Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:22, реферат
Рыночная концентрация в общем смысле - это объединение то сосредоточение выпуска одного или нескольких родственных видов продукции в одном месте, в пределах крупных предприятий, компаний. Примером может служить, металлургия в силу технологических особенностей производства всегда относилась к отраслям с высокой степенью концентрации производства.
Введение……………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы рыночной концентрации…………………………..4
Рыночная концентрация: понятие, сущность, на отраслевых рынка…………4
Виды экономической концентрации……………………………………………7
Глава2. Методы исследования отраслевой структуры рынка ………………………10
2.1. Пороговая доля рынка ……………………………………………………………..11
2.2. Индекс концентрации ……………………………………………………………..12
2.3. Индекс Линда ………………………………………………………………………14
2.4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана……………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………………..23
Рассмотрим конкретные показатели уровня концентрации рынка.
2.1. Пороговая доля рынка
Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм, называемый пороговой долей рынка.
По первому российскому закону 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первоначальной редакции, если доля предприятия на данном рынке превышала 35%, то это предприятие включалось в Государственный реестр предприятий-монополистов.
По новой редакции (1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка.
Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35 до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им.
Государственный комитет по антимонопольному законодательству в 1995 г. возбудил 692 дела по злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Наиболее типичные нарушения антимонопольного законодательства:
В некоторых странах пороговая доля рынка устанавливается не только для продавцов, но и для покупателей, по нашему же законодательству - только для продавцов.
Данный показатель как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что применяется к отдельному преудприятию и не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Для этой цели служат другие показатели.
2.2 Индекс концентрации
Характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
где X - рыночная доля отдельного субъекта; k - количество производителей, для которого ведется расчет. Например, CR3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов.
Рис.1. Кривая рыночной концентрации
Индекс концентрации отражается на кривой рыночной концентрации (рис. 1). По горизонтальной оси этого графика откладывается кумулятивно нарастающее число хозяйствующих субъектов k, начиная с наиболее крупных, а по вертикальной - кумулятивная доля товарного рынка, приходящаяся на определенное число продавцов CR.
Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный.
Однако индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли. Например, если мы анализируем две отрасли и в каждой из них четыре крупнейшие фирмы производят 60% всей продукции отрасли, то получаем одинаковый индекс концентрации. Тем не менее рыночная ситуация в них может быть различна, так как в одной отрасли всего 10 фирм, а в другой 100. Кроме того, и в самом "ядре" рынка может быть различное распределение долей. Четыре фирмы по 15% - равное распределение или 35, 10, 10 и 5% - явное доминирование ведущей фирмы.
Не учитывает данный показатель и долю рынка, покрываемую за счет импорта, поэтому он может показать завышенный уровень концентрации отрасли. По этой же причине он неприменим к оценке региональных и местных рыночных структур.
Тем не менее данный показатель приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, или в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.
2.3 Индекс Линда
Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (т) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.
Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:
Если k1 = 50%, k2 = 25%, то IL= 200%.
Для трех крупнейших фирм индекс Линда определяется по формуле:
Для четырех фирм:
2.4 Индекс Херфиндаля-Хиршмана
В США с 1982 г. официальная статистика полностью отказалась от индекса концентрации. При проведении антимонопольной политики стали использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
Его можно также рассматривать
как индекс концентрации, однако он
характеризует не долю рынка, контролируемую
несколькими крупнейшими
Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
где ki - доля i-й фирмы в отрасли в %;
n - количество фирм в отрасли, часто берут n = 50.
Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой.
В этом случае очевидно:
ННI = 100% 2=10 000.
Если число фирм больше единицы, то HHI может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.
Данный индекс используется
в США в качестве ориентира
для определения возможности
слияния фирм. Если HHI < 1000, рынок
считается неконцентрированным, и
слияния беспрепятственно допускаются.
Если 1000 < HHI < 1800 - рынок умеренно
концентрированный, однако уровень
выше 1400 может потребовать
Анализ состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на относительно невысокие показатели концентрации производства по отраслям, на уровне под отраслей, особенно моно продуктовых, наблюдается все еще опасный уровень концентрации. Это позволяет определить "зоны риска" - под отрасли, товарные группы, где в первую очередь необходим контроль со стороны антимонопольных органов, в том числе при решении вопросов о создании, слиянии, присоединении, преобразовании и ликвидации хозяйствующих субъектов.
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.
При CR3<45%, HHI<1000 концентрация считается нормальной, при 45%<CR3<70%, 1000 < ННI< 2000 - средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при CR3>70%, HHI>2000.
В подавляющем большинстве отечественных промышленных отраслей более 1/3 под отраслей относится к высококонцентрированным, именно они требуют пристального внимания антимонопольных органов. Так, химическая и нефтехимическая промышленность в целом остаются в классификационной группе высококонцентрированных рынков, при этом 10 под отраслей образуют высококонцентрированные рынки, 11 - умеренно концентрированные и 8 - неконцентрированные. Однако производство автомобилей и сельскохозяйственное машиностроение переместились из группы высококонцентрированных рынков в группу умеренно концентрированных. В группу неконцентрированных рынков переместились производство тракторов и подшипниковая промышленность.
По результатам анализа
количественных и качественных показателей,
характеризующих структуру
Другой важнейшей
Товарная номенклатура, по
которой Госкомстатом России проводятся
расчеты коэффициентов
Позитивные тенденции (некоторое снижение уровня концентрации) связаны:
Негативные тенденции повышения уровня концентрации наблюдаются:
Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:
где eD - эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.
Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно (см. курс "Микроэкономика").
В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будет вычисляться по формуле:
Li = -ki / еD,
где ki - рыночная доля фирмы;
eD - показатель эластичности рыночного спроса.
Тогда средний для отрасли индекс (когда весами служат доли фирм на рынке):
L = - HHI / eD.
Существует также зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:
для фирмы –
Li = - b / eD - (1- b)ki / еD;
для отрасли –
L = -b / eD - (l - b)HHI / eD,
где b - показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения.
Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли ее на рынке, а для отрасли - от уровня концентрации продавцов.
Список использованной литературы
1. Объективные предпосылки концентрации производства на российских отраслевых рынках. С.А. Абрамов, С.М. Игнатова, 2009г.
2. Теория организации отраслевых рынков. С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова, 1998г.
3. Концентрация и диверсификация производства в отраслях промышленности. М.И. Беркович, А.А. Харченко, Д.А. Смирнов, 2006г.
4. Анализ отраслевых рынков. Л.В. Рой, В.П. Третьяк, 2008г.
5. Экономика отраслевых рынков. Ю.В. Тарануха, 2002г
6.Экономика отрасли. Пелих А.С, 2004г.
Информация о работе Оценка уровня концентрации на отраслевых рынка