Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:43, курсовая работа
Оценка машин, оборудования и транспортных средств включает в себя определение стоимости практически всего спектра объектов движимого имущества: станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов, которые относятся к движимому имуществу.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ оценки стоимости машин и оборудования.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы оценки машин и оборудования…………….. 4
1.1 Машины и оборудование как объекты оценки. Факторы и принципы, влияющие на формирование стоимости………………………………………. 4
1.2 Понятие и виды оценочной стоимости …………………………………... 10
1.3 Нормативно-правовые и организационные основы оценки машин
и оборудования, цели оценки ………………………….…………………….. 14
Глава 2. Методологические основы оценки стоимости машин и
оборудования ………….………………………………………………………. 16
2.1 Основные подходы и методы, используемые при оценке машин
и оборудования …………………………….………………………………….. 16
2.2 Понятие и виды износа машин и оборудования, методы определения различных видов износа …………………………………………………….… 25
2.3 Согласование результатов оценки, получаемых от разных подходов к оценке машин и оборудования ………………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………..……………………. 34
Список литературы ………………………………………..…………………… 37
В отличие от двух других способов, данный метод позволяет оценить стоимость объекта, не прибегая к расчету чистого дохода. Метод предполагает подбор функционального аналога (базисного объекта), который может выполнять одинаковые с оцениваемым объектом функции, но может отличаться от него по конструкции, производительности, сроку службы, качеству продукции и другим показателям.
Преимущество метода
равноэффективного
4) метод капитализации и остатка применяется при расчете стоимости отдельных единиц оборудования в составе машинного комплекса.
Стоимость машин и оборудования, оцениваемых с применением доходного подхода, определяется в следующем порядке: рассчитывается чистый доход от производственного комплекса (предприятия, цеха, участка); методом остатка вычленяется часть дохода, которая относится к машинному парку комплекса; методами капитализации дохода или дисконтирования денежных потоков определяется стоимость всего машинного парка; с помощью долевого коэффициента пропорционально балансовой стоимости рассчитывается стоимость отдельных объектов.
Несомненным достоинством этих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужно оценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественный комплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования. Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное, чем экономическое значение.
2.2 Понятие и виды износа машин, оборудования и транспортных средств, методы определения различных видов износа
В машиностроении существует система стандартов, которая регламентирует сбор и учет на предприятиях информации о состоянии машины, ее повреждениях и отказах, а также затратах на проведение ремонтов.
Однако устранение накопленного износа с помощью ремонтов имеет свои пределы. Обычно эти пределы определяются накопившимся функциональным (моральным) износом машины и чрезмерно большими затратами на устранение ее физического износа. В этом случае говорят о так называемом неустранимом износе машины в отличие от устранимого износа, когда восстановление машины не только физически возможно, но и экономически оправдано.
Таким образом, одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является их износ.
Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.
В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают три его вида:
1) физический износ – потеря стоимости вследствие ухудшения работоспособности машины (объекта оценки), обусловленного естественным ее изнашиванием в процессе эксплуатации или длительного хранения;
2) функциональный износ – потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования;
3) внешний (экономический) износ - потеря стоимости машиной (объектом оценки), обусловленная влиянием внешних по отношению к ней факторов.
При определении стоимости подержан
Важность учета всех трех видов износа при оценке машин и оборудования обусловлена следующими причинами:
• относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности влияния физического износа на их стоимость;
• высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;
• относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.
При использовании доходного подход
При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний экономический износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов.
Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.
Физический износ приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью:
С = Св – Сиз.физ.*(1-Киз.физ), (12)
где; Св – полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины,
Сиз. физ . – стоимость физического износа машины,
Киз. физ . – коэффициент ее физического износа.
Как видно из (12), Киз. физ . представляет собой долю восстановительной стоимости, которую машина потеряла вследствие физического износа, а произведение является стоимостью физического износа.
Киз. физ* Св. = Сиз. физ (13)
Потеря машиной своих первоначальных показателей при эксплуатации - неотвратимый процесс, протекающий с большей или меньшей интенсивностью в зависимости от конструкции машины и условий ее использования. Предельным состоянием здесь является момент выхода этих показателей за допустимые границы.
Начиная с этого момента, машина нуждается в восстановлении своей работоспособности, что достигается ремонтом ее узлов и элементов, модернизацией, заменой износившихся деталей, регулировкой и т.п.
Известны следующие
методы определения степени
Метод срока жизни – физический износ рассчитывается исходя из оставшегося срока жизни машин и оборудования, определяемого из условий эксплуатации объекта оценки: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д. Процент физического износа при применении данного метода рассчитывается как отношение эффективного возраста к сроку экономической жизни.
