Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:48, творческая работа

Краткое описание

Показаны особенности функционирования таких инвестиционных проектов, как особые экономические зоны. Сформулированы главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью особых экономических зон в России на современном этапе.
В условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны
К инвестиционным проектам, направленным на развитие экономики, можно отнести особые экономические зоны
Создание особых экономических зон является одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику

Вложенные файлы: 1 файл

Особые экономические зоны в России.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы

Юрий Сидоренко 
доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической информатики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

   

Александр Клепиков 
ассистент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

   

Показаны особенности функционирования таких инвестиционных проектов, как особые экономические зоны. Сформулированы главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью особых экономических зон в России на современном этапе.

  • В условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны
  • К инвестиционным проектам, направленным на развитие экономики, можно отнести особые экономические зоны
  • Создание особых экономических зон является одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику

В современных условиях развития страны, когда перед национальной экономикой стоит задача серьезного увеличения валового внутреннего продукта, вопросы создания и развития инфраструктур, содействующих вовлечению результатов научных исследований и разработок в хозяйственную деятельность приобретают все большее значение. Одним из важнейших средств решения этой задачи является стратегическое партнерство государства, бизнес-сообщества, науки и общества с целью формирования единой, целостной системы интегрированного взаимодействия, которая должна обеспечивать повышение уровня инновационной активности субъектов инвестиционного рынка. При этом особая роль отводится созданию и развитию особых экономических зон (ОЭЗ), позволяющих стимулировать бизнес-сообщества, осуществлять инновации и выпуск конкурентоспособной новой продукции, а также применять более эффективные новые или модифицированные технологии, что в конечном счете снижает отток капитала из страны.

Сегодня в условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны. Необходимо добиться коренного перелома в динамике изобретательской активности и использовании отечественных изобретений в радикальных инновациях. В связи с этим научные исследования, направленные на управление предприятием в условиях ОЭЗ, актуальны и оправданны [1].

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения относительно определения и типологии ОЭЗ. В мировой практике существует около 25 их разновидностей, среди которых наиболее распространенными являются:

  • таможенные зоны;
  • свободные таможенные зоны;
  • СЭЗ;
  • зоны свободной торговли;
  • внешнеторговые зоны;
  • беспошлинные экспортно-производственные зоны;
  • свободные экспортные зоны;
  • свободные экспортно-производственные зоны;
  • свободные производственные зоны;
  • зоны экономического благоприятствования;
  • промышленные экспортно-ориентированные зоны;
  • свободные промышленные зоны;
  • предпринимательские зоны;
  • зоны совместного предпринимательства;
  • зоны технико-экономического развития;
  • зоны развития новой и высокой технологии;
  • технико-внедренческие зоны;
  • научно-промышленные парки;
  • офшорные зоны;
  • международный офшорный финансовый центр;
  • свободные банковские зоны;
  • эколого-экономические регионы;
  • открытые районы;
  • туристские центры;
  • эколого-экономические регионы.

Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, ОЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей [1].

Классификацию ОЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям:

  • по характеру деятельности или функциональному предназначению;
  • по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;
  • по отраслевому признаку;
  • по характеру собственности.

Сложившаяся в России инфраструктура не в состоянии обеспечить решение задач экономического роста страны теми темпами, которые позволяет достигнуть складывающаяся экономическая ситуация во многих ее регионах. Следует отметить, что существует настоятельная потребность в ускоренном решении проблем, сдерживающих развитие производственной инфраструктуры.

По результатам мониторинга перспективных инвестиционных проектов частных компаний в регионах Российской Федерации (более 600 млрд долл. США инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что в 90% случаев основным ограничением реализации проекта является недостаточное развитие инфраструктуры [2].

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиты внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов:

  • льготного кредитования и налогообложения;
  • предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства;
  • предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам;
  • государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки;
  • предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме организации ОЭЗ.

В 1960–70-е годы, когда в мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению [3].

Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые согласно национальному таможенному законодательству применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.

Термины «свободная экономическая зона», «офшор», «особая экономическая зона», другие, подобные им, давно вошли в деловой лексикон, однако ясное представление об этих весьма специфических явлениях и о предоставляемых ими возможностях встречается крайне редко.

В истории постсоветской России первые такие зоны возникли еще в 1990-х годах и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил хаотично и бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними. Всего в России к лету 2005 г. насчитывалось 24 специальные экономические зоны, действовавшие на основании постоянно меняющихся подзаконных актов [4].

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом и с уверенностью можно сделать вывод, что с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало новой волны ОЭЗ связано прежде всего с принятием двух базовых законодательных актов – Федерального закона от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими законами заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России, сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот.

Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух – в Калининградской и Магаданской областях. В конце ноября 2005 г. в результате конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития России на основе нового Закона, определились еще шесть особых экономических зон – в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

Второй этап конкурсного отбора был проведен в 2007 г. Кроме того, сейчас в рамках проекта ОЭЗ активно набирает обороты такая форма, как портовые и туристско-рекреационные в ряде регионов России [5].

По мнению ведущих экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие ОЭЗ и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых «горячих» вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы, особенно учитывая постоянно увеличивающийся административный пресс со стороны государственных органов на иных территориях страны [3].

Создание особых экономических зон, являясь одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, как правило, преследует цели:

  • расширить экспортно-импортные операции;
  • установить более открытые отношения с мировым рынком;
  • развивать новые технику и технологии;
  • внедрять инновации в производство.

В отдельных проектах основной задачей ОЭЗ выступает оживление экономики депрессивного региона за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории.

В настоящее время в России сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает свыше 50 нормативно-правовых актов. Создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.

Сегодня на территории уже созданных ОЭЗ зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций на данный момент составил свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан.

Первая полноценная промышленно-производственная ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан была официально открыта в ноябре 2007 г., причем с уже действующими заводами, таможней, административно-деловым центром и системой администрирования «одного окна». Основная специализация ОЭЗ «Елабуга» – производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическая и нефтехимическая промышленность, обрабатывающая промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и др.

В 2008 г. была открыта вторая промышленно-производственная зона в Липецкой области. Также активно ведется проектирование и строительство технико-внедренческих зон. Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, то к настоящему времени разработаны концепции пяти таких зон, по двум (на озере Байкал) концепции были разработаны еще в марте 2008 г. Начало эксплуатации ТРЗ запланировано на 2012 г.

Информация о работе Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы