Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и принципы деятельности ВТО, изучить структуру, функции и задачи данной организации, изучить взаимодействие стран-членов
2. Дать характеристику взаимоотношениям России и ВТО, определить какие цели и задачи преследует правительство России при вступлении в ВТО.
3. Определить проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО.
Введение………………………………………………………………..………..…...3
Всемирная торговая организация…….…………………………………...…5
Цели и принципы деятельности ВТО………….……………….……11
Структура, функции и задачи ВТО…………………………………..66
Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества членства в ВТО…………………………………………………………………….66
Взаимодействие России и ВТО……………………………………………..14
Цели, задачи и условия вступления России в ВТО……………….…88
Социально-экономические последствия вступления в ВТО…….....88
Проблемы и перспективы развития российской торговли в рамках ВТО………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы..……………………….…………....………27
Приложение ……………………………………………………………….………..28
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы..……………………….…………....
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уже можно говорить о реальных перспективах вступления России во Всемирную торговую организацию - ведь переговоры уже вступили в завершающую стадию. В связи с этим остро стоит вопрос о том, каковы будут последствия этого шага на нашу экономику, в том числе на аграрную.
Сегодня, в условиях глобализации
экономических отношений и
Учитывая, что на долю стран-участниц
ВТО приходится более 90% всей мировой
торговли товарами и услугами, а
также то, что основные наши торгово-экономические
партнеры являются членами ВТО, вступление
России в эту организацию
Объект исследования: состояние российских предприятий (или промышленности) в случае вступления России в ВТО.
Предметом исследования является внешнеторговая деятельность России.
Целью курсовой работы является оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО.
Исходя из заявленной цели, можно выстроить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть цели и
принципы деятельности ВТО,
2. Дать характеристику
взаимоотношениям России и ВТО,
3. Определить проблемы
и перспективы развития
Теоретической и методической базой исследования выступили: труды таких исследователей, как Портер М., Сэмпсон П.., Дракер П., Мескон М., Тарасов В. и т.д. стать периодических изданиях отражающие проблемы международных отношений: журнал "МЭМО", "ЭКО", "Наука", "Экономист", "Государство и право" и прочие другие, сайты Интернет.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
1. Всемирная торговая организация (ВТО)
1.1. Цели и принципы деятельности ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации [11, c.55].
ВТО, являющаяся преемницей
действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения
по тарифам и торговле (ГАТТ), начала
свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО
призвана регулировать торгово-политические
отношения участников Организации
на основе пакета Соглашений Уругвайского
раунда многосторонних торговых переговоров
(1986-1994 гг.). Эти документы являются
правовым базисом современной
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров [3, с.99].
Соглашения ВТО являются основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов. При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Именно с этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО.
Одна из основных задач ВТО заключается в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров. Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности.
Члены ВТО берут на себя
обязательство не предпринимать
в одностороннем порядке
Основные принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики. Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года.
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга [6,с.99].
Два фундаментальных принципа ГАТТ – это не дискриминация и обеспечение доступа на рынок.
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций.
Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному «рассмотрению»; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации [3, с.88].
Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Таким образом, основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
Несмотря на это, существуют противоречия между странами-членами ВТО. Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.
Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.
Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом, чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.
Практически все члены имеют в Женеве свои представительства при ВТО. На долю Всемирной торговой организации приходится более 95 % мировой торговли товарами и услугами [20].
1.2. Структура, функции и задачи ВТО
ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров [8, c.125].
С 1947 г. обсуждение глобальных
проблем либерализации и
Важнейшими функциями ВТО являются:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными специализированными организациями.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц [9, c.125].
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам [7, c.211].
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами [12, c.310].
Многочисленные
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. [6, c.66].
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и другие правила.
Информация о работе Оценка возможных последствий для российской торговли после вступления в ВТО