Регулирование оффшорного банковского
бизнеса
Сегодня в мире действует более
30 международных оффшорных финансовых
центров (МОФЦ), а количество оффшорных
банков уже перевалило за тысячу. Если
ориентироваться на данные начала 90-х
гг., то ведущими МОФЦ были Швейцария, Гонконг,
Сингапур, Багамы, Каймановы острова, Бахрейн,
Нидерландские Антильские острова и Панама.
Однако ОББ отличается большой маневренностью
и за текущее десятилетие между основными
МОФЦ мира произошли изменения в расстановке
сил, так, например, успешно развиваются
МОФЦ Кипра, Мальты, Малайзии, Британских
Вирджинских и Марианских островов. Между
МОФЦ идет постоянное движение крупных
финансовых потоков, и их позиции постоянно
меняются.
В целом сложившаяся система
регулирования ОББ обеспечивает широкий
доступ обычным банкам, транснациональным
корпорациям, юридическим и физическим
лицам к оффшорным банковским операциям
в качестве, как учредителей оффшорных
банков, так и их клиентов.
В ведущих МОФЦ, помимо законодательства
об оффшорной деятельности вообще, введены
в действие специальные законы об оффшорной
банковской деятельности. Местным законодательством
предусматривается обязательное получение
одной из двух-трех типов лицензий на ведение
оффшорных банковских операций (неограниченная
и ограниченная, типа А, B, C, Nl, N2 и N3 и т.п.).
Эти лицензии выдаются министром финансов
или Центральным банком страны регистрации.
Банковская лицензия типа А
выдается только первоклассным банкам
с солидной международной репутацией.
Она разрешает оффшорному банку вести
любые банковские операции, как с иностранными,
так и местными резидентами, а с нерезидентами
- и в любых иностранных валютах. Расчеты
в национальной валюте страны регистрации
банкам запрещены. Банковская лицензия
типа А выдается на срок от 1 до 5 лет, и
ее действие пролонгируется автоматически
на следующий срок, если держатель лицензии
типа А не нарушает действующие нормы
ОББ. В интересах клиентуры и укрепления
международной репутации своих стран
местная администрация установила повышенные
требования к держателям лицензии типа
А относительно минимальных сумм уставного
и оплаченного капитала оффшорных банков,
а также регистрационного и лицензионного
сбора. Выдаче лицензии типа А обычно предшествует
серия переговоров с руководством материнского
банка о конкретных условиях регистрации
и деятельности каждого первоклассного
оффшорного банка.
Держателей лицензий типа А
немного из-за высоких требований к ним,
и только крупные международные банки
с высокой деловой репутацией в состоянии
выполнить эти требования. Банковская
лицензия типа B, запрещая банковское обслуживание
резидентов страны регистрации банка,
разрешает все или почти все банковские
операции с нерезидентами за рубежом в
иностранных валютах.
Обычно она выдается сроком
на год, и ее действие продлевается на
следующий срок без проблем, если оффшорный
банк не нарушает требований местного
банковского регулирования. Требования
по уставному капиталу и лицензионному
сбору для банков с лицензией типа В обычно
менее строги, чем для первоклассных банков.
Большинство оффшорных банков регистрируется
и работает по лицензии типа B.
В некоторых оффшорных банковских
центрах выдается лицензия типа C, которая,
запрещая ее держателям операции на местном
рынке страны регистрации банка, разрешает
таким банкам ограниченное количество
банковских операций в некоторых иностранных
валютах (и то, и другое указано в лицензии)
и с определенными (часто указанными в
лицензии) нерезидентами. Для них установлены
достаточно скромные минимумы уставного
и оплаченного капитала и ставки регистрационного
и лицензионного сборов.
Срок действия лицензии типа
C - обычно 1 год с возможной последующей
пролонгацией на следующий год. Оффшорные
банки с лицензией типа C обычно обслуживают
определенную группу организационно связанных
друг с другом нерезидентных компаний,
в состав которых входит и сам оффшорный
банк, и в этом смысле они похожи на кэптивные
(связанные) страховые компании.
Эта лицензия популярна и среди
состоятельных физических лиц, по тем
или иным причинам решивших иметь свой
личный или семейный оффшорный банк.
В большинстве оффшорных банковских
центров обязательным условием для регистрации
банка является наличие опыта банковской
деятельности у владельцев и менеджеров
учреждаемого банка, а в некоторых странах
и личное участие владельцев банка в управлении
его повседневной деятельностью.
