Отчет по практике в "БПС-Сбербанк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 01:22, отчет по практике

Краткое описание

Целью прохождения производственной практики является закрепление студентами теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков и опыта самостоятельной работы по избранной специальности, детальное исследование в области темы индивидуального задания, сбор необходимой информации для написания курсовой, дипломной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет на печать.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью прохождения  производственной практики является закрепление студентами теоретических знаний по изученным дисциплинам, приобретение практических навыков и опыта самостоятельной работы по избранной специальности, детальное исследование в области темы индивидуального задания, сбор необходимой информации для написания  курсовой, дипломной работы.

Задачами практики являются: усвоение и экономическое осмысление основ организации деятельности банка; изучение порядка осуществления банковских операций, их документального оформления и бухгалтерского учёта; приобретение практических навыков проведения банковских операций, финансового анализа деятельности банка; ознакомление с операционными системами и компьютерными программами по осуществлению банковских операций, закрепление опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой; проведение научных исследований и подбор материалов для курсовой и дипломной работы.

Для прохождения  производственной практики был выбран ОАО «БПС-Сбербанк» – одно из крупнейших универсальных финансово-кредитных учреждений страны, которое предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов.

Центр банковских услуг № 404 в г. Сморгони Открытого акционерного общества «БПС-Сбербанк» (далее – ЦБУ № 404), база производственной практики, создано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом Открытого акционерного общества «БПС-Сбербанк» по решению Правления Банка с письменного согласия Национального банка Республики Беларусь. В своей деятельности ЦБУ № 404 руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями органов управления Банком, Положением о ЦБУ № 404, а также локальными нормативными правовыми актами Банка.

В ходе практики было уделено внимание следующим вопросам: ознакомление со структурой банка, средствами обработки информации, документации и документооборота, операциями с денежной наличностью и ценностями, организацией учетно-операционной работы, безналичными расчетами, розничными банковскими услугами, кредитными и валютными операциями банка.

 

1. Ознакомление со структурой  банка

 

В соответствии с Приложением А, открытое акционерное  общество «БПС-Сбербанк» (далее –  банк) является юридическим лицом, имеет  в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников) банка, а также произведенное и приобретенное банком в процессе его деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Центр банковских услуг ОАО "БПС-Сбербанк" (далее - ЦБУ) является структурным подразделением Банка, расположенным вне места  нахождения Банка, не имеющим самостоятельного баланса и статуса юридического лица, выполняющим функции, определенные настоящим Типовым положением. Целью создания ЦБУ является оптимальное размещение подразделений Банка и территориальное расширение сферы деятельности Банка, привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты), размещение привлеченных денежных средств, осуществление иных банковских операций и видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, создание удобных условий обслуживания клиентов.

Типовая структура  ЦБУ представляет собой локальный  нормативный правовой акт, разработанный  с целью стандартизации подходов к формированию организационных  структур подразделений филиальной сети Банка в условиях безбалансового метода работы с учетом корпоративной системы управления, основных бизнес-процессов Банка и клиентоориентированной модели ведения бизнеса. Типовая структура предусматривает разделение организационной структуры ЦБУ на бизнес-подразделения и службы поддержки.

Организационная структура ЦБУ № 404 включает следующие структурные подразделения (должности):

  • руководство (управляющий и заместитель управляющего ЦБУ);
  • отдел корпоративного бизнеса;
  • отдел розничного бизнеса;
  • сектор по работе с ценностями;
  • сектор инкассации;
  • группа информационных технологий;
  • административно-хозяйственная группа.

При формировании организационной структуры  ЦБУ статус структурного подразделения  определяется с учетом объемов, перечня  выполняемых функций, штатной численности  по направлению деятельности. При недостаточности объемов работы и штатной численности для выделения соответствующего направления деятельности в качестве самостоятельного структурного подразделения функции контроля валютных операций, кредитования юридических лиц предусматриваются в отделе корпоративного бизнеса, функции кредитования физических лиц - в отделе розничного бизнеса. При необходимости в составе указанных структурных подразделений могут быть выделены секторы, группы по соответствующему направлению деятельности.

