Отношения между людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:56, лекция

Краткое описание

Относительная редкость – ситуация, при которой экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всех экономических потребностей отдельно взятого человека и общества в целом. Общество не в состоянии произвести и удовлетворить потребности и вынуждено выбирать что, как (интенсивное или экстенсивное) и для кого производить. Интенсивное производство – основано на качественном производстве имеющихся ресурсов. Экстенсивное производство – основано на количественном использовании ресурсов.

Содержание

Предмет и методы.
Основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом и возможные механизмы их решения.
Альтернативные экономические системы.
Экономические ресурсы и платы за них
Категория «редкость экономических ресурсов».
Проблема выбора в экономической жизни (модель - кривая производственных возможностей).
Практическое применение кривой произодственных возможностей, понятие альтернативной стоимости.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomika_Lektsii.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

Достоинства рынка:

  1. Рынок существует и развивается благодаря наличию внутренних экономических механизмов.
  2. Рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов.
  3. Рынок приспосабливается к запросам потребителей.
  4. Рынок обеспечивает конкурентность производителям, в результате чего происходит снижение цен.
  5. На основании действия конкурентной борьбы происходит развитие научно-технического прогресса.
  6. ! Рынок создаёт условия рассеивания экономической и политической власти, т.е. не даёт возможности сосредоточения власти в одних руках. Это, в свою очередь, создаёт основу для развития демократии.

Недостатки рынка:

  1. Рынок развивается как сложная экономическая система, которая подвержена циклическому развитию. Это значит, что рынку присущи такие моменты, как дифференциация общества, нестабильное состояние, т.е. наличие безработицы и инфляции.
  2. Рынок приводит к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности в обществе.
  3. Рынок имеет тенденцию к монополизации, т.е. к объединению капиталов производителей. Это, в свою очередь, снижает роль конкуренции и приводит к повышению цен.

 

 

Основы теории спроса и предложения.

Производители и потребители действуют  в условиях объективных экономических законов.

 

Вопросы:

  1. Спрос (D). Закон спроса. Факторы спроса. Кривая спроса.
  2. Предложение (S). Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения.
  3. Равновесие на рынке. Законы рыночного равновесия.

 

На рынке – микроэкономика – потребитель и производитель.

На потребителя действует закон  спроса. Спрос – желание и способность людей покупать товары и услуги. Спрос выражает ряд альтернатив. Суть закона спроса: «при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар в определённый промежуток времени». Верно и обратное. Действие закона спроса обуславливается:

  1. Эффект дохода (читать)
  2. Эффект замещения (читать)
  3. Действие принципа убывающей полезности товара (читать)

Действие спроса можно изобразить:

А) аналитический способ

Б) табличный способ

В) графический способ (по вертикали – цена, по горизонтали – спрос Q). Это кривая спроса.

 

Факторы спроса (что оказывает влияние на спрос):

    1. Предпочтения потребителя
    2. Мода, реклама
    3. Доходы потребителей
    4. Количество потребителей
    5. Ожидания потребителей
    6. Цены на сопряжённые товары

Закон спроса не действует – исключения - читать.

 

Аналогично – для производителя. У производителя диаметрально противоположные цели.

Предложение – желание и возможность производить и поставлять на рынок определённое количество благ и услуг в течение определённого времени. На производителя оказывает влияние действие закона предложения. Суть: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем большее количество товара будет производиться в единицу времени. Взаимосвязь между ценой и количеством – прямая. Кривая предложения. Вызвано личным интересом производителя.

Факторы предложения:

  1. Изменение технологии
  2. Налоги и дотации
  3. Ожидание
  4. Изменение цен на ресурсы
  5. Число производителей
  6. Изменение цен на товары
  7. Внешние факторы

Диаметрально противоположные  желания потребителя и производителя  уравновешиваются на рынке – рыночное равновесие: состояние рынка, когда планы покупателя и производителя полностью совпадают таким образом, что количество спроса и количество предложения равны. При этом отсутствуют мотивы к изменению этого состояния. Там, где кривая спроса пересекает кривую предложения – равновесная цена, точка равновесного рынка.

Два условия равновесия:

  1. Величина спроса равна величине предложения
  2. Цена для покупателя устраивает производителя.

Равновесие нестабильно, постоянно нарушается.

 

 

 

 

 

4.10.12.

Теория  фирмы. Издержки и доход.

Конкурентная борьба приводит к  выбору производителя, т.е. у производителя  есть выбор. Цели у потребителя и  производителя – противоположные.

Речь идёт о том, как производитель  ведёт себя в условиях конкурентной борьбы и какие выгоды это имеет  для потребителя.

Фирма – организационная структура, владеющая одним или несколькими предприятиями, она использует экономические ресурсы для производства благ с целью извлечения прибыли.

Виды фирм (в условиях российской экономики):

  1. Хозяйственные товарищества. Делятся на

А) товарищества на вере

Б) полное товарищество

Участники – индивидуальный предприниматель  и коммерческие организации. Вкладчиками являются юридические лица и отдельные граждане.

  1. Хозяйственные общества. Делятся на

а) акционерные общества (АО)

б) общества с ограниченной ответственностью (ООО)

в) общества с дополнительной ответственностью.

