Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:41, дипломная работа
Целью исследования является анализ института банкротства, проведение теоретических исследований в области оценки вероятности банкротства предприятия.
Задачи исследования определены целью:
- изучение основных теоретических аспектов института банкротства;
- исследование основных методов прогнозирования вероятности банкротства;
- применение изученных методов на практике при оценке вероятности банкротства ООО «Теллойл»
Введение 3
1 Основные теоретические аспекты института банкротства 5
1.1 Понятие, причины и правовое регулирование института банкротства (несостоятельности) 5
1.2 Процедуры банкротства 11
1.3 Антикризисные процедуры банкротства 18
2 Методы прогнозирования вероятности банкротства 27
2.1 Анализ финансового состояния предприятия: регламентированные методики 27
2.2 Нерегламентированные методики прогнозирования вероятности банкротства 32
3 Прогнозирование вероятности банкротства на примере ООО «Теллойл» 40
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Теллойл» 40
3.2 Анализ вероятности банкротства ООО «Теллойл» с применением нерегламентированных методик 48
3.3 Возможность дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности ООО «Теллойл» 52
Заключение 56
Литература 58
Приложение 1 Расчет показателей по данным финансовой отчетности 60
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2007г. 64
Приложение 3 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2007 г. 65
Приложение 4 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2008г. 66
Приложение 5 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2008 г. 67
Приложение 6 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 31.12.2009г. 68
Приложение 7 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 31.12.2009 г. 69
Приложение 8 Бухгалтерский баланс ООО «Теллойл» на 30.09.2010г. 70
Приложение 9 Отчет о прибылях и убытках ООО «Теллойл» на 30.09.2010 г. 71
- размер обязательных платежей
без учета установленных
Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые и рамках судебного процесса.5 К внесудебным процедурам относятся; досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства. К судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и в конечном счете - к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.
Законом «О несостоятельности
(банкротстве)» предусмотрено
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.
До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником
Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия.
В законе не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т. е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого - состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностика финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.
1.2 Процедуры банкротства
В соответствие с законодательством Российской Федерации выделяют несколько процедур банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
мировое соглашение.
Особенности наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законом представлены в таблице 1.
Таблица 1 Особенности наблюдения процедуры банкротства7
Процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях
обеспечения сохранности имущес | |
Не применяется |
- К должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации; - к отсутствующему должнику; - к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств; |
Срок |
Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве |
Начало |
При подаче заявления конкурсным кредиторам и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. |
Орган управления |
Руководство предприятия-должника под контролем временного управляющего |
Продолжение таблицы 1
Специфика |
Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т. д. Сделки с имуществом, превышающим 5% балансовой стоимости активов, сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т. п. возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества. |
Окончание процедуры |
С момента: - признания должника
банкротом и открылся - введения финансового оздоровления; - введения внешнего управления; - утверждения мирового соглашения. |
На основании данных, собранных на стадии наблюдения, принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Таким образом, наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.
В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.
Финансовое оздоровление - это процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника. Разница между финансовым оздоровлением и санацией заключается в следующем:8
- досудебная санация является добровольной процедурой и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем);
- во время внешнего управления, кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги (т. е, долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры),
- при финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечение, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
Внешнее управление имуществом должника предприятия направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление; оно является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.9 Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев.
Срок внешнего управления может быть продлен арбитражным судом при условии, что:
- собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный, но не более чем максимальный срок внешнего управления;
- собранием кредиторов по результатам рассмотрения принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления, но не более чем максимальный срок внешнего управления.
Последствиями введения внешнего управления являются:10
Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.
Внешний управляющий по результатам проведения внешнего управления при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления, по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, а также в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет. Затем этот отчет направляется в арбитражный суд, который по результатам его рассмотрения выносит свое определение.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением соответствующих документов.
Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План внешнего управления должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.11
План внешнего управления
рассматривается собранием
собрания.
Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
- об утверждении плана внешнего управления;
- об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- об отклонении плана внешнего управления. Это решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;
- об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.
Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:12
Информация о работе Оценка прогнозирования вероятности банкротства