Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:41, реферат
Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Нынешняя ситуация в России характеризуется деформацией структуры производства общественных благ. Это требует решения проблем значимости и результативности функционирования рынка общественных благ. С развитием общества роль общественных благ динамично возрастает.
В связи с этим увеличивается необходимость исследования проблем функционального роста общественных благ.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава І.Аналитическая часть
1.1 Основные черты переходной экономики…………………………………………4
1.2 Экономические блага………………………………………………………………
Глава ІІ. Теоретическая часть
2.1. Понятие общественного блага……………………………………………………
2.2. Классификация общественных благ и их особенности………………………...
2.3 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства……………………………………………………………………………
Глава ІІІ. Практическая часть
3.1. Пути повышения эффективности общественных благ………………………
3.2. Общественные блага в российской экономике………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия
имени В. А. Дегтярёва»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Экономика общественного сектора
«Отличительные особенности смешанных общественных благ в переходной экономике»
Т.В.Жариновой
Преподаватель:
В. В. Киндалов
Ковров 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава І. Аналитическая часть
Глава ІІ. Теоретическая часть
2.1. Понятие
общественного блага……………………………
2.2. Классификация общественных благ и их особенности………………………...
2.3 Способы предоставления
общественных благ: возможности рынка
и государства…………………………………………………
Глава ІІІ. Практическая часть
3.1. Пути повышения эффективности общественных благ………………………
3.2. Общественные блага в российской экономике ………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Нынешняя ситуация в России характеризуется деформацией структуры производства общественных благ. Это требует решения проблем значимости и результативности функционирования рынка общественных благ. С развитием общества роль общественных благ динамично возрастает.
В связи с этим увеличивается необходимость исследования проблем функционального роста общественных благ.
Процессы, протекающие в российской экономике, оказывают серьезное влияние на систему экономических отношений всех субъектов экономики. Появляются новые взаимоотношения в системе воспроизводства общественных благ, что предполагает исследование их места в современной экономике. Надо отметить, что недооценка этого сектора экономики напрямую сказывается на снижении эффективности функционирования всех её сфер.
Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально- ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода.
Угроза международного терроризма и политическая нестабильность побуждают акцентировать внимание на таком общественном благе как безопасность.
Надо учитывать, что рыночная экономика и частный сектор не в состоянии производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капитал затраты, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.
Целью моей работы является рассмотрение теоретических основ функционирования рынка общественных благ в современной экономике.
В соответствии с этой целью в работе ставились и решались следующие задачи: определить понятие «общественные блага», изучить их классификацию, определить основные механизмы предоставления общественных благ.
1.1Основные черты переходной экономики
Начало преобразований в России было связанно с распадом СССР. Бывшие республики Советского Союза выступили за политическую независимость. Поэтому выход для России был в провозглашении экономической независимости и самостоятельности в проведении реформ, то-есть стабилизация и реформистская политика в условиях формирования институтов национальной государственности. Это обусловило следующие особенности переходной экономики России:
1) Необходимость первоочередного
формирования институтов
2) Неразвитость рыночной
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.2
1. С точки зрения вещной формы, блага можно разделить: на материальные и нематериальные, или осязаемые и неосязаемые. К первым, например можно отнести дом, воду, цветы, а ко второй группе относятся главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет на самолете.
2. С функциональной точки зрения,
блага делятся на две большие
группы: потребительские блага и
блага производственного
3. Среди благ выделяют: взаимозаменяемые (субституты): масло – маргарин, поезд – автомобиль; взаимодополняемые (комплементарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотоплёнка.
4. Благами могут быть и вещи,
и свойства вещей, и нематериальные
услуги. Одни из потребляемых
благ имеются в более или
менее неограниченном
Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножения чисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являются настоящими.
Из них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные блага - потребительские.
Из них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага - недолговременные, в том числе разового пользования, включая продукты питания.
С социально-экономической точки зрения все экономические блага подразделяются на известные общественные и частные (с аналитической точки зрения смешанными и другими производными благами можно пренебречь). Общественные блага создаются исключительно под общественным (государственным) контролем и в интересах всего общества. Известно, что это товары и услуги, обеспечивающие национальную оборону, охрану правопорядка, государственное управление, фундаментальную науку и т.д. Отсутствие гарантий получения экономической прибыли и иной коммерческой выгоды делает проекты производства общественных товаров явно непривлекательными для частных инвесторов.
Что же касается частных благ, предназначенных для индивидуального потребления и полностью исчезающих в его результате, то способ труда и способ присвоения этих благ может быть как общим, так и частным.3
2.1 Понятие Общественного блага
В многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом. В экономической теории многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг4
Для большинства смешанных
Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению не соперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля.5
Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как не соперничество.
Классификация общественных благ и их особенности
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
Информация о работе Отличительные особенности смешанных общественных благ в переходной экономике