Отраслевые патенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Любые технологические нововведения (инновации) являются результатом целенаправленного труда исследовательских организаций по поиску, проверке и реализации новых идей.
Обладающее нововведениями предприятие значительно расширяет возможность участия в различных сегментах рынка.
Для защиты своих разработок (инноваций, нововведений) предприятия патентуют права на их использование. Патент представляет собой исключительное право, приоритет, права авторства и полноправного использования изобретения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Патент 4
1.1 Определение патента. Виды патентов 4
1.1.1 Патентные стратегии 8
2 Порядок выдачи патентов 13
3 Фармацевтический патент 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб. экономика отраслевых рынков .docx

— 715.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любые технологические нововведения (инновации) являются результатом целенаправленного труда исследовательских организаций по поиску, проверке и реализации новых идей [1].

Обладающее нововведениями предприятие значительно расширяет возможность участия в различных сегментах рынка.

Для защиты своих разработок (инноваций, нововведений) предприятия патентуют права на их использование. Патент представляет собой исключительное право, приоритет, права авторства и полноправного использования изобретения.

Поэтому тема контрольной работы – актуальна. Цель данной работы - рассказать об отраслевых патентах. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Дать определение патента, рассказать о  его видах существующих в России, а также рассказать о патентных стратегиях;
  • Описать порядок выдачи патентов;
  • Рассказать о патенте на примере отрасли фармацевтики.

 

 

 

 

 

 

1 Патент

1.1 Определение патента. Виды патентов

 Патент (patens), в переводе с латыни (родительный падеж patentis — свидетельство, грамота) - это документ, свидетельство, выдаваемое заявителю – патентообладателю (физическому лицу, группе физических лиц или юридическому лицу), удостоверяющее его исключительные права на объект патентного права и авторство.

На данный момент российское законодательство предусматривает три вида патентов, действующих на территории РФ:

  1. Патент на изобретение;
  2. Патент на полезную модель;
  3. Патент на промышленный образец.

   Разница между  этими видами патентов заключается  в охраняемых ими объектах  и критериях патентоспособности - основных требованиях, которым  должен соответствовать объект  изобретения, а также в сроках  действия патента.

Патент на изобретение (рис. 1.1) это документ выдаваемый государством патентообладателю и удостоверяющий его исключительные права в отношении технического решения – продукта (устройства) или способа (метода), описанного в особой текстовой части патента формуле. В патенте может быть раскрыто решение поставленной задачи и достижение положительного результата в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления последовательности действий или операций над материальным объектом материальными средствами). Патент на изобретение выдается только в случае, если техническое решение обладает мировой новизной, имеет изобретательский уровень и является промышленно применимым.

Рисунок 1.1 – Образец патента на изобретение [8].

 Патент на изобретение имеет срок действия - 20 лет, кроме патентов, относящихся к лекарственным препаратам, срок действия которых может быть продлен еще на 5 лет, что связано с временными затратами производителя по выводу своего продукта на рынок.

Подать заявку на патентование изобретения или полезной модели может как юридическое, так и физическое лицо, а также группа лиц, включая иностранные. В заявке помимо заявителей указываются авторы технического решения, которые в соответствии с патентным законодательством имеют право на вознаграждение от патентообладателя. Заявителем и автором может являться одно и то же физическое лицо (лица).

Критерии патентоспособности, которым должен соответствовать патент на изобретение:

  1. Критерий мировой новизны – изобретение должно быть новым, неизвестным из предшествующего уровня техники – любых доступных широкому кругу лиц сведений, ставших известных до даты подачи патента.
  2. Критерий изобретательского уровня - представляет собой набор требований к изобретению, суть которых заключается в том, что изобретение должно быть действительно оригинальным, а не скомпилированным или составленным из набора уже известных технических решений или наоборот полученными из другого известного технического решения путем удаления из него какой-либо его части.
  3. Критерий промышленной применимости требует, чтобы объект мог быть многократно воспроизведен в процессе промышленного производства, в частности, чтобы сведений содержащихся в патенте было достаточно для воспроизведения этого устройства или способа.

        Полезная модель - это предоставляемая государством юридическая         форма защиты технических решений, не обладающих «изобретательским уровнем» - критерием оценки патентоспособности необходимым для выдачи патента на изобретение, но удовлетворяющее двум другим критериям оценки патентоспособности один из которых требует, чтобы техническое решение обладало новизной, а другой требует, чтобы устройство было промышленно применимым [3].

Эта форма принята не во всех странах и имеет место в Германии, Австрии, Аргентине, Италии, Бразилии, Испании, Китае, Тайване, Польше, Украине, Франции, Португалии, Мексике, Марокко, Чили, Узбекистане, России, Финляндии, Японии и Южной Корее.

Патент на полезную модель выдается сроком на десять лет с дня подачи заявки в Патентное ведомство, после чего он, в случае наличия соответствующего ходатайства патентообладателя, может быть продлен на три года.

Еще одно ограничение, касающееся патента на полезную модель, заключается в том, что он может быть получен на объекты, относящиеся исключительно к устройствам, при этом способы и методы алгоритмы патентами на полезные модели не охраняются.

Основным требованием к полезной модели является мировая новизна. Техническое решение считается новым, если оно не известно из уровня техники.

Патентом на промышленный образец охраняется художественно-конструкторское решение или внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.