Правила внутреннего  распорядка регулируются «Правилами внутреннего трудового распорядка филиала ОАО «БПС-Сбербанк», утвержденными Директором Департамента по работе с персоналом Л. П. Поповой 25.07.2011 за № 01-07/258 (Приложение Б).

В ЦБУ № 404 осуществляются следующие виды услуг: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от имени банка на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц; валютно-обменные операции; инкассацию наличных денежных средств, платежных инструкций и иных ценностей; перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставку таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней; выдачу банковских гарантий; выдачу ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.); поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме; операции (сделки) с драгоценными металлами; лизинговую деятельность; консультационные и информационные услуги; продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами; продажу лотерейных билетов; контрольно-ревизионные функции; установление размера лимита задолженности по активным банковским операциям на одно юридическое лицо, индивидуального предпринимателя для структурных подразделений. 

Комплекс услуг, оказываемых клиентам филиала-управления, ориентирован на решении вопросов, способствующих развитию бизнеса каждого клиента. Безусловно, в основе взаимоотношений с обслуживаемыми предприятиями — индивидуальный подход, взаимное доверие и партнерство. Банк готов предложить любому клиенту огромный спектр услуг — от стандартных по расчетному, кассовому и кредитному обслуживанию до практически любых услуг по внешнеторговым операциям.

Тесное взаимодействие с предприятиями и организациями  Сморгонского района, глубокое изучение программ развития региона, инвестиционных проектов и бизнес-планов, а также доверительное отношение в решении текущих и стратегических задач клиентов, оказание финансовой и информационной поддержки способствует выполнению социально-экономических показателей развития региона и каждого экономического субъекта, укреплению доверия и повышению имиджа банка. В результате растут объемы банковских операций, расширяется их спектр, повышается доходность, прибыльность обслуживания корпоративных клиентов. На основе глубокого изучения бизнеса, клиентам предлагаются новые формы финансирования инвестиционных проектов, текущей деятельности, привлекаются иностранные кредитные линии, широко используются документарные формы расчетов.

Клиентская база ЦБУ № 404 характеризуется значительным преобладанием клиентов - физических лиц (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура клиентской базы в ЦБУ № 404.

Примечание – Источник: собственная разработка

 

2. СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ  ИНФОРМАЦИИ, ДОКУМЕНТАЦИЯ И ДОКУМЕНТООБОРОТ

 

Программное и техническое оснащение рабочего места сотрудника банка обеспечено компьютером, на котором установлен необходимый программный пакет для выполнения соответствующих функций. Каждый ответственный исполнитель имеет доступ к справочной правовой системе «Консультант плюс» и базе локальных правовых актов ОАО «БПС-Сбербанк» на базе поисковой системы «Юсиас 6» (Приложение В). Обработка информации в банке осуществляется в рамках автоматизированных банковских систем «CRM-Корпоративный», «ЦАБС: Critix Presentation Server» (Приложение Г), «BS-Client» (Приложение Д) и др. Также в подразделениях ОАО «БПС-Сбербанк» используются внутрикорпоративная электронная почта «IBM Lotus Notes» (Приложение Е) и недавно внедренная система электронного документооборота «СЭД – Канцлер» (Приложение Ж).

Поскольку банк состоит  из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию  документопотока в рамках каждого  отдела.

В автоматизированных банковских системах учет операций ведется в нескольких областях: балансовые операции, внебалансовые операции, срочные операции, операции доверительно управления и т.д. Эти области могут быть разделены внутри себя по типу генерируемых в них документов. К примеру - на внебалансе отражается задолженность клиента – картотеки неоплаченных документов, которые затем списываются в баланс, то есть данная часть области внебаланса связана с балансовой областью.

Поскольку банк ведет  учет операций на счетах клиентов, которые могут быть открыты в различной валюте, то предусматривается автоматизация переоценки остатков счетов в отличной от рублей валюте, связанной со сменой курса валюты, а также возможность представления остатка счета в любой из известных валют. Например, все остатки на всех счетах представить в долларах США, евро или рублях.

Документооборот в ЦБУ  № 404, в основном, представлен операционным потоком. Операционный поток завязан на обслуживании клиентуры. Первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, подразделяются на: расчетные документы; кассовые документы; мемориальные ордера; внебалансовые ордера.

