Отраслевая структура мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Мировая экономика является сложной, подвижной системой, которая находится в постоянном изменении. Экономическое развитие как следствие подвижности системы мирового хозяйства неразрывно связано с изменением соотношения между секторами и отраслями народного хозяйства. В одних случаях без преобразований отраслевой структуры невозможно дальнейшее развитие, что характерно для процесса трансформации постсоциалистических стран. В других структурные изменения являются следствием роста. Поэтому между экономическим ростом и изменениями в отраслевой структуре существует функциональная связь.

Вложенные файлы: 1 файл

0190525_2AC8C_otraslevaya_struktura_mirovogo_hozyaistva.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорт оказывает научно-технический прогресс. В связи с этим инвестиции направляются на обеспечение интенсивного развития транспорта.

Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70 до 90%), а частных (60 - 80%) — на развитие парка транспортных средств.

Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), а в других они практически недоиспользуются (Канада Дания, Великобритания).

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие научно-технического прогресса на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний.

      1. Транспортное обслуживание международных экономических связей

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя и более странами, то есть в международном сообщении (морское речное, воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение).

Мировая торговля формирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. Суммарный объем мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальном сообщении в конце 70-х годов оценивался величиной 4,0 - 4,5 млрд. тонн и в конце 80-х — начале 90-х годов — 3,5 - 4,0 млрд. тонн в год. Спад в основном произошел в результате сокращения объема мировой торговли энергоносителями и сырьем.

В обслуживании международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 60% объема международной торговли.

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт, учитывая его неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении

В России для перевозок грузов и пассажиров используются тысячи морских и речных судов, локомотивов и самолетов, сотни тысяч вагонов, несколько миллионов автомобилей. Морской транспорт обеспечивает более половины ее внешнеторгового оборота. Трубопроводным транспортом доставляются из России в страны СНГ, Восточной и Западной Европы большие объемы нефти и газа. Существенную роль играют железнодорожный, речной, автомобильный и воздушный транспорт в обслуживании внешнеторговых и социально-культурных связей РФ с зарубежными странами.

    1. Заключение

В современной мировой экономике наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства, а также за счет капиталоемких отраслей, а увеличение численности занятых — в электротехнической промышленности.

Все также экономический рост в мировом масштабе связан с перемещением центра тяжести хозяйственной деятельности с сельского хозяйства на промышленность, а затем на сферу услуг. Происходит ускоренный рост промышленности, вследствие чего, ее доля в народном хозяйстве увеличивается и соответственно доля сельского хозяйства уменьшается. Сфера услуг также развивается, но сравнительно медленно. Но все же, подобно тому, как 100 лет назад традиционная промышленность сменила сельское хозяйство, которое прежде являлось важнейшей отраслью экономики, так в современных условиях все возрастающая доля валового внутреннего продукта приходится на информационную индустрию, охрану окружающей среды и сектор услуг, а не на традиционную промышленность.

Что касается распределения мировых промышленных мощностей, то по-прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Преимущества же в производстве наиболее простых трудоемких изделий, сельского хозяйства и поставке сырья удается сохранить странам с более низким уровнем научно-технического прогресса и дешевой рабочей силой — развивающимся и экономически отсталым странам. Хотя следует учитывать, что развивающиеся страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается явно выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноемких производств - из менее развитых в более развитые.

  1. Список используемой литературы

  1. Алеева А. Я., Громов Ю.Ю. Экономическая география. Учебное пособие. Тамбов 2001.
  2. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие. Калинингр. 2000.
  3. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. Учебное пособие. М. 2003.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. М. 2000.
  5. Якобсон А. Я., Максимов И. М. Лекции по мировой экономике. Учебное пособие. Иркутск. 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Отраслевая структура мирового хозяйства