Участники – юридические лица и  отдельно взятые граждане.

 

Цель отдельно взятой фирмы –

А) традиционные фирмы – максимизация прибыли (p)

Б) менеджеральные фирмы – максимум объёма продаж, потом – получение максимального дохода.

 

Два пути создания и роста  фирм:

А) внутренний – за счёт концентрации производства и капитала

Б) внешний – за счёт централизации производства и капитала в результате слияния и поглощения.

 

Источники роста и развития фирм:

А) внутренние – нераспределённая прибыль, возвращающаяся в производство

Б) выпуск акций 

В) средства, взятые у банка взаймы

 

Внешние источники:

А) горизонтальная интеграция – приобретение одной фирмой других фирм, которые  занимаются одинаковым бизнесом

Б) вертикальная интеграция – объединение  фирм, которые заняты на ряде этапов процессов производства («снизу доверху»)

 

Стратегия фирмы:

    1. выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач
    2. утверждение курса действий на ближайшее время и на перспективу
    3. распределение экономических ресурсов, необходимых для достижения цели.

 

Форма управления фирмой – менеджмент: система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального использования имеющихся ресурсов. Одна из функций менеджмента – планирование, подразумевающее составление бизнес-плана.

 

Корпорация – фирма, имеющая форму юридически независимого объекта, в котором собственность разделена на собственность и ответственность каждого ограничена его вкладом в предприятие.

 

Издержки – траты предприятия/организации/учреждения. Явные и неявные затраты, которые осуществляются фирмой в процессе производства своей продукции.

 

Рассматриваемые вопросы:

А) Существует экономическая прибыль и экономические издержки.

Б) издержки короткого периода, их классификация и технологический аспект

В) Вид издержек в виде графической интерпретации. 

Г) издержки долгосрочного  периода.

 

Выбор производителем использования  имеющихся ресурсов основан на невозможности  производства альтернативного экономического блага.

Конечной целью производителя  является получение прибыли. Поэтому  производитель должен рассматривать  процесс производства.

Издержки – 

А) внешние (явные) – плата производителя внешнему поставщику ресурсов.

Б) внутренние (неявные, альтернативные) – издержки использования ресурсов, которые являются собственностью фирмы. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс, платежи, которые могли бы быть получены при наилучшем применении этого ресурса. Сюда же входит нормальная прибыль – минимальная плата, необходимая для удержания предпринимателя в рамках данной фирмы (ему надо платить, чтобы он не ушёл к конкуренту).

Сумма внешних и внутренних издержек – общие (ТС)

 

 

Доход (ТR) – издержки (ТС) = прибыль (PR)

Прибыль – выручка, получаемая владельцами капитала после осуществления всех явных и неявных затрат. Называется чистая прибыль.

Виды прибыли:

А) чистая прибыль (см. вверху)

Б) предпринимательская  прибыль – вознаграждение предпринимателя за организацию производства, инновацию нового продукта и несение риска.

В) сверхприбыль – прибыль, превышающая ту, которая необходима фирме для того, чтобы дальше осуществлять производство. 

 

А) Издержки в краткосрочном периоде. Издержки (и производство) имеют разный временной интервал. Короткий период времени – период, когда экономические ресурсы выступают в качестве постоянных, неизменных, но объём производства при этом меняется. Пример: поликлиника, а количество больных увеличивается.

 

Классификация экономических  ресурсов:

  1. постоянные. Величина не меняется в зависимости от объёма производства. Обозначаются ТFC. График – прямая линия. Элементы: рента, амортизация, страховые взносы, налоги, жалование персонала.
  2. Переменные. Обозначаются TVC. Переменные издержки: затраты на сырьё, материалы, топливо, транспортные услуги, заработная плата.
  3. Общие издержки – сумма двух графиков. Роль общих издержек – оказывают влияние на получение чистой и бухгалтерской прибыли.

 

Цена определяется средними экономическими издержками.  Это затраты на одну единицу товара или услуги. Например, сколько обходится в день одна койка для больного. Те же виды, что и общие экономические издержки. Графики – рисовать! (другие). Общие средние издержки – ATC (сначала падают, потом опять возрастают с увеличением объёма). Они влияют на цену.

 

Технологический аспект: почему себя так ведут данные затраты. Предельные издержки (MC): показывают, на какую величину изменяются общие затраты при производстве ещё одной, дополнительной единицы продукции. MC = ТС \ Q, где Q – объём производства. Где минимальные издержки – оптимальный объём производства (нижняя точка графика).

Предельные издержки изменяются так, т.к. существует экономический закон убывающей отдачи (см. учебник).

 

Долгосрочный  период времени.

Все затраты можно изменить, так  же как и прибыль.

  1. Все издержки становятся переменными, а значит, можно изменить объём производства.
  2. à можно изменить масштабы предприятия.
  3. –> снижение издержек на одну единицу
  4. à снижение цены.

Существуют средние общие издержки долгосрочного периода. См. график!

Это значит, что выгоднее или дешевле  построить новое предприятие, чем  расширять объём производства на старом.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отношения между людьми