Отношение собственности как фактор экономического поведения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы- изучение и рассмотрение отношений собственности, как фактора экономического поведения в России.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность собственности в современной России;
- проанализировать отношения собственности в рыночной экономике;
- показать трансформацию прав собственности в России;
- дать понятие отношения собственности;
- рассмотреть собственность как экономическую и правовую категорию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вся инст.эк..docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Законом были определены следующие  способы приватизации: купля-продажа  предприятий по конкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после  их преобразования в акционерные  общества. Сложившаяся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапе приватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, в качестве средства платежа раздали приватизационные чеки - ваучеры. Население России получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:

    • для подписки на акции своего предприятия (почти 26 млн чеков);
    • для участия в чековом аукционе;
    • для покупки акции чекового инвестиционного фонда (60 млн чеков);

- для продажи (приблизительно  четверть всех ваучеров была продана).

Для выбора метода приватизации всероссийские предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные - преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее - ОАО). Интересы государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции», предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии решений собранием акционеров) .

В ходе российской приватизации были использованы три варианта акционирования, право выбора которых предоставлялось  трудовым коллективам. По первому варианту трудовому коллективу безвозмездно передавалось 25 % привилегированных  акций, но на сумму не более 20 минимальных  размеров месячной заработной платы  на одного работника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных  размеров месячной заработной платы  на одного работника, продавалось трудовому  коллективу со скидкой 30% от номинальной  стоимости и рассрочкой на три  года, а 5 % акций по номинальной стоимости  продавалось руководителям предприятия. Первый вариант был выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При его использовании около 60% акций оставалось в распоряжении государства, некоторая часть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки, другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаев государство оставило за собой пакет, достаточный для полного контроля над предприятием.

Второй вариант давал  трудовым коллективам возможность  приобрести по закрытой подписке 51 % от уставного капитала по цене, близкой  к номиналу, оставшаяся часть акций  переходила в распоряжение государства, в том числе для продажи  на аукционах. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем  на 5 % акций от уставного капитала. Данный вариант приватизации использовался  на предприятиях с невысокой капиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового коллектива, получающего максимальную, по сравнению  с другими вариантами, долю акций, и руководства предприятий, получающего  возможность фактически контролировать предприятие.

По третьему варианту предусматривалось  создание инициативной группы, заключающей  договор на недопущение банкротства  предприятия, по окончанию которого членам группы предоставлялось право  на приобретение 20% обыкновенных акций.

Ваучерная приватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992-1997 гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованного имущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе [12 ].

Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, по отношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, а также к компаниям с закрепленными в государственной собственности или остаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий, приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем в период массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон о приватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Все государственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.

В результате приватизации к 2004 г. доля государственных предприятий в общем числе предприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся к государственной собственности пакетов акций крайне скудна. Поданным Российского фонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций, из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 % акций, 1/3 - пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55 компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственности Российской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерных обществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности 284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»).

Приватизация является очень  важным, но лишь элементом в преобразовании экономической системы. Чтобы трансформация  собственности привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частной  собственности на факторы производства.

Таким образом, в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.

 

 

3.2 Изменение экономических  функций государства при 

      переходе к рынку

 

Начало переходного периода  характеризуется сменой государственного строя и глубокими реформами  всех социально-экономических институтов, т. е. институциональной трансформацией. Институциональная трансформация  состоит в создании рыночных институтов, важнейшими из которых являются: правовая структура с соответствующими законами, судами, кадрами юристов и системой мер, обеспечивающей соблюдение законодательства; кодифицированные права собственности, торговый, гражданский и налоговый  кодексы; банковская система, охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, бухгалтерские, финансовые, страховые  и рекламные фирмы и др.

Институциональная трансформация  подразделяется на два этапа:

- формирование рыночных отношений;

- корректировка несовершенства рыночных отношений.

Наиболее простой формой институциональной трансформации, направленной на формирование рыночных отношений, является либерализация - отмена ограничений и запретов, относящихся к хозяйственной деятельности. Либерализация означает уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и переход от преимущественно административных способов государственного регулирования к экономическим. Но значение государственного воздействия на экономику при этом не уменьшается, а возрастает, так как проводимые преобразования сопровождаются негативными явлениями в экономике, преодолеть которые возможно только при участии властных структур [13 ].

Рыночные преобразования в России начались с разрушения командно-административной системы управления: были отменены плановые задания по выпуску и  сбыту продукции, предприятиям была предоставлена свобода в установлении цен (либерализация цен), выборе поставщиков  и покупателей, в выходе на внешний  рынок и т. д. Административное воздействие  сохранилось в сфере установления тарифов на продукцию естественных монополий и контроля цен на социально  значимую продукцию, регулирования  внешнеэкономической деятельности (квотирование, лицензирование и пр.).

