Отчет по практике в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД по г. Кирову

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 01:25, отчет по практике

Краткое описание

Преддипломная практика, как и производственная практика, имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной практики, студенты приобретают необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях. Однако, кроме этого, целью преддипломной практики также является сбор эмпирических материалов для проведения дипломного исследования в соответствии с выбранной темой и заданием научного руководителя. И соответственно, выбор места прохождения преддипломной практики определяется содержанием программы дипломного исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

отчет1.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

Отчет по практике: Деятельность Отдела по борьбе с экономическими преступлениями

ВВЕДЕНИЕ

 

Преддипломная практика, как и производственная практика, имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе данной практики, студенты приобретают необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях. Однако, кроме этого, целью преддипломной практики также является сбор эмпирических материалов для проведения дипломного исследования в соответствии с выбранной темой и заданием научного руководителя. И соответственно, выбор места прохождения преддипломной практики определяется содержанием программы дипломного исследования.

Моя преддипломная практика проходила с 08.02.2010 года по 12.03.2010 года, в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД по г. Кирову.

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями входит в структуру криминальной милиции.

На практике в УВД я ознакомилась с работой ОБЭП – отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Изучала нормативную базу ОБЭП (Закон «О милиции» от 18.04.91.г., Федеральный Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12.08.95 г., Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации и др.), принимала участие в мероприятии «контрольная закупка», присутствовала при проведении обыска и выемки документов в качестве понятого. Кроме того, за время прохождения практики в отделе по борьбе с экономическими преступлениями я ознакомилась с уголовными делами, возбужденными ОБЭП за 2009 - 2010 год, изучала различную процессуальную документацию. Также работала с банком данных.

 

1. Система  криминальной милиции и её подчиненность в РФ. Организационное построение криминальной милиции

 

Закон впервые подразделил милицию на 2 вида: криминальную и милицию общественной безопасности. Такой шаг законодателя был предопределен обстоятельствами двоякого рода.

С одной стороны, задачи обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, обеспечения общегосударственных интересов на фоне разрастания преступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлении теми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскной работой, ведут борьбу с тяжкими преступлениями, а с другой стороны приближение милиции к населению путем включения отдельных ее подразделений в состав местной власти, позволило бы адекватно и своевременно учитывать в работе милиции местные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами.

В основу разделения милиции на криминальную и общественной безопасности положены несколько критериев:

1) круг  решаемых задач;

2) объем  реализуемых полномочий;

3) подчиненность  и подконтрольность;

4) порядок  назначения на должность и  освобождения от должности руководителей;

5) источники  финансирования и содержания.

При этом криминальная милиция и милиция общественной безопасности не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они – часть единого милицейского аппарата.

Криминальная милиция строится по вертикали, то есть подчиняется только вышестоящему органу МВД, вплоть до Министерства внутренних дел РФ. Это отражает единые общегосударственные интересы в деле борьбы с преступность.1

Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.

Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления:

- против  личности (убийство, умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговля несовершеннолетними и  т.д.);

- против  собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хищение  предметов, имеющих особую ценность, обман или злоупотребление доверием  и др.);

- в  сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда, незаконный оборот драгоценных металлов, преднамеренное банкротство и т. д.);

- против  интересов службы в коммерческих  и иных организациях (злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп, превышение полномочий служащими  частных охранных и детективных  служб и т. д.);

- против  общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация  незаконных вооруженных формирований, бандитизм, организация преступного  сообщества, массовые беспорядки, хулиганство  с применением оружия, незаконное  обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот оружия, совершенный  организованной группой, хищение  оружия, пиратство и т. д.);

- против  здоровья населения и общественной  нравственности (незаконный оборот  наркотических средств или психотропных  веществ, их хищение, склонение к  потреблению наркотических средств, организация либо содержание  притонов для потребления наркотических  средств, незаконный оборот сильнодействующих  или ядовитых веществ в целях  сбыта, вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических  материалов или предметов и  т.д.);

- против  экологической безопасности (незаконная  охота, незаконная порубка деревьев  в крупном размере и т. д.);

- против  безопасности движения и эксплуатации  транспорта;

- в  сфере компьютерной информации (неправомерный  доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение  вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации  ЭВМ);

- против  государственной власти, интересов  государственной службы и службы  в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, служебный  подлог, халатность);

- против  правосудия (посягательство на жизнь  лица, осуществляющего правосудие  или предварительное следствие, незаконное освобождение от уголовной  ответственности, побег из места  лишения свободы, из-под ареста  или из-под стражи и т. д.);

- против  порядка управления (посягательство  на жизнь сотрудника правоохранительного  органа, подделка, изготовление или  сбыт поддельных документов, самоуправство).

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям: а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий; б) организация такого розыска.

Объектом розыска и установления личности для криминальной милиции являются:

а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:

скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции;

совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;

уклонившиеся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;

б)лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшеевнезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными);

в)несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;

г)психически больные лица, в том числе признанные в установленном порядкесоциально опасными, ушедшие из дома или учреждения, где они содержались;

д)лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившиесвязь между собой (утратившими связь считаются родственники, супруги, отказавшиесяили не желающие поддерживать родственные или брачные отношения);

е)лица, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;

ж)погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.

Как организующий центр розыскной работы, криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.

Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности.

Названный перечень задач криминальной милиции не является исчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, участие в проводимых контртеррористических операциях по борьбе с терроризмом, осуществление контроля за оборотом наркотических средств, проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей милиции.

Для решения возложенных задач криминальная милиция использует широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции. Вместе с тем можно отметить, что определяющей для нее является оперативно-розыскная деятельность. Криминальная милиция – это, прежде всего, оперативная служба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемые на основе и во исполнение Федерального закона " Об оперативно-розыскной деятельности".2

 

2. Краткий  исторический очерк создания  Отдела по борьбе с экономическими  преступлениями

 

16 марта 1937 года считается днем рождения  службы по борьбе с экономической  преступностью.

В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая, казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурами заготовительных пунктов системы Заготзерно. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР и подразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствия по делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.

На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду с активным участием в работе по борьбе с расхитителями государственной собственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самым нормальной деятельности государственных предприятий.

Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации.

Вновь созданные специальные подразделения милиции внесли значительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже на первоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы с преступностью.

Предвоенное время.

В предвоенное время шло совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба с валютчиками и контрабандистами.

В последние предвоенные годы происходит организационное укрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всех периферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнению с 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.

Великая отечественная война поставила перед службой новые задачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводных милицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решали наиважнейшую задачу – в условиях острой нехватки продовольственных и других материальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиления контроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуация предприятий и материальных ценностей. Переход на карточную систему распределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленных товаров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.

В годы Великой Отечественной войны резко возросло количество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видом преступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости. Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующий приказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось проводить в 10-дневный срок.

Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостояли экономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важным фактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.

Информация о работе Отчет по практике в Отделе по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД по г. Кирову