Практически повсеместно введен
аудиторский контроль деятельности оффшорных
банков со стороны тех или иных органов
управления местной администрации. Эти
мероприятия существенно оздоровили и
упорядочили ОББ за последние годы, это
можно только приветствовать.
Преимущества оффшорного банка:
1. Низкие учредительские
и административные издержки. В оффшорных
странах эти величины значительно ниже,
чем в обычных. Для большинства бизнесменов
это единственная возможность основать
иностранный коммерческий банк, поскольку
другие возможности неприемлемы из-за
высоких требований к капиталу, персоналу,
репутации и бизнес-плану банка. Основывая
оффшорный банк, большие компании и банки
могут снизить свои издержки и их возможности
для бизнеса увеличиваются. Оффшорный
банк часто выступает в качестве зарубежного
расчетного и платежного центра холдинга
или финансово-промышленной группы. В
нем могут находиться текущие счета и
депозиты компаний группы. Обслуживание
через оффшорный банк позволяет избегать
обращения к иностранным банкам. В результате
значительная доля расходов на банковские
услуги остается в распоряжении группы.
2. Обширные налоговые
льготы в странах регистрации
(только разовый регистрационный
сбор, ежегодный лицензионный сбор и кое-где
небольшой налог на прибыль).
3. Полное освобождение
их операций от местного валютного
контроля и беспрепятственное
открытие и ведение валютных счетов как
в странах их регистрации, так и за рубежом.
4. Повышенная конфиденциальность
операций оффшорных банков и
их клиентов. Разрешается использовать
институт номинальных директоров,
допускается выпуск акций на
предъявителя при учреждении
оффшорных банков. Практически во
всех международных оффшорных
финансовых центрах обеспечена
тайна банковских счетов. Правда,
в последние годы межправительственные
соглашения о сотрудничестве
по вопросам налогообложения
вынуждают оффшорные банки предоставлять
правоохранительным органам стран-участниц
таких соглашений запрашиваемую
деловую информацию по оффшорным
банкам, но эти договоренности
действуют далеко не везде
и, как правило, только в случае
возбуждения судебных исков и
дел. Очень популярны услуги оффшорных
банков по открытию анонимных
счетов.
5. Оффшорные банки свободны
от соблюдения жестких норм
местного банковского регулирования.
Для них не обязательно в
принудительном порядке покупать
казначейские обязательства Центрального
банка или правительства страны
регистрации. В своей кредитной политике
им не нужно следовать за учетной ставкой
центральных банков стран регистрации.
Нет требований к уровням ликвидности,
резервов и некоторым другим нормам и
лимитам банковской практики.
6. Мультивалютная маневренность
вкладов. Глобальный характер ОББ
позволяет рассредоточивать активы
вкладчиков за рубежом в нескольких
благоприятных и стабильных юрисдикциях
и тем самым дополнительно
защищать эти активы от обесценивания,
конфискации и рисков.
7. Поскольку многие оффшорные
банки, кроме банковского обслуживания,
берут на себя и функции
трастового управления активами
клиентов, обеспечивается профессиональное
распоряжение собственностью.
8. Доступ к международной
сети банковских корреспондентских
счетов. Используется для международного
перераспределения капиталов и
проведения разнообразных финансовых
операций.
9. Доступ к международному
кредитному рынку. Доходы оффшорного
банка от валютных операций, от
участия в предоставлении займов
и денежном рынке, от операций
с ценными бумагами и вкладами
могут быть защищены от высоких
ставок налогов, применяемых в
отношении обычных банков и
финансовых учреждений. К последним
может применяться и налог на получаемые
проценты. В случае оффшорных банков, налоги
на источник прибыли, на банковские проценты,
дивиденды и прочие аналогичные платежи
не взимаются.
10. Либеральный режим в
странах регистрации заметно
повышает прибыльность оффшорного
банковского бизнеса. В конечном
счете, преимущества ОББ реализуются
в высоких показателях деятельности
оффшорных банков. Многие из них
выплачивают своим клиентам ставки
по депозитам, превосходящие в 2-4
раза ставки по вкладам в
обычных банках. А это и дополнительная
клиентура, и рост контролируемых заемных
финансовых ресурсов, и дополнительные
прибыли.
