Введение
В соответствии с учебным планом
была пройдена практика Межрайонной ИФНС
России №5 по ХМАЩ – Югре г. Лангепаса.
Актуальность прохождения практики в
налоговом органе состоит в том, что она
помогает освоить теоретический материал,
подтвердив его непосредственным анализом;
позволяет принять участие в работе налогового
органа, приобрести навыки и опыт, необходимые
для дальнейшей профессиональной деятельности.
Основной целью практики является
ознакомление с деятельностью налоговой
инспекции, работой ее отделов, а также
изучение нормативно – правовых и материально
– технических основ деятельности налоговых
органов.
Предметом исследования является
изучение деятельности Межрайонной ИФНС
России №5 по ХМАО – Югре находящейся
по адресу ул.Комсомольская 3 Б, г. Лангепаса
ее структурного подразделения, а именно
отдела выездных проверок, кабинет № 216.
Для достижения цели данного практического
исследования были поставлены следующие
задачи:
1) изучить правила внутреннего
распорядка работы налогового органа,
его юридический статус, структуру, функции
и полномочия;
2) изучить основные направления
работы налогового органа;
3) изучить основные направления
работы и функции одного из структурных подразделений
налогового органа;
4) непосредственно принять участие
в работе одного из отделов налогового органа,
чтобы приобрести практические навыки
подготовки и пользования информационно
- справочными, аналитическими правоприменительными
и другими документами и материалами.
Основным методом исследования
является эмпирический метод, основанный
на последовательном выполнении данных
руководителем практики заданий. Также
был использован метод анализа правовых
основ деятельности инспекции.
В отчете по ознакомительной
практике были рассмотрены следующие
вопросы:
Общая характеристика, а именно
описание основных направлений деятельности
инспекции, ее функции, права и обязанности.
Конкретное рассмотрение и
изучение основ организации и функционирования
структурного подразделения налогового
органа, а именно отдела выездных проверок.
Процедуры выездного налогового
контроля, применяемые в ходе проверочной
деятельности.
1. Отдел выездных налоговых проверок
Выездная налоговая проверка —
вид налоговой проверки. В отличие от камеральной
налоговой проверки, производится, как
правило, по месту нахождения налогоплательщика
и на основании решения руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа.Выездная
проверка в отношении одного налогоплательщика
может проводиться по одному или нескольким
видам налогов. Налоговые органы не вправе
проводить в течение одного года две выездные
налоговые проверки одного и того же налогоплательщика по
одним и тем же налогам за один и тот же
период времени. Длительность выездной
налоговой проверки, как правило, не может
превышать двух месяцев. Вышестоящий налоговый
орган может продлить срок до 6 месяцев.
Выездная проверка производится в целях контроля
за правильностью исчисления, а также полнотой
и своевременностью уплаты налогоплательщиком
(налоговым агентом) налогов (сборов). Выездная
проверка может проводиться также в связи
с реорганизацией предприятия, ликвидацией
предприятия или контролем за деятельностью
налоговых органов вышестоящими налоговыми
органами. В день окончания выездной проверки
проверяющий составляет справку об окончании
проверки. В течение двух месяцев с указанного
дня составляется акт выездной налоговой
проверки. В акте должны быть указаны сведения
о выявленных нарушениях законодательства
о налогах и сборах, либо об отсутствии
таковых. Акт вручается налогоплательщику
либо его представителю. На представление возражений
на акт проверки предоставляется 15 рабочих
дней, после чего в течение 10 рабочих дней
материалы проверки и представленные
возражения должны быть рассмотрены руководителем
(заместителем руководителя) налогового
органа. Указанное лицо по итогам рассмотрения
принимает решение о привлечении либо
об отказе в привлечении проверяемого
лица к налоговой ответственности. Решение,
вынесенное по результатам проверки, вступает
в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вынесения и
может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
В случае отклонения жалобы вышестоящим
налоговым органом решение может быть
обжаловано в суд.
Отдел выездных проверок (далее
- Отдел) является структурным подразделением
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой
службы России №5 по ХМАО- Югре ( далее
– Инспекция). Отдел в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Налоговым и Бюджетным кодексами Российской
Федерации, федеральными законами и иными законодательными
актами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, актами законодательных (представительных)
органов власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления,
принимаемыми в пределах их полномочий,
приказами, распоряжениями, инструкциями,
правилами, положениями и иными актами
ФНС России по ХМАО- Югре (далее – Управление),
Межрайонной ИФНС России №5 ХМАО- Югре,
а также настоящим Положением.Отдел в своей деятельности
руководствуется инструкциями на рабочие места,
утвержденными ФНС России. Положение об
Отделе утверждается начальником Инспекции.
2.1 Основные задачи
отдела выездных налоговых проверок:
1. Контроль за соблюдением налогоплательщиками,
плательщиками сборов и налоговыми агентами,
состоящими на учете в Инспекции, законодательства
о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актов, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты и
государственные внебюджетные фонды налогов,
сборов и иных обязательных платежей.
2. Организация и проведение
выездных налоговых проверок по соблюдению
законодательства о налогах и сборах в
соответствии с ежеквартальными планами
проведения выездных налоговых проверок.
3. Осуществление взаимодействия
с правоохранительными и иными контролирующими
органами по предмету деятельности Отдела.
4. Осуществление взаимодействия с
территориальными органами Федеральной
службы судебных приставов по предмету деятельности Отдела.
2.2 Основные функции
отдела выездных налоговых проверок :
1. Проведение предпроверочной
подготовки выездных налоговых проверок
на основе изучения и анализа всей имеющейся
в налоговом органе информации из внешних
источников о налогоплательщиках, запланированных
к проверке (в том числе косвенной информации
об объемах потребления энергетических
(электроэнергии и теплоэнергии) ресурсов,
водных и иных материальных ресурсов;
информации, полученной от правоохранительных
и других контролирующих органов, организаций
МПС России, ГИБДД МВД России о перевозимых
крупных партиях товаров; информации о
пользователях природными ресурсами,
других данных).
2. Проведение выездных налоговых
проверок налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов и оформление
их результатов.
3. Рассмотрение с участием отдела
налогового аудита представленных налогоплательщиками
возражений (объяснений) по актам выездных
налоговых проверок.
4.Участие в судебных заседаниях совместно
с юридическим отделом при рассмотрении исковых заявлений
представленных налогоплательщиками в судебные органы по актам
выездных налоговых проверок..
5. Рассмотрение возражений (объяснений)
по актам о нарушении законодательства
о налогах и сборах, представленных лицами,
не являющимися налогоплательщиками,
плательщиками сборов или налоговыми
агентами, совершившими нарушение законодательства
о налогах и сборах.
6. Осуществление передачи в
юридический отдел материалов выездных
налоговых проверок для обеспечения производства
по делам о налоговых правонарушениях. 7. Осуществление передачи в отдел
налогового аудита актов выездных налоговых проверок и решений
по результатам рассмотрения актов для
обеспечения контроля за своевременностью
документирования процедуры рассмотрения
материалов проверки. 8. Осуществление передачи в
отдел урегулирования задолженности копий
решений, вынесенных по результатам рассмотрения
материалов выездных налоговых проверок,
и решений по результатам рассмотрения
актов о нарушениях лицами, не являющихся
налогоплательщиками, плательщиками сборов
или налоговыми агентами, законодательства
о налогах и сборах, для подготовки материалов
для взыскания задолженности за счет имущества
налогоплательщиков, (взаимодействие
со службами судебных приставов). 9. Осуществление ввода актов выездных
налоговых проверок и решений, вынесенных по результатам рассмотрения
актов о нарушениях налогоплательщиками,
плательщиками сборов или налоговыми агентами,
законодательства о налогах и сборах,
состоящих на учете в инспекции, в системе
ЭОД «Выездные налоговые проверки».
10. Осуществление взаимодействия с территориальными органами Федеральной
службы судебных приставов по предмету
деятельности Отдела (вынесение постановлений
о запрете на отчуждение (передачу в залог)
имущества налогоплательщика (налогового
агента, плательщика сбора).
11. Участие в производстве по делам об административных
правонарушениях (составление протоколов
об административных правонарушениях). 12. Информирование отдела регистрации
и учета налогоплательщиков о наличии
оснований для инициирования ликвидации
налогоплательщиков - юридических лиц. 13. Участие в подготовке ответов
на письменные запросы налогоплательщиков
по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 14. Формирование установленной
отчетности по предмету деятельности
отдел. 15. Подготовка информационных материалов
для руководства Инспекции по вопросам,
находящимся в компетенции Отдела.
16. Участие в организации и осуществлении
мероприятий по профессиональной подготовке
и переподготовке кадров для налоговых
органов, проведении совещаний, семинаров
по вопросам входящим в компетенцию Отдела.
17. Ведение в установленном порядке
делопроизводства, хранение и сдача в
архив документов отдела.
2.3 Полномочия и руководство
отделом выездных налоговых проверок
Полномочия Отдела
1. Отдел для осуществления своих
основных функций имеет право:
вносить руководству Инспекции
предложения по любым вопросам, отнесенным
к компетенции Отдела;
по указанию начальника Инспекции
в пределах сферы своей деятельности и
компетенции представлять Отдел в Управлении;
вести переписку по вопросам,
относящимся к компетенции Отдела;
готовить проекты приказов
и других документов по вопросам, относящимся
к компетенции Отдела;
давать заключения по проектам
документов, представленным на заключение
другими отделами Инспекции;
запрашивать и получать от отделов
Инспекции рекомендации, предложения
и заключения по вопросам, относящимся
к компетенции Отдела;
работать с документами отделов
Инспекции для выполнения возложенных
на Отдел задач;
осуществлять иные права, предусмотренные
законодательством Российской Федерации,
законодательством субъекта Российской
Федерации, нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления,
актами ФНС России и Управления.
2. Отдел осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими отделами
Инспекции на основе планов, составленных
по направлениям работы Инспекции, в соответствии
с планами работы коллегий ФНС России
и Управления.
3. Структура Отдела и численность
его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной
структуры и численности работников Инспекции.
Руководство Отделом
1. Руководство Отделом осуществляет
начальник, назначаемый и освобождаемый
от должности начальником Инспекции по
согласованию с Управлением.
2. Начальник Отдела находится
в непосредственном подчинении заместителя
начальника Инспекции либо лица, исполняющего
его обязанности (далее – руководство
Инспекции)
3. Начальник Отдела:
разрабатывает и представляет
начальнику Инспекции для утверждения
должностные инструкции сотрудников Отдела;
вносит предложения по кандидатурам
для назначения на должности, по освобождению
от должности сотрудников Отдела;
руководит работой Отдела, обеспечивает
решение возложенных на Отдел задач, контролирует
исполнение сотрудниками должностных
обязанностей и поручений;
согласовывает представляемые
на рассмотрение руководству Инспекции
проекты документов, содержащих вопросы,
относящиеся к компетенции Отдела;
планирует и контролирует деятельность
Отдела, в том числе по вопросам взаимодействия
с другими отделами Инспекции в связи
с выполнением возложенных на Отдел задач;
обеспечивает соблюдение работниками
Отдела правил внутреннего трудового
распорядка, а также вносит предложения
руководству Инспекции о поощрении (взыскании)
сотрудников Отдела.
4. Начальник Отдела несет персональную
ответственность за выполнение задач
и функций, возложенных на Отдел настоящим
Положением, за соблюдение действующего
законодательства, исполнение приказов,
распоряжений, иных нормативных актов,
указаний руководства Инспекции, сохранность
имущества и документов, находящихся в
ведении Отдела, обеспечение соблюдения
сотрудниками Правил внутреннего трудового
распорядка и исполнительской дисциплины.
2.4 Оформление результатов
выездной налоговой проверки
В соответствии со статьей 89
Налогового кодекса Российской Федерации
(далее НК РФ) по окончании выездной налоговой проверки
проверяющий составляет справку о проведенной
проверке, в которой фиксируются предмет
проверки и сроки ее проведения. Составление
такой справки означает, что фактически
выездная проверка окончена, то есть налоговые
органы не вправе требовать представления
документов и проводить иные проверочные
действии. Не позднее двух месяцев после составления
справки о проведенной проверке уполномоченными должностными
лицами налоговых органов составляется
в установленной форме акт налоговой проверки. Акт
подписывается должностными лицами налоговых
органов и руководителем проверяемой
организации либо индивидуальным предпринимателем,
либо их представителями. В случае отказа
налогоплательщика подписать акт, об этом
делается соответствующая запись в акте.
Отсутствие подписи налогоплательщика
не имеет большого значения и свидетельствует
лишь о том, что налогоплательщик отказался
подписать акт. Трудно согласиться с рекомендациями
не подписывать акт в случае несогласия
с изложенными фактами и выводами. В таком
случае правильнее будет представить
возражения в письменной форме.