Либерализация внешнеэкономической  деятельности основывается на Постановлении  Совета Министров СССР № 203 от 7 марта 1989 года, которым прежде всего было расширено число участников внешнеэкономической  деятельности. Право выхода на внешний  рынок получили «все предприятия, организации  и объединения, независимо от форм собственности, ведомственной и территориальной  принадлежности», прошедшие соответствующую  процедуру регистрации и выполняющие  принятые нормы и правила. Для  всех экономических субъектов были установлены единые и четкие «правила игры», которые позволили сочетать необходимый госконтроль и регулирование  со свободой действий участников внешнеэкономических  связей. Эти правила включали четыре условия, выполнение которых давало предприятию право осуществления  внешнеторговых или иных внешнеэкономических  сделок:

- обязательную регистрацию предприятия как участника внешнеэкономической деятельности с выдачей ему специального удостоверения (в настоящее время отменено);

-   оформление грузовой таможенной декларации на ввозимый или вывозимый товар и уплату предусмотренных сборов и платежей;

-       лицензирование экспортно-импортных операций;

-  систему «мер оперативного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», в том числе систему санкций для недобросовестных участников ВЭД и возможность для государства издавать соответствующие нормативные акты по отдельным направлениям или вопросам регулирования ВЭД [14 ].

В результате уже на 1 января 1990 года число субъектов внешнеэкономической  деятельности (вместе с совместными  предприятиями, развитие которых шло  параллельно также с середины 1980-х) составило несколько тысяч, что резко контрастировало с  аналогичными дореформенными показателями. Либерализация внешнеэкономической  деятельности обеспечила реальную открытость экономики, ее интеграцию в мирохозяйственные  связи и согласование динамики роста  с общим циклом мирового экономического развития. Под открытостью экономики  понимается полноценное участие  субъектов национальной экономики  в мирохозяйственных связях, обеспечиваемое соответствующей экономической  средой.

Новая система принципов  государственного управления и регулирования  внешнеэкономической деятельности оказалась очень жизнеспособной благодаря своей четкости и лаконичности, и, несмотря на все произошедшие в  стране с 1989 года изменения, она и  сегодня остается базой государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в Российской Федерации.

В ходе либерализации были преобразованы институты государственного регулирования: ликвидированы отраслевые министерства и ведомства и ограничены их функции. Образованы новые структуры: ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию, комиссия по неплатежам, Федеральная служба по несостоятельности  и финансовому оздоровлению, фонд государственного имущества, комиссия по ценным бумагам, налоговая служба и налоговая полиция, таможенный комитет, фондовые и товарные биржи. Правительство России теперь имеет  не отраслевую, как в СССР, а функциональную структуру, его члены отвечают за отдельные направления экономических реформ: экономика, реформа социального сектора, жилищная и строительная политика, правоохранительная деятельность и т. д.

Цели экономической политики государства - долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные - определяются экономическим положением страны на каждый момент времени и стоящими перед ней перспективами. На первом этапе реформ они определялись необходимостью отказа от директивного планирования производства и распределения продукции, возрождения в полном объеме товарно-денежных отношений, насыщения потребительского рынка [15 ] .

Стратегическими целями экономической, политики на следующих этапах являются:

    • достижение устойчивого экономического роста;

развитие и поощрение  конкуренции, увеличение темпов роста инвестиций;

    • осуществление дальнейших институциональных преобразований;
    • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
    • рост доходов и потребления населения.

Дальнейшая тактика реформ предусматривает решение задач, соответствующих указанным целям:

удержание темпов инфляции на уровне 5-8% в год, устранение дефицита госбюджета;

-  структурную реформу и реформу предприятий;

-  реформу социальной  сферы;

-  привлечение инвестиций;

-  прекращение долларизации экономики и утечки капитала;

- укрепление экономических и финансовых позиций субъектов РФ,

Отраслевая структура  промышленности в России сложилась  в период функционирования централизованной экономической системы и характеризовалась преобладанием отраслей подразделения общественного воспроизводства. Так, в промышленности Ростовской области доля производства средств производства достигала в 1993 г. 73%. Такой характер отраслевой и воспроизводственной структур обусловили глубину трансформационного спада в экономике, наступившего в начальный период рыночных преобразований. Были утеряны устойчивые рынки сбыта продукции машиностроительных отраслей, резко сократился госзаказ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Предприятия легкой промышленности, использовавшие устаревшие технологии, оказались неконкурентоспособными в условиях насыщения рынка импортными товарами. В Ростовской области падение производства в промышленности достигло максимального уровня в 1997 г. - 72 % по сравнению с 1990 г., тогда как в промышленности РФ в целом около 50%. При этом наибольшая глубина падения отмечена в химической и нефтехимической промышленности - на 89,2 %, в легкой промышленности - на 88,7%, в машиностроении и металлообработке - на 81,4%. На 3/4 оказалось сокращено производство на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на 2/з в промышленности строительных материалов, почти па 70 % в черной и цветной металлургии и пищевой промышленности, почти наполовину - втопливной промышленности. Наименьшее падение производства зафиксировано в электроэнергетике - на 16,1 %.

Информация о работе Отношение собственности как фактор экономического поведения в России