Оценка потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Оценка экономического потенциала предприятия является важной теоретико-методологической задачей. Анализ существующих способов и методик оценки экономического потенциала предприятия и входящих в его состав элементов показал, что общераспространенной является оценка экономического потенциала предприятия (ЭПП) на базе фактически достигнутых значений показателей, тем или иным образом описывающих систему предприятия, что не вполне соответствует сущности данной экономической категории, отражающей потенциальные возможности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Меркушева НИР отчет 2012.docx

— 145.79 Кб (Скачать файл)

Организационный потенциал  предприятия изначальнорассматривали как сложную совокупность, следующих взаимосвязанный элементов: руководители, структура, информация системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностной ориентации.

С точки зрения современных подходов основу организационного потенциала составляет культура организации - совокупность управленческого персонала, системы ценностей, систем и процедур. Но понятие потенциала есть нечто большее, нежели совокупность всех элементов, - он обладает системными свойствами.

Основными системными свойствами являются:

1. Способы подразделения задач.  При глубоком подразделении и  узкой специализации задач потенциал  достигает высокой эффективности,  но лишается гибкости. Агрегированные  и не жестко определенные задачи  повышают возможности творчества  в ущерб эффективности.

2. Способы взаимосвязи задач.  Разграничение задач способствует  функциональной стабильности, их  объединение повышает гибкость.

3. Культура организации, общие  нормы, ценности, модели действительности, вознаграждения, материальные стимулы.  Культура, которая не стремится  к переменам, способствует повышению  эффективности но не оставляет  простора для гибкости

4. Структура полномочий внутри  функций и между ними, а также  способы реализации этих полномочий. Авторитарная структура способствует повышению стабильности и эффективности, разделенные полномочия повышают возможность перемен, но при этом эффективность снижается.

Организационный потенциал с позиции  его структуризации может быть рассмотрен как совокупность системы управления, управленческого птенциала, информационных систем, коммуникационных связей, личностного  предпринимательского потенциала руководителя, организационного климата и организационной  культуры.

Рыночный потенциал  предприятия (его еще называют маркетинговый) - это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%.

Уровень использования рыночного  потенциала - это мера управления ресурсами  предприятия в целях эффективного взаимодействия с рынком на некоторый  момент времени. Может принимать значения от 0 до 100%.

Основные составляющие рыночного  потенциала как элемента стратегического  планирования - блок ресурсов, блок системы  управления и стратегического планирования предприятия и блок маркетинга. Данные блоки охватывают все основные стратегические компоненты предприятия, позволяющие  достигать поставленных целей.

В управленческом блоке формулируется  миссия, вырабатывается стратегия дальнейшего  развития, определяются цели. Реализация поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии  ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных).

Маркетинговый элемент, дополняющий  структуру рыночного потенциала предприятия, отражает деятельность персонала: аналитическую, производственную, коммуникационную. Таким образом, понятием «рыночный потенциала предприятия» объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления на различных этапах, но и методы, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовывать имеющиеся рыночные возможности.

Для расчета уровня использования рыночного потенциала предприятия необходимо упорядочить составляющие данные и определить взаимосвязи между компонентами. Ресурсы являются предметом маркетинговой и управленческой деятельности. Таким образом, выделяется два направления анализа: анализ маркетинговой деятельности в области ресурсов и анализ управленческой деятельности в области ресурсов.

Финансовый потенциал  предприятия ( ФПП) выступает одним из основополагающих компонентов в системе формирования, использования, управления и оценки потенциала. Существующие и широко используемые в настоящее время методики его оценки и уровня использования традиционно базируются на расчете только различных групп финансовых показателей. Очевидно, что этого совершенно недостаточно, так как финансовые показатели являются всего лишь индикаторами состояния, а не действенными инструментами, обеспечивающими проведение целенаправленной, активной и эффективной политики. В этой связи представляется обоснованным в систему оценки финансового потенциала добавить такие элементы как:

1. Оценка финансового потенциала предприятия по критерию «возможность привлечения дополнительного капитала».

Возможность обеспечения реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия, зависит от инвестиционной привлекательности  предприятия, представляющей собой  систему экономических отношений  между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса  и поддержания конкурентоспособности  за счет внутренних и внешних инвестиционных источников. Следовательно, уровень  ФПП по критерию «возможность привлечения  дополнительного капитала» также  будет определяться степенью привлекательности  предприятия для потенциального инвестора. Частично данный аспект имеет сходство с методикой оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала прелприятия

2. Оценка ФПП по критерию «наличие эффективной системы управления финансами».

Под эффективной системой управления финансами  понимается технология составления  скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующаяся на комплексном анализе  прогнозов изменения внешних  и внутренних параметров и получении  посредством расчета экономических  и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций) с минимальными отклонениями (не более 20 %).

