Оценка уровня социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие уровня социально-экономического развития; рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона; а также сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
Объектом исследования является республика Бурятия. Предмет исследования – социально-экономическое развитие республики Бурятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность анализа и уровня социально-экономического развития региона
1.2 Подходы к оценке социально-экономического развития региона
1.3 Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
2.2 Механизмы анализа социально-экономического развития региона
2.3 Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 59.25 Кб (Скачать файл)

Федеральные целевые программы  регионального развития должны быть построены на следующих принципах:

1) Принцип взаимосвязи и преемственности программ. Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам и усиливать друг друга;

2) Принцип наращивания усилий. Необходимо обеспечить воспроизводство ресурсов по ходу реализации стратегии, то есть, возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся на предыдущих этапах;

3) Принцип экономии ресурсов. При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы;

4) Принцип «средового воздействия». Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы;

5) Принцип инфраструктурного обеспечения. Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.

В мировой  практике существует ряд других механизмов социально-экономического развития регионов: фонды регионального развития и  поддержки проблемных территорий, плановые контракты между государством и  регионами, агентства регионального  развития; национальные институты территориального и городского планирования.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Бурятия являются:

значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов;

высокий экологический и туристический  потенциал территории (озеро Байкал как объект мирового природного и  экологического наследия). На территории Республики Бурятия создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»;

важное стратегическое положение  в транспортной системе России, наличие  международного аэропорта. По территории Республики Бурятия проходят 2 железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ, соединяющие центральные части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной Азии - Китаем, КНДР, Монголией, Японией и др.;

приграничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы  с Монголией), близость переходов  через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной  Азии;

близость к активно развивающимся  странам Азиатско-Тихоокеанского региона (к потенциальным рынкам сбыта  и источникам инвестиций);

наличие крупных промышленных предприятий  с элементами высокотехнологичных  производств.

 

2.3 Общая оценка уровня социально-экономического развития

Республики Бурятия

 

Есть такое скучное понятие, как "валовой региональный продукт  на душу населения" — основной показатель, по которому оценивается благосостояние одного жителя региона. По расчетам минэкономики, в 2013 году рост ВРП составит в Бурятии 108% к уровню прошлого года — это хорошая новость. Но в лучшем случае весь наш валовой доход, в пересчете на душу населения, будет мал — составит 59,5%, то есть мы почти вполовину беднее — это плохая новость. Нетрудно догадаться, что, подрастая такими темпами, жить хуже среднестатистического россиянина жителям Бурятии придется довольно-таки долго.

 

Таблица 3. Валовой региональный продукт  Республики Бурятия

(в основных ценах).

Валовой региональный продукт:

   

всего, млн. руб.

107442,0

126829,6

на душу населения, руб.

111925,8

132070,6


 

 

Догонять среднероссийские показатели было нелегко и до кризиса. Но, оказывается, в декабре 2009 года вообще все стало  непросто. Как откровенно сообщает правительство: "Индикаторы Программы  социально-экономического развития РБ на 2010—2012 годы и на период до 2017 года были скорректированы в сторону уменьшения". На самом деле это есть сенсация. Правительство призналось само себе, да и населению, в публичном докладе, что не может выдержать тот ритм, который был запланирован программой СЭР — догматическим документом всей экономики Бурятии.

По этому поводу сначала идет диагноз "снижение прибыли в базисных отраслях экономики и в секторе  малого предпринимательства и, как  следствие, — уменьшение доходов  населения". Затем последствие: "темпы  роста ВРП снижены от установленных  первоначально в Программе в 2009 году — на 12,8%, в 2010 году — на 13,6%".

Затем в Анализе идут причины  не столь радужных перспектив. Кстати, непосредственно к кризису последних  годов имеющие малое отношение. Зато из цифр можно понять отсталость экономики Бурятии в принципе.

На долю промышленности (реального  сектора) приходится только 20% от всей добавленной стоимости Бурятии. Это более чем на 10% меньше общероссийских показателей.

Всегда наибольшая доля добавленной  стоимости находится в обрабатывающих отраслях. Это мировая практика. Так вот, в остальной стране доля "обработки" в ВВП составляет 19%, в Бурятии в аналогичных  цифрах ВРП — всего 11%. Иначе говоря, можно долго говорить, что в  Бурятии мало промышленности, но, только глянув на двукратное отставание, понимаешь "запущенность" ситуации. И ситуация быстро не исправится. Заводы не появляются в течение года по желанию, на это  уходят иногда десятилетия.

Раз уж речь зашла о промышленности, надо и упомянуть "насущное" в  свете последних событий сельское хозяйство Бурятии. Вопреки стереотипам  Бурятию сложно назвать сельскохозяйственным регионом. Оказывается, вклад этой отрасли в общую экономику незначителен. Кроме того, он довольно быстро снижался до последнего времени. В 2004 по 2008 годы — с 9,7% до 6,6%. Правда, в последние годы ситуация несколько изменилась: в 2012 году доля возросла до 7,2%. Но очевидно одно: в ближайшие годы сельское хозяйство на роль локомотива экономики Бурятии пока не претендует.

