Оценка прогнозирования вероятности банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ института банкротства, проведение теоретических исследований в области оценки вероятности банкротства предприятия.
Задачи исследования определены целью:
- изучение основных теоретических аспектов института банкротства;
- исследование основных методов прогнозирования вероятности банкротства;
- применение изученных методов на практике при оценке вероятности банкротства ООО «Теллойл»

Содержание

Введение 3
1 Основные теоретические аспекты института банкротства 5
1.1 Понятие, причины и правовое регулирование института банкротства (несостоятельности) 5
1.2 Процедуры банкротства 11
1.3 Антикризисные процедуры банкротства 18
2 Методы прогнозирования вероятности банкротства 27
2.1 Анализ финансового состояния предприятия: регламентированные методики 27
2.2 Нерегламентированные методики прогнозирования вероятности банкротства 32
3 Прогнозирование вероятности банкротства на примере ООО «Теллойл» 40
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Теллойл» 40
3.2 Анализ вероятности банкротства ООО «Теллойл» с применением нерегламентированных методик 48
3.3 Возможность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ООО «Теллойл» 52
Заключение 56
Литература 58
Приложение 1 Расчет показателей по данным финансовой отчетности 60
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2007г. 64
Приложение 3 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2007 г. 65
Приложение 4 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2008г. 66
Приложение 5 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2008 г. 67
Приложение 6 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2009г. 68
Приложение 7 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2009 г. 69
Приложение 8 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 30.09.2010г. 70
Приложение 9 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 30.09.2010 г. 71

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 869.50 Кб (Скачать файл)

- размер обязательных платежей  без учета установленных законодательством  Российской  Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые и рамках судебного процесса.5 К внесудебным процедурам относятся; досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства. К судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Судебное разбирательство  может быть начато по заявлению как  самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и в конечном счете - к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства  организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31)6.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Досудебная санация  осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия.

В законе не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность  участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т. е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого - состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

 

1.2 Процедуры банкротства

 

В соответствие с законодательством Российской Федерации выделяют несколько процедур банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

мировое соглашение.

Особенности наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законом представлены в таблице 1.

Таблица 1 Особенности наблюдения процедуры банкротства7

Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Не применяется

- К должнику, в отношении  которого принято решение о  ликвидации;

- к отсутствующему  должнику;

- к организациям, осуществляющим  незаконную деятельность по привлечению денежных средств;

Срок

Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено  с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве

Начало

При подаче заявления  конкурсным кредиторам и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Орган управления

Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего


 

Продолжение таблицы 1

Специфика

Предприятие-должник  продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т. д. Сделки с имуществом, превышающим 5% балансовой стоимости активов, сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т. п. возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества.

Окончание процедуры

С момента:

- признания должника  банкротом и открылся конкурсного  производства;

- введения финансового  оздоровления;

- введения внешнего  управления;

- утверждения мирового  соглашения.


 

На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Таким образом, наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие от таких  процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Финансовое оздоровление - это процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника. Разница между финансовым оздоровлением и санацией заключается в следующем:8

- досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем);

- во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т. е, долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры),

- при финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечение, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

Внешнее управление имуществом должника предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.9 Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев и  может быть продлен еще на 6 месяцев.

Срок внешнего управления может быть продлен арбитражным  судом при условии, что:

- собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, но не более чем максимальный срок внешнего управления;

- собранием кредиторов по результатам рассмотрения принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются:10

    1. Отстранение руководителя должника от должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий имеет право издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством,
    2. Прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т. д.) и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Большинство полномочий этих органов должника переходят к внешнему управляющему, однако некоторые из них (согласование крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность) переходят к собранию либо комитету кредиторов. Органы должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации-должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. В компетенции органов управления должника остается только принятие решений об увеличении уставного капитала, об определении порядка ведения общего собрания акционеров и об избрании представителя учредителей (участников) должника, который будет участвовать в собрании кредиторов.
    3. Снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.
    4. Введение моратория на удовлетворение требований.

Внешний управляющий  утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Внешний управляющий по результатам проведения внешнего управления при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления, по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, а также в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет. Затем этот отчет направляется в арбитражный суд, который по результатам его рассмотрения выносит свое определение.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением соответствующих документов.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План внешнего управления должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.11

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее, чем за две недели до даты проведения

собрания.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

- об утверждении плана внешнего управления;

- об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- об отклонении плана внешнего управления. Это решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;

- об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие  меры по восстановлению платежеспособности должника:12

  1. Перепрофилирование производства.
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Продажа части имущества должника.

Информация о работе Оценка прогнозирования вероятности банкротства