Оценка энергоэффективности в России. На пути к переменам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:40, статья

Краткое описание

Несмотря на мощный импульс, предпринятый российским Правительством в последние годы в области политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и комплекс предпринятых мер по данному направлению, до сих пор остаются амбициозными цели по снижению энергоемкости экономики Российской Федерации к 2020 году на 40 %. Промышленный сектор, а в нем сосредоточена преобладающая часть энергопотерь России (основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии), характеризуется недостаточной эффективностью.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 29.74 Кб (Скачать файл)

В преходящем мире остается неизменной только мудрость.

Болеслав Прус

 

Данная цитата, написанная великим польским писателем в конце 19 века, отнесена к периоду до 3 тыс. лет до н.э., однако и в наши дни сохраняет свою актуальность. Аксиоматичность знаний вопреки меняющемуся миру порождает прогресс, И место современного человека на пути к достижениям выражается в способности воспринимать и использовать полученную мудрость.

На вопрос, что же значит энергетика в мышлении постиндустриального общества, на смену идеологии доминирования углеводородного сырья приходит парадигма новой энергетики, в основе которой заложена концепция устойчивого развития и устойчивой энергетики для всех.

На фоне глобальных энергетических преобразований биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов [Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»].

Снижение интенсивности  потребления энергоресурсов и повсеместное повышение энергоэффективности  – необходимый инструментарий в  основе построения базовых линий  и базовый сценарий, с которого начинается модернизация энергетики.

 

 

 

ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ  В РОССИИ. НА ПУТИ К ПЕРЕМЕНАМ.

 

Несмотря на мощный импульс, предпринятый российским Правительством в последние годы в области  политики энергосбережения и повышения  энергетической эффективности, и комплекс предпринятых мер по данному направлению, до сих пор остаются амбициозными цели по снижению энергоемкости экономики  Российской Федерации к 2020 году на 40 %. Промышленный сектор, а в нем сосредоточена преобладающая часть энергопотерь России (основные потери происходят в сфере генерации и при передаче энергии), характеризуется недостаточной эффективностью. Согласно прогнозам потребности в энергопотреблении в России на период с 2009 по 2035 годы, ситуация будет характеризоваться возможным увеличением потребности в энергопотреблении до 1,3 % ежегодно. С целью выстраивания благоприятных сценариев развития национальной индустрии и экономики в целом необходим комплекс эффективных программных мер, направленных на снижение расхода энергии в энергобалансе страны.

 

Во многом процесс энергоэффективного развития отождествляет в себе два подхода: реализация энергосервиса, как ключевого элемента в формировании эффективной технологической платформы страны и разработка квалифицированной системы энергетического менеджмента в контексте разработки эффективных механизмов управления энергосбережением на производстве.

 

Несмотря на всю актуальность и значимость промышленной модернизации, современное законодательство в  области энергоэффективности в  России сосредоточено большей частью на бюджетном секторе и секторе жилых зданий. Сегодня для промышленности прописано фактически всего несколько пока слабых еще механизмов мотивации [Директор ЦЭНЕФ И.А.Башмаков]: крупные промышленные предприятия должны проводить энергоаудит и делать энергопаспорта, а, что гораздо важнее, не разрабатывать программы энергосбережения и реализовывать их (что исключает как таковую идею энергосервиса). Притом, что энергопаспорт представляет из себя некий формальный документ, не обязывающий руководителей предприятий организовывать те мероприятия, которые в энергопаспорте прописаны. В этой связи в рамках рассмотрения тематики внутренних энергетических обследований представляется целесообразным формирование неких мотивирующих компонент, как, например, налоговые вычеты. Ввиду отсутствия четких требований к содержанию информации энергетических паспортов необходимо расширение непосредственно самих требований к энергетическому паспорту с целью привязки показателей энергоэффективности к единице выпущенной продукции в целях создания возможностей для последующего сравнительного анализа между объектами исследования.

 

Вопреки значительным преобразованиям, предпринятым Россией в последнее время в области повышения энергетической эффективности, а также созданным законодательным инструментам государственной поддержки энергосбережения, анализ текущего состояния в области энергоменеджмента в России сводится к необходимости повышения эффективности функционирования системы менеджмента энергии, как на уровне федерального правительства, так и на уровне конечных объектов. В этой связи целесообразно формирование целостного подхода: от развития эффективных систем ситуационного анализа, как инструментов эффективного развития приоритетных направлений развития Российской Федерации, до стимулирования внедрения квалифицированной системы проектного менеджмента и, в частности, энергетического менеджмента, в контексте развития предприятий России. В настоящее время завершается работа над российским стандартом ГОСТ Р ИСО 50001:2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (введение в действие планируется с 1 января 2013 года). В качестве приоритетного направления рассматривается понятие энергетической эффективности. Повсеместное применение данного стандарта будет также способствовать повышению экологической эффективности и энергетической безопасности на предприятиях.