Недостатки оффшорного банковского
бизнеса
Как подразумевает само название,
оффшорные банки часто находятся в маленьких
странах в отдаленных регионах. В реальности
это не всегда так, но такой стереотип
существует. Он может причинять определенный
дискомфорт для потенциального вкладчика
или инвестора, но при тщательно продуманном
подходе к выбору оффшорной зоны и банка
это беспокойство излишне. Со все возрастающим
уровнем использования новых технологий
для внесения денег на счет, управления
им, выполнения операций и инвестирования
средств, физическое местонахождения
банка почти не имеет значения. Независимо
от того, находится банковское учреждение
в Нью-Йорке или в Нью-Дели, большинство
трансакций выполняются посредством нажатия
кнопки мыши на компьютере. А с расширением
территории приема платежных и банковских
кредитных карточек средства вкладчика
доступны ему буквально в десятках тысяч
банкоматов и торговых точек во всем мире.
Более того, если агент, помогающий
потенциальному вкладчику, компетентен
в этой области и добросовестно исполняет
свои обязанности, он порекомендует вкладчику
тот оффшорный банк, который предлагает
наилучшее для данного вкладчика сочетание
безопасности, защиты активов и конфиденциальности.
Из-за ошибочного предположения,
что оффшорные банки заинтересованы только
в сверхкрупных депозитах и масштабных
трансакциях, многие считают, что эти банки
являются инструментом для очень богатых
людей или крупных корпораций. Это не совсем
верно. Бесспорно, некоторые оффшорные
зоны ориентированы на запросы тех, кто
хочет защитить свои весьма существенные
активы и имущество (возьмем, например,
Швейцарию и Люксембург), но существуют
и территории с намного меньшими требованиями
относительно вкладов, которые могут оказаться
чрезвычайно полезными и ценными для тех,
у кого активы не настолько велики. Есть
даже несколько оффшорных зон с минимальным
допустимым размером депозита в $500, хотя
открытие оффшорного счета на такую сумму,
бесспорно, стоило бы дороже, чем польза
от него
Особенности учета операций с офшорами.
Каково назначение резерва на
возможные потери по операциям с резидентами
оффшорных зон? Отвечая на этот вопрос,
рассмотрим особенности формирования
и использования этого вида резервов,
их роль в деятельности банка и при налогообложении
и на что следует обратить внимание при
осуществлении операций с резидентами
оффшорных зон. Резервы на возможные потери
по операциям с оффшорами формально являются
обычными резервами на возможные потери,
при этом есть некоторые особенности в
их отражении в бухгалтерском учете, поэтому
рассмотрим порядок их расчета на конкретных
примерах. Резервы на возможные потери
по операциям с оффшорами
Резервы на возможные потери
под операции кредитных организаций с
резидентами оффшорных зон по сути своей
кардинально отличаются от резервов по
ссудам, прочим активам, условным обязательствам
кредитного характера, срочным сделкам
и прочим потерям. Порядок формирования
резервов по операциям с оффшорами определен
Указанием Банка России от 22.06.2005 № 1584-У
«О формировании и размере резерва на
возможные потери под операции кредитных
организаций с резидентами оффшорных
зон» (далее — Указание № 1584-У).
В соответствии с этим нормативным
документом кредитные организации обязаны
формировать резервы:
- под ссуды, предоставленные
резидентам оффшорных зон, а также
ссудную и приравненную к ней
задолженность, определенную в соответствии
с требованиями Положения Банка
России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке
формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери
по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности» (далее —
Положение № 254-П), которая числится
за резидентами оффшорных зон
(далее — ссуды);
- финансовые инструменты,
являющиеся элементами расчетной
базы в соответствии с Положением
Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О
порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные
потери» (далее — Положение №
283-П), контрагентами по которым
выступают резиденты оффшорных
зон (далее — финансовые инструменты).
На самом деле в тексте Указания
№ 1584-У содержится ссылка не на Положение
№ 283-П, а на действовавшее до 1 июня 2006
г . Положение Банка России от 09.07.2003 №
232-П «О порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные
потери». Более того, дальше по тексту
Указания встречается ссылка на Положение
Банка России от 05.12.2002 № 205-П, утратившее
силу с 1 января 2008 г . К сожалению, до настоящего
времени регулятор не внес надлежащих
изменений в свой нормативный акт.