Продолжает возрастать конкуренция при экспорте сложнотехнической продукции и ее выдавливание с традиционных рынков (прежде всего России) в связи с развитием собственных аналогичных производств в отдельных странах на основе привлечения иностранных инвестиций и применением протекционизма.

2. Ужесточение условий доступа к сырьевым, энергетическим, водным и продовольственным ресурсам, а также транспортным коридорам. За последние годы существенно выросли цены на импортируемые республикой энергоносители, в частности на природный газ, поставляемый из России. Продолжается изменение системы транспортировки ресурсов в Европе и в первую очередь за счет строительства новых нефте- и газопроводов, терминалов сжиженного газа, включая российские нефтепровод Балтийская трубопроводная система-2 и газопровод «Северный поток».

3. Формирование новой технологической базы экономического роста, основанной на использовании новейших научных достижений, в том числе в области био- и нанотехнологий, нового поколения информационных технологий.

4. Возрастание роли транснациональных  корпораций (ТНК), которые в настоящее  время контролируют около 2/3 объема  международной торговли товарами  и услугами, причем до 40 процентов  ее приходится на внутрикорпоративный обмен. Производители, не включенные в структуру ТНК, в долгосрочной перспективе теряют свою конкурентоспособность на фоне агрессивных стратегий ТНК по завоеванию международных рынков.

Данные особенности современного этапа развития мировой экономики оказали влияние на ситуацию с экспортом машиностроительной продукции.

Важными, недавно появившимися тенденциями в изменении экспорта являются: рост экспорта услуг, в первую очередь путем создания инновационных структур, ориентированных на экспорт инжиниринговых, научных и консалтинговых услуг; создание сборочных производств белорусских экспорто-ориентированных компаний за рубежом; повышение наукоемкости машиностроительной продукции.




Информация о работе Особенности экспорта основных товаров Беларуси (продукция машиностроения)