  Промышленный образец - это художественно-конструкторское  решение изделия, определяющее его  внешний вид.

       Патент на промышленный  образец может быть получен  на широкий круг товаров, включая  практически любые товары народного  потребления, промышленное оборудование, различные виды упаковки, образцов  материала, например, тканей, этикеток, а также внешний вид транспортных  средств, например автомобилей, малые  архитектурные формы, ювелирные  изделия и многое другое.

       Критериями патентоспособности  промышленного образца являются:

  1. Критерий мировой новизны - промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.
  2. Критерий оригинальности - промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер особенностей изделия.

       К существенным  признакам промышленного образца  относятся признаки, определяющие  эстетические и/или эргономические  особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

      Однако на список  объектов наложены небольшие  ограничения. Так не признаются  патентоспособными промышленными  образцами решения:

  1. обусловленные исключительно технической функцией изделия;
  2. объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;
  3. объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;

       Срок действия  патента на промышленный образец  составляет 15 лет.

       Кроме того  ко всем перечисленным выше  объектам патентного права применимо  следующее правило – патент  не может быть выдан на изделие  или способ, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали [3].

1.1.1 Патентные стратегии

Патентное (интеллектуальное) рейдерство получило широкое распространение во многих странах мира. Целью рейдерских захватов является не защита интеллектуальной (промышленной) собственности, а принуждение предприятий или отдельных лиц либо к выплате компенсаций, либо к покупке патентов или лицензий.

Существуют следующие нестандартные патентные стратегии, применяемые таким явлением, как патентное рейдерство:

  1. блокирующие патенты.

Блокирующие патенты ориентированы на защиту патентовладельцем тех областей техники, в которых он по каким-либо причинам не может разрабатывать или изготавливать продукцию и желает блокировать патентами, доступ в эти области конкурентов. Это бывает нужно, когда разработчик берется сразу за несколько новых направлений и не может заниматься сразу всеми ими. Тогда для части направлений можно сделать защиту – получить блокирующие патенты, так сказать, забить поле. А потом, когда идут три года, в течение которых можно корректировать заявку, ситуация может измениться;

  1. деблокирующие патенты.

Деблокирующие патенты должны обеспечить выход продукции их владельцев из сферы действия блокирующих патентов конкурентов. Это является очень сложной задачей и часто приходится формировать автономное, независимое или параллельное множественное право промышленной собственности у разных патентовладельцев на одни и те же объекты.

  1. дезориентирующие (дезинформирующие) патенты.

В таких патентах результаты работы заведомо искажаются и приводятся неверные конструктивные решения. Цель проста – сбить с толку конкурентов, а порой просто помешать им, получить «правильные» патенты, опять-таки «забив поле»;

  1. досаждающие (мертвые) патенты.

Патенты  выдаются на разработки, которые заведомо не будут воплощаться в жизнь. Цель – торможение развития конкурентов. Часто с помощью таких патентов большие фирмы борются с мелкими конкурентами.

  1. зонтичные патенты.

Совокупность существенных признаков такого патента ориентирована на концентрацию в формуле их максимального количества в наиболее обобщающем виде, чтобы охватить создаваемым объемом патентной защиты все возможные варианты, модификации и даже перспективу совершенствования защищаемого объекта. Пример – патент IBM на атомно-силовой микроскоп, в котором все написано в предельно обобщенном виде. Это позволило IBM заключить большое количество лицензионных соглашений с разработчиками сканирующих зондовых микроскопов [4];

  1. локальные патенты.

Здесь необходимо проанализировать все известные родственные технические решения, которые необходимо сделать зависимыми от этого патента, и выбрать минимальное количество признаков, обязательно использованных во всех решениях. Из этих признаков следует отобрать такие (лучше всего один признак), которым можно с высокой степенью вероятности обеспечить охраноспособность, используя обобщающие приемы патентования зонтичных признаков или другие специальные методы и приемы.

  1. зингеровские патенты.

Такой патент содержит минимальное количество существенных признаков. И поэтому его сложно обойти, поскольку новые решения всегда будут содержать запатентованный ключевой момент. Название свое получил согласно истории (легенде), что для патентования Зингером швейной машинки был использован специальный прием – получения патента только на движущуюся иглу.  Таким образом, он перекрыл разом все возможные варианты конструкции швейных машинок;

  1. маскирующие патенты.

Предназначены для сокрытия истинных намерений патентовладельца, например, при завоевании новых рынков сбыта;

  1. пионерские патенты.

Патент на новое направление в технике, например на паровую машину, лампу накаливания;

  1. провокационные патенты

Создаются исключительно для ведения судебных тяжб с конкурирующей фирмой, часто даже лишь с целью подрывания авторитета конкурента;

  1. рекламные патенты

Владельцев рекламных патентов  в большинстве случаев интересует только количество патентов и рекламные свойства названий, описаний, рефератов и признаков формул изобретений, а не качество, уровень и объемы охраны патентов. Например, введение в название медикаментов, строительных материалов, понятий нанотехнологий, что для самого патента является нецелесообразным;

  1. адаптационные патенты.

Часто при продаже оборудования или технологии, оно требует доработки. Может, производитель имеет зонтичный патент, который содержит в себе все эти нововведения. Но часто имеет смысл получить отдельный патент. Особенно, когда в новом патенте появляются новые патентовладельцы и авторы;

  1. тендерные патенты.

Информация о работе Отраслевые патенты