Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:48, творческая работа
Показаны особенности функционирования таких инвестиционных проектов, как особые экономические зоны. Сформулированы главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью особых экономических зон в России на современном этапе.
В условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны
К инвестиционным проектам, направленным на развитие экономики, можно отнести особые экономические зоны
Создание особых экономических зон является одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику
Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы
|
Юрий Сидоренко |
|
Александр Клепиков |
Показаны особенности функционирования таких инвестиционных проектов, как особые экономические зоны. Сформулированы главные проблемы, связанные с созданием и деятельностью особых экономических зон в России на современном этапе.
В современных условиях развития страны, когда перед национальной экономикой стоит задача серьезного увеличения валового внутреннего продукта, вопросы создания и развития инфраструктур, содействующих вовлечению результатов научных исследований и разработок в хозяйственную деятельность приобретают все большее значение. Одним из важнейших средств решения этой задачи является стратегическое партнерство государства, бизнес-сообщества, науки и общества с целью формирования единой, целостной системы интегрированного взаимодействия, которая должна обеспечивать повышение уровня инновационной активности субъектов инвестиционного рынка. При этом особая роль отводится созданию и развитию особых экономических зон (ОЭЗ), позволяющих стимулировать бизнес-сообщества, осуществлять инновации и выпуск конкурентоспособной новой продукции, а также применять более эффективные новые или модифицированные технологии, что в конечном счете снижает отток капитала из страны.
Сегодня в условиях инновационной экономики для создания научной базы инновационного прорыва требуются радикальные изменения в структуре научного потенциала страны. Необходимо добиться коренного перелома в динамике изобретательской активности и использовании отечественных изобретений в радикальных инновациях. В связи с этим научные исследования, направленные на управление предприятием в условиях ОЭЗ, актуальны и оправданны [1].
В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения относительно определения и типологии ОЭЗ. В мировой практике существует около 25 их разновидностей, среди которых наиболее распространенными являются:
Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, ОЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: под ОЭЗ следует понимать часть национальной территории, (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей [1].
Классификацию ОЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям:
Сложившаяся в России инфраструктура не в состоянии обеспечить решение задач экономического роста страны теми темпами, которые позволяет достигнуть складывающаяся экономическая ситуация во многих ее регионах. Следует отметить, что существует настоятельная потребность в ускоренном решении проблем, сдерживающих развитие производственной инфраструктуры.
По результатам мониторинга перспективных инвестиционных проектов частных компаний в регионах Российской Федерации (более 600 млрд долл. США инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что в 90% случаев основным ограничением реализации проекта является недостаточное развитие инфраструктуры [2].
Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиты внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов:
Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме организации ОЭЗ.
В 1960–70-е годы, когда в мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению [3].
Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые согласно национальному таможенному законодательству применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.
Термины «свободная экономическая зона», «офшор», «особая экономическая зона», другие, подобные им, давно вошли в деловой лексикон, однако ясное представление об этих весьма специфических явлениях и о предоставляемых ими возможностях встречается крайне редко.
В истории постсоветской России первые такие зоны возникли еще в 1990-х годах и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил хаотично и бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними. Всего в России к лету 2005 г. насчитывалось 24 специальные экономические зоны, действовавшие на основании постоянно меняющихся подзаконных актов [4].
Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом и с уверенностью можно сделать вывод, что с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало новой волны ОЭЗ связано прежде всего с принятием двух базовых законодательных актов – Федерального закона от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими законами заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России, сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот.
Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух – в Калининградской и Магаданской областях. В конце ноября 2005 г. в результате конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития России на основе нового Закона, определились еще шесть особых экономических зон – в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.
Второй этап конкурсного отбора был проведен в 2007 г. Кроме того, сейчас в рамках проекта ОЭЗ активно набирает обороты такая форма, как портовые и туристско-рекреационные в ряде регионов России [5].
По мнению ведущих экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие ОЭЗ и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых «горячих» вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы, особенно учитывая постоянно увеличивающийся административный пресс со стороны государственных органов на иных территориях страны [3].
Создание особых экономических зон, являясь одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, как правило, преследует цели:
В отдельных проектах основной задачей ОЭЗ выступает оживление экономики депрессивного региона за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории.
В настоящее время в России сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает свыше 50 нормативно-правовых актов. Создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ.
Сегодня на территории уже созданных ОЭЗ зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций на данный момент составил свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан.
Первая полноценная промышленно-производственная ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан была официально открыта в ноябре 2007 г., причем с уже действующими заводами, таможней, административно-деловым центром и системой администрирования «одного окна». Основная специализация ОЭЗ «Елабуга» – производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическая и нефтехимическая промышленность, обрабатывающая промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели и др.
В 2008 г. была открыта вторая промышленно-производственная зона в Липецкой области. Также активно ведется проектирование и строительство технико-внедренческих зон. Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, то к настоящему времени разработаны концепции пяти таких зон, по двум (на озере Байкал) концепции были разработаны еще в марте 2008 г. Начало эксплуатации ТРЗ запланировано на 2012 г.
Информация о работе Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы