Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 01:25, отчет по практике
Преддипломная практика, как и производственная практика, имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной практики, студенты приобретают необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях. Однако, кроме этого, целью преддипломной практики также является сбор эмпирических материалов для проведения дипломного исследования в соответствии с выбранной темой и заданием научного руководителя. И соответственно, выбор места прохождения преддипломной практики определяется содержанием программы дипломного исследования.
Отчет по практике: Деятельность Отдела по борьбе с экономическими преступлениями
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика, как и производственная практика, имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной практики, студенты приобретают необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях. Однако, кроме этого, целью преддипломной практики также является сбор эмпирических материалов для проведения дипломного исследования в соответствии с выбранной темой и заданием научного руководителя. И соответственно, выбор места прохождения преддипломной практики определяется содержанием программы дипломного исследования.
Моя преддипломная практика проходила с 08.02.2010 года по 12.03.2010 года, в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД по г. Кирову.
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями входит в структуру криминальной милиции.
На практике в УВД я ознакомилась с работой ОБЭП – отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Изучала нормативную базу ОБЭП (Закон «О милиции» от 18.04.91.г., Федеральный Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.95 г., Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации и др.), принимала участие в мероприятии «контрольная закупка», присутствовала при проведении обыска и выемки документов в качестве понятого. Кроме того, за время прохождения практики в отделе по борьбе с экономическими преступлениями я ознакомилась с уголовными делами, возбужденными ОБЭП за 2009 - 2010 год, изучала различную процессуальную документацию. Также работала с банком данных.
1. Система криминальной милиции и её подчиненность в РФ. Организационное построение криминальной милиции
Закон впервые подразделил милицию на 2 вида: криминальную и милицию общественной безопасности. Такой шаг законодателя был предопределен обстоятельствами двоякого рода.
С одной стороны, задачи обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, обеспечения общегосударственных интересов на фоне разрастания преступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлении теми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскной работой, ведут борьбу с тяжкими преступлениями, а с другой стороны приближение милиции к населению путем включения отдельных ее подразделений в состав местной власти, позволило бы адекватно и своевременно учитывать в работе милиции местные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами.
В основу разделения милиции на криминальную и общественной безопасности положены несколько критериев:
1) круг решаемых задач;
2) объем реализуемых полномочий;
3) подчиненность и подконтрольность;
4) порядок
назначения на должность и
освобождения от должности
5) источники финансирования и содержания.
При этом криминальная милиция и милиция общественной безопасности не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они – часть единого милицейского аппарата.
Криминальная милиция строится по вертикали, то есть подчиняется только вышестоящему органу МВД, вплоть до Министерства внутренних дел РФ. Это отражает единые общегосударственные интересы в деле борьбы с преступность.1
Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.
Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления:
- против
личности (убийство, умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью, истязание,
похищение человека, изнасилование,
торговля несовершеннолетними
- против
собственности (кража, мошенничество,
грабеж, разбой, вымогательство, хищение
предметов, имеющих особую ценность,
обман или злоупотребление
- в
сфере экономической
- против
интересов службы в
- против
общественной безопасности (терроризм,
захват заложников, организация
незаконных вооруженных
- против
здоровья населения и
- против экологической безопасности (незаконная охота, незаконная порубка деревьев в крупном размере и т. д.);
- против
безопасности движения и
- в
сфере компьютерной информации (неправомерный
доступ к компьютерной
- против
государственной власти, интересов
государственной службы и
- против
правосудия (посягательство на жизнь
лица, осуществляющего правосудие
или предварительное следствие,
незаконное освобождение от
- против
порядка управления (посягательство
на жизнь сотрудника
Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям: а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий; б) организация такого розыска.
Объектом розыска и установления личности для криминальной милиции являются:
а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:
скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;
совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции;
совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;
уклонившиеся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;
б)лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшеевнезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными);
в)несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;
г)психически больные лица, в том числе признанные в установленном порядкесоциально опасными, ушедшие из дома или учреждения, где они содержались;
д)лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившиесвязь между собой (утратившими связь считаются родственники, супруги, отказавшиесяили не желающие поддерживать родственные или брачные отношения);
е)лица, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;
ж)погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.
Как организующий центр розыскной работы, криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.
Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности.
Названный перечень задач криминальной милиции не является исчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, участие в проводимых контртеррористических операциях по борьбе с терроризмом, осуществление контроля за оборотом наркотических средств, проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей милиции.
Для решения возложенных задач криминальная милиция использует широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции. Вместе с тем можно отметить, что определяющей для нее является оперативно-розыскная деятельность. Криминальная милиция – это, прежде всего, оперативная служба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемые на основе и во исполнение Федерального закона " Об оперативно-розыскной деятельности".2
2. Краткий
исторический очерк создания
Отдела по борьбе с
16 марта
1937 года считается днем рождения
службы по борьбе с
В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая, казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурами заготовительных пунктов системы Заготзерно. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР и подразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствия по делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.
На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду с активным участием в работе по борьбе с расхитителями государственной собственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самым нормальной деятельности государственных предприятий.
Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации.
Вновь созданные специальные подразделения милиции внесли значительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже на первоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы с преступностью.
Предвоенное время.
В предвоенное время шло совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба с валютчиками и контрабандистами.
В последние предвоенные годы происходит организационное укрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всех периферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнению с 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.
Великая отечественная война поставила перед службой новые задачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводных милицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решали наиважнейшую задачу – в условиях острой нехватки продовольственных и других материальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиления контроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуация предприятий и материальных ценностей. Переход на карточную систему распределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленных товаров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.
В годы Великой Отечественной войны резко возросло количество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видом преступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости. Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующий приказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось проводить в 10-дневный срок.
Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостояли экономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важным фактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.