Метод укрупненной оценки технического состояния. Целесообразно использовать специальные оценочные шкалы (см. таблицу 1).
Метод потери производительности машин и оборудования – физический износ определяется отношением снижения чистой прибыли к прибыли, которую давал объект, когда он был новым.
Экспертный анализ физического
состояния – коэффициент
Функциональный износ представляет собой потерю стоимости, вызванную либо появлением более дешевых машин, оборудования, либо производством более экономичных и производительных аналогов.
Таблица 1 - Оценочная шкала для определения физического износа
Физический износ, % |
Оценка технического состояния |
Общая характеристика технического состояния |
0-20 |
Хорошее |
Повреждений и деформаций
нет. Имеются отдельные |
21-40 |
Удовлетворительное |
Элементы в целом пригодны для эксплуатации, однако требуют ремонта уже на данной стадии эксплуатации |
41-60 |
Неудовлетворительное |
Эксплуатация элементов возможна лишь при условии проведения ремонта |
61-80 |
Аварийное |
Состояние элементов
аварийное. Выполнение элементами своих
функций возможно лишь при проведении
специальных охранительных |
81-100 |
Непригодное |
Элементы находятся в не пригодном к эксплуатации состоянии |
Методы определения функционального устаревания:
- функциональное устаревание, обусловленное избыточными капитальными затратам определяется как разница между полной стоимостью воспроизводства и полной стоимостью замещения;
- функциональное устаревание, обусловленное избыточными эксплуатационными затратами, определяется как дисконтированная разность между эксплуатационными затратами рассматриваемого объекта и сократившимися эксплуатационными затратами современного аналога.
Экономический (внешний износ) определяется методом связанных пар продаж. Сравниваются два сопоставимых объекта, один из которых имеет признаки внешнего износа, а другой - нет. Разница в ценах продаж трактуется как внешний (экономический) износ. При применении метода прямого сравнения следует соблюдать определенную последовательность при внесении поправок: в первую очередь делаются дифференциальные корректировки, а потом – поправочные.
Методы определения
экономического устаревания: метод
экспертного анализа –
Независимо от того, какой метод затратного подхода применяется при оценке, стоимость объектов определяется в следующей последовательности: анализ объекта и, при необходимости, выделение из целого объекта его составных частей (отдельные станки и оборудование из технологического комплекса или цеха, составные части персонального компьютера и т. д.); подбор для каждого объекта наиболее подходящего метода оценки стоимости и проведение необходимых расчетов; определение для каждого объекта (компонента) потерь стоимости в результате всех видов износа (физического износа, функционального и экономического устаревания); определение оценочной стоимости (стоимости воспроизводства или замещения).
2.3 Согласование результатов оценки, получаемых от разных подходов к оценке машин, оборудования и транспортных средств
Практические методы оценки стоимости разных видов машин и оборудования сочетают в себе элементы нескольких подходов, а их отнесение к тому или иному подходу делается по преобладающему признаку. Наличие расчета затрат не является признаком того, что это обязательно затратный подход. Без расчета затрат не обходится ни один метод доходного подхода, когда нужно определить чистый доход. Расчет затрат можно обнаружить в типичном представителе сравнительного подхода - методе прямого сравнения, когда вносят корректировки чисто затратного характера (на устранение различий цен в затратах на транспортные, складские, страховые и таможенные операции, на приобретение дополнительных устройств и т.д.).
В то же время применение каждого подхода дает оценку стоимости одного и того же объекта с разных позиций. Поэтому неслучайно требование выполнения дублирующих расчетов стоимости с применением трех подходов (сравнительного, затратного и доходного) и согласование получаемых оценок зафиксированы в ряде стандартов оценки. Соблюдение этого требования в полном объеме приводит к повышению трудоемкости оценочных работ, как минимум, втрое. Вопрос же о том, насколько это повышает достоверность оценки, остается открытым. В самом деле, если использован надежный и адекватный для данной ситуации метод оценки, то можно ли повысить достоверность результатов, применяя параллельно другой, менее точный метод? И почему для достижения точности нужно пользоваться методами, вытекающими только из разных подходов? Эти вопросы давно волнуют оценщиков и являются предметом оживленных дискуссий.
Вероятная цена сделки, которую стремится определить оценщик, является компромиссной между ценами предложения и спроса. Известные подходы к оценке в основном сориентированы либо на цену предложения, либо на цену спроса. Чтобы смоделировать этот компромисс, оценщику приходится применить методы разных подходов и путем согласования полученных результатов подойти к вероятной цене сделки, т.е. к рыночной стоимости.