Зато у нас был устойчивый миф про торговлю, общественное питание  и сферу услуг. Дескать, целые  страны (или регионы) вполне себе нормально  живут "на услугах". Страны, может, и живут, Бурятии это не грозит. Вот уже и Россия почти на 25% свой ВВП формирует за счет услуг. Но доля подобного в Бурятии не превышает 16,7% (данные 2008 года). Можно  было бы, конечно, понастроить парикмахерских, позных и турбаз, но есть риск, что  они будут полупустыми. Как констатирует тот же минэконом Бурятии, "причина  связана с низкой покупательской способностью населения республики (доходы на душу населения по России в 2009 году — 16818, по республике — 12644 рубля)".

То же самое про пресловутый  малый бизнес. В развитых странах  доля малого бизнеса в экономике  составляет порядка 50%, а в Китае  — более 60%. По России эта цифра  — скромные 17%, в Бурятии еще  менее — впечатляющие 10%.

Спрашивается, на что тогда Бурятия  существует?

На "транспорте и связи", во многом. По прогнозам, в 2010 году 28,5% всей экономики  Бурятии дадут именно эти отрасли. К Бурятии они имеют не совсем прямое отношение — это в большей  степени федеральные проекты  на нашей территории. Затем уже  идут упоминавшиеся промышленность (20%), торговля (13,4%).

К чему, собственно, все эти расклады? К тому, что экономические проблемы Бурятии, прежде всего, структурные. Мировая  практика доказывает, что рост экономики  отдельных территорий идет за счет тех отраслей, которые на данный момент в Бурятии находятся не в фаворе. По статистике они минимальны.

 

Таблица 4. Основные показатели транспорта.

 

2010

2011

2012

Эксплуатационная длина путей  сообщения общего пользования (на конец  года), км:

     

железнодорожные пути

1227

1227

1227

автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования)

6710

6541

6637

трамвайные пути

24

25

25

внутренние водные судоходные пути

1912

1912

1912

Перевезено грузов транспортом, тыс. т:

     

железнодорожным

8777

8970

7431

автомобильным

7396

9139

8716

внутренним водным

579

434

167

воздушным

0,3

0,2

0,5

Грузооборот транспорта,  млн. т·км:

     

железнодорожного

36997

39060

39369

автомобильного 

305

346

281

внутреннего водного

1

1

2

воздушного

0,2

0,2

0,5

Перевезено пассажиров транспортом  общего пользования, тыс. человек:

     

железнодорожным

4419

4476

3095

автобусным

49951

45986

53034

трамвайным

20196

22259

18544

внутренним водным

-

-

-

воздушным

45

47

33

Пассажирооборот транспорта общего

пользования, млн. пассажиро-км:

     

железнодорожного

1241

1262

1046

автобусного

259

396

609

воздушного 

31

36

26


 

Это не значит, что правительство  этого не видит. Последнюю пару лет  много шума про малый бизнес, сельское хозяйство, инновационную промышленность, туризм. Только на структурные изменения  в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило.

Заключение

 

В курсовой работе были раскрыты понятия анализа  и уровня социально-экономического развития. Социально-экономическое  развитие региона – это центральная  функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Одним из основных и традиционных методов  региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы  статистических показателей, характеризующих  основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической  системе. Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление  диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии  социально-экономического развития региона. социальный экономический

Республика Бурятия обладает конкурентными  преимуществами, но чтобы их по использовать в полную силу необходимо какое-то время. Только на структурные изменения  в экономике (без шоковой терапии) уходит не два-три года. Даже не пять-десять, как правило.

Из этого следует, что, во-первых, чудес в ближайшие годы в экономике  Бурятии не произойдет: несколько  процентов изменений ежегодно в  структуре доходов экономики  региона будут мало ощутимы для  населения. Большое ведь видится  на расстоянии, то есть измеряется в  годах. Во-вторых, действующей власти надо подготовиться к неудовольствию общественности от отсутствия экономических  чудес. Как же так: столько лет  — и все по-старому? Обычно это  мало кому нравится.

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова, — М.: ИНФРА-М, 2007. – 666 с.
  2. Фетисов Г.Г., Орешин В.П., Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  3. Региональная экономика и управление, Коваленко Е.Г. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
  4. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы.
  5. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года.
  6. Федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года).
  7. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.
  8. Основы макроэкономического анализа : учебное пособие / Н.С. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 140 с.
  9. Мельников Р.М. Межрегиональное экономическое неравенство в российской экономике: тенденции и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – 714 с.
  10. Сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru.

Информация о работе Оценка уровня социально-экономического развития региона