Отношения между Россией и клубами кредиторов: парижским и лонданским

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:28, реферат

Краткое описание

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ  РОССИЕЙ И КЛУБАМИ КРЕДИТОРОВ: ПАРИЖСКИМ И ЛОНДОНСКИМ

 

 

Содержание

 

 

Введение

парижский лондонский клуб кредитор

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов - это неформальное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.

Парижский клуб более  влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:

- выдача кредитов развивающимся  странам

- реструктуризация уже  имеющейся задолженности.

Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель  обязательств может принять участие  в заседании при пересмотре условия  погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:

1.Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

2. Проведение должником определенной экономической политики.

3.Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно нс только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация  зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для  ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

  1. Индивидуальный подход к каждой стране-должнику.
  2. Обусловленность пересмотра погашения долга.
  3. Равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.
  4. Отсутствие постоянного председателя или секретариата.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур по пересмотру долга.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотеть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;
  • исследовать историю и преспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Предметом исследования курсовой работы являются международные  кредитные отношения. Объект исследования – развитие взаимоотношений России с клубами кредиторов.

 

Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов

1.1 Основные принципы работы Парижского клуба

 

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы1.

Особенность структурной  организации Парижского Клуба состоит  в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного  чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский  Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое  государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым  может потребоваться пересмотр  условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском  Клубе следует назвать Международный  Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются  и вопросы погашения долгов и  России как кредитору, а также  самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы  придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения  бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в  отношении условий погашения  долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами2.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый  перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех  городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.[1]

Торонтские условия: При  этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы  долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной  части пересмотреть условия погашения  по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного  периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются  по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей  по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую  из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет3.

Хьюстонские условия: До 1990 года беднейшие из стран со средним  уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных  условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят  в следующем:

-  срок погашения  коммерческих кредитов увеличен  до 15 лет, при этом льготный  срок - 8 лет;

-  срок погашения  кредитов, предоставленных в рамках  программы официального содействия  развитию, увеличен до 20 лет, льготный  период - 10 лет;

- было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия  развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и  соответствующие критерии о пересмотре долга:

- годовой доход не  должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;

- соотношение суммы  кредиторам Парижского клуба  и суммы долга коммерческим  кредиторам должно составлять  не менее 1,5;

-  установленные показатели  масштаба задолженности: сумма  долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские и Лондонские условия:

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

- аннулирование 50% долга  и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;

- реструктурирование  долга с применением льготных  процентных ставок на 23 года без  льготного периода;

- реструктурирование  долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;

- реструктурирование  обязательств по обслуживанию  кредитов, предоставленных в порядке  официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным  периодом4.

В Парижском клубе  проводятся прямые переговоры между страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.

Решения в Парижском  клубе принимаются на основе консенсуса, т.е. предлагаемое решение должно устраивать представителей всех стран-кредиторов. Вырабатывается общее предложение, и председательствующий передает и разъясняет его условия представителю страны-должника. Как правило, представитель страны-должника выдвигает встречное предложение, настаивая на сближении условий кредиторов с положениями первоначальной просьбы. Эта процедура может повторяться несколько раз, и ее длительность определяется масштабами требуемых уступок и настойчивостью должника в достижении максимально выгодных условий5.

 

Механизм деятельности Парижского клуба

В Парижском клубе  проводятся прямые переговоры между  страной-должником, которую представляют министр финансов или председатель Центрального банка, и ее кредиторами (страны-кредиторы представляют официальные  лица из министерства финансов, экономики или иностранных дел). Представители МВФ, МБРР, региональных банков развития (Азиатского банка развития, Межамериканского банка развития и др.) и ЮНКТАД участвуют в переговорах в качестве наблюдателей.

Сразу после открытия переговоров слово предоставляется представителю страны должника, который выступает с докладом об экономической и финансовой политике страны и излагает просьбу об отсрочке платежей по погашению долга. Затем выступают представители МВФ, МБРР и ЮНКТАД. В докладе МВФ основное внимание уделяется перспективам платежного баланса страны, в частности, прогнозам относительно финансирования предлагаемой экономической программы; представитель Всемирного банка анализирует перспективы долгосрочного развития страны и подчеркивает необходимость структурных преобразований. Далее представители стран-кредиторов задают вопросы представителям страны-должника и финансовых организаций о намечаемых экономических и финансовых показателях предлагаемой программы, о мерах по ее осуществлению и о тех или иных аспектах просьбы об отсрочке платежей по погашению долга. Затем представители стран-кредиторов проводят закрытое заседание без участия делегации страны-должника.

Информация о работе Отношения между Россией и клубами кредиторов: парижским и лонданским