Ответственный исполнитель банка  оформляет, подписывает (единоличной  подписью) и отражает в бухгалтерском  учете первичные учетные документы по определенным операциям банка или осуществлят дополнительный (текущий) контроль указанных документов. Документы подлежащие дополнительному контролю подписываются контрольной подписью. В учреждениях банка дополнительному контролю подвергаются следующие документы: по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными) и другими счетами физических лиц, кроме операций с использованием банковских пластиковых карточек ; по возврату средств, привлеченных банком во вклады (депозиты); по суммам до выяснения; по операциям с дебиторами, кредиторами банка; по операциям с бланками строгой отчетности (кроме операций, совершенных в отделениях); по операциям с фондами банка; по операциям использования прибыли; по операциям списания долгов в убыток; по операциям закрытия текущих (расчетных) счетов; по операциям исправления допущенных ошибок в бухгалтерском учете; по операциям на внебалансовых счетах по выдаче банковских пластиковых карточек. Осуществление дополнительного контроля первичных учетных документов производится главным бухгалтером, заместителями главного бухгалтера, руководителями структурных подразделений, их заместителями, назначенными распоряжением руководителя.

В банке обеспечивается формирование первичных учетных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи. Хранение мемориальных документов и приложений к ним, составленных в форме электронного документа, осуществляется в архиве электронных мемориальных документов (далее – АЭМД). Документы, составленные на бумажном носителе, со справками о суммах электронных документов, помещенных в АЭМД, хранятся подшитыми за каждый операционный день в отдельных папках. Ответственные исполнители, на которых возложено формирование документов, несут ответственность за полноту наличия в сформированных папках мемориальных документов и первичных документов к ним, если в мемориальных документах делается на них ссылка, а также за правильность формирования папок и подсчета сумм документов, находящихся в папке. Сформированная общая папка мемориальных документов представляется для сверки с балансом главному бухгалтеру (лицу, им уполномоченному). Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книга) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, отчетность хранятся в течение сроков, установленных законодательством.

 

 

3.ОПЕРАЦИИ БАНКА С ДЕНЕЖНОЙ  НАЛИЧНОСТЬЮ И ЦЕННОСТЯМИ.

 

«Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно финансовых организациях Республики Беларусь», утвержденная постановлением правления НБРБ №211 от 21.12.2006 устанавливает порядок работы с ценностями, правила осуществления кассовых операций, определения признаков платежности наличных денег, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей для кассовых и инкассаторских работников и распространяется на все банки зарегистрированные на территории Республики Беларусь.

При организации кассового обслуживания клиентов банки должны обеспечивать: обязательное соблюдение законодательства Республики Беларусь; безусловную сохранность ценностей, находящихся в банке; своевременное, правильное и полное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов банка денежной наличности, поступившей в кассы банка; сортировку денежной наличности на годную к обращению и ветхую, прием и обмен поврежденных банкнот.

Региональные  дирекции и ЦБУ ОАО «БПС-Сбербанк» при организации кассовой работы руководствуются «Правилами организации кассовой работы в ОАО «БПС-Сбербанк» от 22.06.2007 № 01-05/98 (Приложение З) и «Временным порядком организации работы кассовых центров ОАО «БПС-Сбербанк» от 26.06.2012 № 01-07/114. Также в данных ЛНПА оговариваются моменты ответственности лиц, работающих с ценностями, за их сохранность и соблюдение установленных правил работы с ценностями; приема и передачи ценностей в банке; обработки, формирования, упаковки и подготовки денежной наличности в национальной валюте; формирования кассовых документов; организации работы касс банка, расположенных вне кассового узла и при использовании банкоматов; работы  неплатежеспособными, фальшивыми и сомнительными банкнотами (Приложение И); хранения денежной наличности и других ценностей; составления отчета о кассовых оборотах (Приложение К); бухгалтерского учета результатов ревизии; приема ценностей на хранение. Работа с бланками строгой отчетности осуществляется на основании «Правил использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности» от 31.05.2012 № 01-07/169 (Приложение Л).

Информация о работе Отчет по практике в "БПС-Сбербанк"