Важной особенностью рассматриваемого стандарта (так же как и его  международного аналога) является добровольный характер (согласно российскому законодательству в области технического регулирования  национальные стандарты применяются  на добровольной основе равным образом  и в равной мере …). Таким образом, встает предварительный вопрос об эффективности  его использования и необходимости  обязательного закрепления по соблюдению его требований на национальном рынке.

Второй этап предполагает преодоление барьеров, связанных  с проведением внутреннего аудита в организациях. Сложившаяся практика выполнения мероприятий в области  энергетических обследований вкупе  со спецификой энергообеспечения ряда предприятий промышленного сектора  России может явиться существенным препятствием по достижению обеспечения объективности и беспристрастности процесса аудита, а значит и функционированию всей системы энергоменеджмента в целом.

 

 

Немного о барьерах:

Несмотря на то, что энергетический сектор России обладает колоссальным потенциалом энергосбережения, пока он не может быть реализован в полной мере. Во многом это объясняется наличием ряда факторов, сдерживающих развитие энергосбережения и энергоэффективности в России. Данный перечень можно разделить на четыре основные группы. Во-первых, это низкая осведомленность о возможностях повышения энергоэффективности и отсутствие соответствующих стимулов у руководителей предприятий/организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению. Во-вторых, отсутствие возможности доступа к долгосрочному недорогому финансированию и соответственно недостаточный опыт финансирования проектов. В-третьих, несоответствие динамики роста тарифов и динамики изменения цен на производственные товары. И, в-четвертых, негибкие условия газо- и электроснабжения.

В первую очередь современному законодателю необходимо сосредоточиться на распространении необходимой информации о повышении энергоэффективности, а также на разработке мер, направленных на облегчение доступа к долгосрочному финансированию энергоэффективных проектов со стороны финансовых институтов. Это неизбежно повысит спрос на использование энергоэффективных технологий, в том числе и ведущего международного опыта в данной области.

По нашему мнению, ключевым барьером для энергоэффективного развития промышленного сектора Российской Федерации является специфика энергообеспечения большинства предприятий отрасли. Несоответствие динамики цен на энергоресурсы и промышленные товары делает менее значимой долю энергетических издержек в стоимости товаров. Так, например, в 2007 году цены на энергетические ресурсы выросли в среднем на 15 %, в то время как во многих отраслях промышленности цена продукции возросла на 25-30 %. Ситуация усугубляется отсутствием возможности у промышленных предприятий оплачивать энергопотребление «по факту». Те договоры, которые сейчас заключаются между промышленным потребителем и сбытовой компанией носят плановый характер и предусматривают существенные штрафы за недопотребление, что противоречит всем принципам энергосбережения. По таким договорам промышленные предприятия авансируют электро- и газоснабжающие компании, что выгодно исключительно последним с точки зрения долгосрочных капитальных затрат и обеспечения бесперебойного снабжения. Но они также могут порождать низкую энергоэффективность и избыточное потребление энергии, если договорные лимиты неадекватно отражают реальный объем потребления, а у покупателей нет возможности перепродать полученный газ или электроэнергию. Некоторые предприятия вынуждены в рамках договоров заявлять количество энергоресурсов, превышающее реальное в 1,5 раза, так как снижение закупок энергоресурсов повлечет в дальнейшем снижение лимитов на них в следующем отчетном периоде. Поэтому компании зачастую больше заинтересованы в сохранении лимитов, чем в экономии электроэнергии и газа. А неиспользованную энергию, как правило, сжигают «на холостом ходу». В заключение стоит отметить, что на конец 2011 года ситуация с договорами на обеспечение предприятий энергоресурсами сдвинулась с «мертвой точки». Причиной этого стало принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011 года №877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Но пока изменения коснулись предприятий, установленная мощность энергооборудования которых не превышает 750 кВА, т.е. представителей малого и среднего бизнеса. Тем не менее, положительный вектор задан и стоит ожидать последующих изменений в данной области.

В этой связи уместными  представляются предложения РСПП в Правительство России, а именно: установление сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению / повышению энергетической эффективности; а также исключение ситуации, при которой после выполнения компанией программы по повышению энергоэффективности выставляются требования по оплате не потребленной в результате реализации программы электроэнергии. Возможное решение - утверждение на уровне Правительства Российской Федерации типовых договоров, предусматривающих отсутствие необходимости у компании - потребителя электроэнергии (газа) оплачивать разницу между их законтрактованными и реально потребленными объемами, сформировавшуюся в результате реализации программы по энергосбережению / повышению энергетической эффективности.

 

 

 

Автор: Руководитель Сектора энергоэффективности и ВИЭ МЦУЭР Михаил Павлов


Информация о работе Оценка энергоэффективности в России. На пути к переменам