Особые экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования предопределена самим процессом развития особых экономических зон.
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 ОЭЗ. В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г), под особой зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.2 РАЗНОВИДНОСТИ ОЭЗ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЭЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 ОЭЗ В ГАНЕ
2.2 ОЭЗ В КИТАЕ
2.3 ОЭЗ В ИСПАНИИ
ГЛАВА 3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ
3.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
3.3 УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Эсобые экономические зоны КУРСАЧ Нац Экономика.rtf

— 419.48 Кб (Скачать файл)

Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов ОЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов.

2.3 ОЭЗ в Испании

 

Рассматривая структуру и деятельность свободных экономических зон в Испании, насчитывающую не один десяток лет, можно выделить основные принципы при их создании1:

Все ОЭЗ расположены в районах крупных портовых городов, являющихся перекрестком оживленных морских транспортных и пассажирских путей, соединяющих страны Европы, Ближнего и Среднего Востока и Африки.

Как правило, все ОЭЗ - многопрофильны, т.е. располагают помимо традиционных "свободных таможенных зон" и "свободных складов", коммерческими центрами или зонами свободной торговли, а также промышленными полигонами;

Деятельностью в ОЭЗ руководит консорциум предприятий и фирм, расположенных в ОЭЗ, который определяет стратегию развития ОЭЗ и условия деятельности на ее территории;

Основной задачей ОЭЗ является всемирное содействие развитию экспорта испанских товаров, создание новых рабочих мест.

В Испании созданы и функционируют четыре экономические зоны, имеющие различные таможенные, налоговые и экономические льготы, позволяющие определить их статус как "свободные экономические зоны (ОЭЗ)". Это территории в крупных портовых городах - в г. Барселоне на побережье Средиземного моря; в г. Кадис и г. Виго на Атлантическом побережье Испании и на Канарских островах.

Самой крупной из них является - ОЭЗ Барселона (Zona Franca de Barcelona), включающая в себя промышленный полигон, "свободный склад" и "зону свободной торговли". Для управления этим комплексом был создан консорциум ОЭЗ Барселоны.

Промышленный полигон, расположенный в Таррагоне (пригород Барселоны), по насыщенности промышленными предприятиями является крупнейшим во всей Каталонии и располагает одной из лучших инфраструктур. По своему расположению этот промышленный полигон является узлом основных коммуникационных структур: он имеет прямой доступ к главным автострадам Испании и Европы, располагает товарной станцией и железнодорожным контейнерным терминалом на самом полигоне, и кроме того, располагается в 7 километрах от морского порта Таррагона и в 7 километрах от аэропорта Реус. С учетом этих обстоятельств к промышленному полигону проявляет большой интерес как национальные, так и международные компании и фирмы. В частности, концерн "Фольксваген", владеющий испанской автомобилестроительной фирмой "Сеат", намерен использовать преимущества промышленного полигона ОЭЗ для расширения своего производства.

Руководство консорциума ОЭЗ строит свою политику с учетом планов развития производства, осуществляемых компаниями, арендующими землю в ОЭЗ.

"Свободный склад" в районе Таррагоны начал функционировать в 1993 году и за два месяца (сентябрь-октябрь) в нем было обработано только 22,5 тонн различных грузов. Уже через год за эти же месяцы было обработано 791 тонна, что составило рост на 3415%. По мнению руководства консорциума, среди среднесрочных проектов развития ОЭЗ деятельность "свободного склада" в Таррагоне представляет для них большой интерес.

Кроме "свободного склада" в ОЭЗ Барселона действует "зона свободной торговли (ЗСТ)", через которую осуществляется как транзит, так экспорт различных товаров. В течение года через нее проходит свыше 200.000 тонн грузов, которые занимают в среднем около 85% площади, отведенной под "ЗСТ". Оборот транзитных грузов вырос на 32%, количество оформленных экспортных грузов увеличилось на 122% и на 37,1% - импортируемых.

Консорциум ОЭЗ Барселоны наряду с управлением деятельностью непосредственно "свободных экономических подзон" и предоставлением в аренду предприятиям и фирмам земли, находящейся в границах ОЭЗ Барселоны, принимает участие в реализации проектов, выходящих за рамки деятельности ОЭЗ.

Так консорциум совместно с известной французской фирмой "Континент" в 1995 году построил в центре Барселоны крупный торговый центр.

 

Глава 3. Особые экономические зоны России

3.1 Особенности особых экономических зон России

 

Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км.

Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

3.2 Классификация особых экономических зон

 

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям:

Зона свободной торговли

Промышленно-производственная зона

Технико-внедренческая зона

Сервисная зона

Комплексная зона

В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

По степени интеграции в экономику:

Зоны, интегрированные в национальную экономику

Анклавные (изолированные) зоны

По системам льгот:

Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%) [1]

Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

3.3 Условия создания и функционирования ОЭЗ

 

В ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России: никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования.

На территории ОЭЗ не допускается:

Добыча и переработка полезных ископаемых;

Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;

развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:

Дубна,

Зеленоград,

Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона "Нойдорф"),

Томск;

две промышленно-производственные зоны в городах:

Елабуга,

Липецк - ОЭЗ "Липецк".

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа:

ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;

в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;

в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;

в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;

в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;

в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;

в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;

В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.

Заключение

 

Эффективная реализация такой формы экономического взаимодействия с остальным миром как особая экономическая зона может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области ОЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ;

организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры ОЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания ОЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в ОЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы особых экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

В РФ создано шесть ОЭЗ - четыре технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге, Зеленограде, подмосковной Дубне и Томске, ОЭЗ промышленно-производственного типа - в Липецке и Елабуге. Еще есть семь зон туристско-рекреационного типа.

Закон об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года, предусматривает ряд льгот для резидентов этих зон. Резиденты промышленно-производственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для технико-внедренческих ОЭЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%. Уже зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.

Информация о работе Особые экономические зоны