Данный вид оценки проводится экспертным путем и предполагает отнесение  предприятия к определенному уровню финансового потенциала предприятия по следующему принципу:

    • высокий уровень ФПП – наличие на предприятии системы бюджетного планирования;
    • средний уровень ФПП – наличие на предприятии системы плановых отчетов;
    • низкий уровень ФПП – наличие на предприятии системы планирования коэффициентным методом.

3. Комплексную оценку финансового потенциала предприятия рекомендуется проводить экспертным путем на основании значимости каждой составляющей.

Еще одним важным элементом оценки потенциала предприятия наряду с  его структурными компонентами выступает  такой элемент как  «стратегическое планирование потенциала предприятия».

Он может быть изучен и оценен в разрезе следующих составляющих:

    • Стратегический потенциал – плановый результат реализации стратегии;
    • Оперативный, экономический потенциал – текущий, созданный потенциал для реализации стратегии;
    • Фактический потенциал – практически полученный результат от реализации стратегии, экономического потенциала.

Стратегический потенциал – какие возможности предполагается создать и как их реализовать в долгосрочной перспективе. Оценка желаний во внешней среде. Служит основой для формирования экономического потенциала, то есть проектирования внутренней среды.

Экономический потенциал – какие возможности созданы на данный момент времени. Оценка возможностей внутренней среды для реализации стратегического потенциала. Служит основой получения практических результатов.

Фактический потенциал – что удалось достичь, реализуя экономический потенциал в стремлении к стратегическому. Оценка реализации целей во внешней среде и возможностей внутренней среды. Служит для корректировки стратегического потенциала, изменений в экономическом потенциале, для повышения результативности и эффективности.

Стратегический  потенциал рассчитывается из оценок перспектив (стратегия, бизнес-план проекта) в соответствии с видением внешней  среды (спрос – предложение, рынок) и возможностей внутренней среды (ресурсы).

Количественный потенциал – измеряется и оценивается в зависимости от особенностей вида деятельности, географии и других особенностей, исходя из показателей внешней стреды, на основании маркетинговых исследований, возможных ресурсов и представляет собой стратегическую оценку количества продаж по периодам времени.

Стоимостной потенциал – измеряется также исходя из анализа показателей внешней среды (бюджет потребителя, себестоимость товара, конкуренция) и представляет собой оценку количественного потенциала в средней цене на период.

Экономический потенциал - оценка настоящих, созданных возможностей по результативности и эффективности на определенную дату. Выражает продукционную мощность активов и нормативную эффективность на основании произведенных капитальных затрат и текущих издержек.

Экономический количественный потенциал – мощность по выпуску продукции. Измеряется производительностью сформированных внеоборотных активов, возможным привлечением оборотных активов за счет имеющихся пассивов, производительностью труда в услугах. Показатели мощности соизмеряются с оценками производительности процессов и труда.

Экономический стоимостной потенциал – измеряется в себестоимости экономического количественного потенциала и нормативной прибыли (доход по депозитам, прибыль на инвестиции, другие показатели).

Фактический потенциал (результаты) – измеряется в информационной системе (финансовый, управленческий учет).

Оценить комплексное  использование потенциала предприятия  можно посредством сравнения  плановых и фактических результатов  по коэффициентам полезности деятельности (КПД).

Роль КПД на разных стадиях бизнеса состоит в следующем:

  • Реализация стратегического потенциала в экономическом потенциале.
  • Реализация стратегического потенциала в фактических результатах.
  • Использование экономического потенциала в фактических результатах.
  • Выявление отклонений, установление причин по факторам, показателям, индикаторам.
  • Оптимизация деятельности в направлении увеличения потенциала, его использования.

КПД результативности определяется такми соотношениями:

  • Доход экономический / Доход стратегический
  • Доход фактический / Доход стратегический
  • Доход фактический / Доход экономический
  • Аналогично по количеству товара, производительности труда.

КПД по эффективности  предполагает следующие соотношения:

  • Прибыль экономическая (норма) / Прибыль стратегическая
  • Прибыль фактическая/ Прибыль стратегическая
  • Прибыль фактическая / Прибыль экономическая
  • Аналогично по денежному потоку

Коэффициент полезности деятельности – измеряется сопоставлением фактических результатов (потенциала) со стратегическим и экономическим потенциалом.

В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие  этапы:

1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;

2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;

3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;

4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;

5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;

6)  осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.

Стратегическое планирование потенциала предприятия позволяет решить одну из важнейших задач, стоящей перед любым предприятием, функционирующим в динамичной экономической среде, - это оптимизация деятельности. Это может быть достигнуто за счет следующих действий:

1. Оптимизировать результативность и эффективность на стадии планирования, то есть максимизация доходов и прибыли при определенных условиях внешней среды и возможностей в создании внутренней среды по этапам развития. Чтобы управлять результативностью и эффективностью, нужно понимать зависимости между факторами внешней и внутренней среды, измерять и оценивать эти зависимости. При этом оценивать не только и не столько факт к факту (прошлое с прошлым), а с возможностями, то есть потенциалом деятельности. Это дает более объективную оценку и позволяет управлять будущим, которое уже наступило.

Информация о работе Оценка потенциала предприятия